Письма Триоди. Предвесенье весны духовной

В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть —  и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца.

А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля.

А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырная — масленица, преддверие поста.

Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает.

Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди.

На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна…

Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая

Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца

Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себе, братие, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче!

Среда сырная вечер, на стиховне самогласен

Любезно, людие, пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало; оставим телесное сладострастие, возрастим душевная дарования, спостраждем яко раби Христовы, да и спрославимся яко чада Божия, и Дух Святый в нас вселься, просветит души наша.

Стихира на стиховне вторника вечера

Воздержания? А блины? А все яства, которых мы так спешим наесться? А все радости, гощения, развлечения, к которым мы по меньшей мере стремимся в эти дни?

В воскресенье прозвучало Евангелие, усиленное, как множеством резонаторов, стихирами и словами канона; минувшее воскресенье напомнило о Страшном Суде и о том, как будет он прост. Не за пост и молитвы, а за дела милости, бывшие или не сделанные, будут судимы человеки — и мы с вами. И этот Суд может быть для каждого — завтра. Сегодня.

Печем и едим блины и якобы помним о Суде? Над нами смеются и обличают в язычестве. Да блины-то наши, кроме того что являют последнее перед постом звено хорошо продуманной цепи (сплошная — «пестрая» — снова сплошная, но уже без мяс седмица), нужны, как раз в свете — прожекторе! — этого напоминания о Дне Судном, чтобы душу уставить на место. Хорошо есть их, эти блины. И помнить о Суде. О конце… и о милости. Помнить, ценить… понять, что без настоящего, неотвратимо приближающегося воздержания не достичь ни милости, ни мира, ни света. Есть блины и… думать о покаянии, желать его.

Се, предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы; приид/ите /убо, потщимся вн/ити т/ою (войти ею), прежде даже не заключ/ит сию Христос, яко недостойным нам.

Понедельник сырный, 1-я песнь 2-го трипеснца

Мирным постоянием, чистою любовию священнейшее время святаго поста воспри/имем вернии, просяще оставления, ихже кийждо согреши: яко да тамошнюю улуч/им радость.

Понедельник сырный, 9-я песнь 1го трипеснца

Всего-то и избавились от мяса, какое тут воздержание? Но это — преддверие поста, и в приотворенную дверь уже льется его неповторимый свет:

Новодевичий монастырь. Сергей Румянцев. photosight.ru

Новодевичий монастырь. Сергей Румянцев. photosight.ru

От брашен постящееся, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлением безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу. Паче же сраспятися тебе ради распеншемуся, вопиющи к нему: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Среда сырная, утро, на стиховне самогласен

Возсия воздержания благолепие, бесовскую мглу отгоняющее; при/иде постная л/епота, душевных страстей исцеление носящая…

Четверток сырный утро, на стиховне самогласен

А вот удивительно — про то, как бодро воздержание, как противоположно оно всякому унынию. Прямо-таки «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше!» (Лк. 21, 28)

Вх/одное время поста нам будет всякаго греха отложения виновное, да не долу преклон/имся, ниж/е уныло тец/ем, яко да в кратких и малых днех многия скверны умилением сердца из/ымем, Единаго Бога нашего поюще.

Пяток сырный, 8-я песнь канона

(в кратких и малых днех — и не заметим, как пролетит четыредесятница! — есть надежда, мечта, вера «изъять» многие-премногие скверны своей души и жизни чрез умиление сердечное…)

Сейчас, когда голод не гложет, когда не надо бороться с помыслом «а пойду-ка я да съем-ка» — сейчас-то и время, и полная свобода усвоить, что приближается прежде всего ВРЕМЯ МИЛОСТИ и ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ, и двух этих не разделить:

Введ/еся время, душе моя, покаяния, не небрез/и: алчущим даждь хлеб, молися Г/осподеви на всякий день, и нощь, и час, да спас/ет тя.

Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуд/а же и лжи, и всякия злобы убежим.

Понедельник сырный, 9-я песнь 2— го трипеснца

Очистим себе, братие, от всякия скверны плоти и духа, свещ/и душ наших просветим нищелюбием, не снед/ающе друг друга оклеветанием: приспе бо время, егда Жених при/идет всем воздати по дел/ом их. Совн/идем Христу с мудрыми девами, глас оный разбойника к Нему взывающи: помяни нас, Господи, егд/а при/идеши во Царствии Твоем.

Пяток сырный вечер, на стиховне самогласен

«Всё ешь — только людей не ешь!» — вот главный пост:

Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии.

Вторник сырный, 8-я песнь 2— го трипеснца

Милующии, рече, нищия — Спасу взаим дают разумно (Это цитата из Библии: Милуяй нища взаим дает Богови, — Притч. 19, 17). О радости неуподоб/имыя! Пода/ет бо богатно воздаяния добрых (воздаяние добра), во вся веки.

Вторник сырный, 8-я песнь 2— го трипеснца

И сияет, сияет заря, весна света:

Се светоносное при/иде время, святый день проси́я, мрачных страстей твоих отб/егни, о душ/е! и зар/и восприим/и наставляющия тя к свету, умиление яко вино пи/юще веселия, и сластей пиянство возненавиждь.

Пяток сырный, 9-я песнь канона

В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Ее начинают читать в среду с поклонами:

“Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.

Поклоны Ефрема Сирина еще не вошли в наш быт, в среду мы не в храме, а на работе, поклоны для нас начнутся в понедельник. Но ведь можно — и сейчас? Господи… не даждь ми! Сладостная, дивная молитва.

Мне думается, что эта седмица должна и может стать днями поисках мира в душе. Пойдет пост — пойдет борьба, трудности; а сейчас давайте поблагодушествуем на легком месте и порадуемся друг о друге!

Но более — свету весны и зари. Вода Великого Поста отсюда еще видится весенней, сверкающей, светоносной. Она и есть такова; но в понедельник. когда мы ступим в нее, она будет глубокой-таинственной, и свет ее будет затаен.

Какие бы мы ни были немощные и лукавые, неумелые и негодные — «рабы неключимые», настолько негодные, что их на ключ не запирают: если убежит — хозяину только легче! — так вот, какие бы мы ни были дрянные, но есть такая река поста, прекрасная и светлая… и не в еде тут дело, но есть огромный путь и огромный труд Церкви, столь огромный, что можно все равно напитаться этим «чужим» — не своим даже! — трудом и что-то получить. Да, потом с ужасом, к концу поста, можно увидеть: не стал я лучше! стал хуже! ничего не сделал, а время прошло, ушло! Но все равно эта река поднесет к Страстной Седмице и Пасхе, к этому удивительному переходу в совсем иное состояние мира…

Радость масленицы — наобщаться немножко напоследок и порадоваться разными весельями, и это хорошо. Но как у кошки, которая с виду расслаблена, но вмиг может собраться в тугую пружину — такое оно должно быть, расслабление Масленицы.

Эта неделя — самое время прикинуть, с чем прямо, непосредственно и с желанием будем бороться, что надо победить, чтобы… ну, жить лучше. Это ж не в понедельник надо будет решать, а заранее. Именно — решить, а боевых действий пока не начинать…

И блином заедать .

И подойти, пока благодушествуя — к прощению, которое введет нас в Пост.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Темы дня
Прокачать язык, провести мастер-класс и помочь нуждающимся – что еще можно получить от путешествия
Казанская икона Божьей Матери не раз защищала нашу страну от бедствий. Сегодня этот образ Богородицы есть…

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: