По оценкам экспертов объем мошенничества за год на сервисах объявлений составил около 1 млрд рублей
9 ноября. ПРАВМИР. За последний год мошенники смогли незаконно получить до 1 млрд рублей у клиентов различных российских сервисов объявлений.
Методы обмана развиваются стремительно. Год назад их почти не существовало, говорят эксперты.
По оценке компании DLBI, которая специализируется на выявлении утечек данных, только крупнейшие мошеннические группировки могли получить больше 660 млн рублей за счет 111 тыс. переводов с банковских карт обманутых россиян.
Пострадали клиенты 78 банков, 81% транзакций проходит через Сбербанк, утверждает компания. Чаще всего людей обманывают на сервисах объявлений Avito (62% по количеству и 54% по сумме) и «Юла» (22% и 23% соответственно), утверждают эксперты. По их статистике, обманом через сайты объявлений занимаются 13,1 тыс. мошенников, за последний год их средний заработок составлял 28 200 рублей, а организатора группировки — 1,8 млн рублей. Средняя сумма одной трансакции — 5 900 рублей, передает «Коммерсантъ».
Объем мошенничества быстро растет. Еще в октябре 2019 года общий заработок мошенников на всех сайтах объявлений составлял около 0,3 млн рублей, а в октябре 2020 года — уже свыше 120 млн рублей, подсчитала DLBI.
Обмана становится больше, потому что сайты объявлений становятся все популярнее, а у мелких мошенников появился простой доступ к технологиям, отмечает Forbes.
Рост объемов хищений объясняется тем, что мошенники предлагают людям оплатить покупки на сторонних сайтах, а не через сервис объявлений, и предлагают жертвам обманную ссылку. Существуют разные схемы – мошенники указывают на программный сбой и присылают клиенту обманную ссылку для оплаты «от службы технической поддержки». Еще вариант — покупателя переводят на поддельный сайт курьерской службы или предлагают оформить «возврат денег» за товар.
Сервисы объявлений пытаются противостоять мошенникам: например, предупреждают о переходе на сторонний ресурс, когда пользователи пытаются перевести беседу вне сервиса, рассказал «Коммерсанту» портал «Юла».
Мошенники в 2020 году активно используют методы социальной инженерии и активно пытаются вызвать к себе доверие, притворяясь в том числе специалистами банков или продавцами товаров. Часто мошенники звонят людям, представляясь службой безопасности банка и заявляют о подозрительных трансакциях. Расчет мошенников на то, что люди по телефону расскажут все данные своих карт, включая номер, срок действия и защитный CVC-код на оборотной стороне карты. Банки подчеркивают, что их специалисты никогда не запрашивают подобных сведений.