Побеждают на Всеросе и решают задачи после отбоя. Вожатые — об одаренных детях
Научный лагерь — это отдельная вселенная. Пока одни ребята идут на дискотеку, другие читают научные статьи, утром все собираются на матбой, а после ужина — репетируют песню. «Правмир» поговорил с вожатыми лагерей для одаренных детей.

«У математики есть особый вкус» 

Гера Одновол, преподаватель МММФ: 

— Я ездил в математический лагерь еще ребенком. Когда я впервые приехал сюда как преподаватель, мне не пришлось долго адаптироваться. Теперь обязанности изменились: я не просто сижу на занятиях, а сам их веду, готовлю материалы, работаю с детьми. Это требует большей ответственности. Когда ты ученик, отвечаешь только за себя. А когда ты преподаватель — уже за целую группу, за то, поняли ли ребята материал, вовремя ли пришли на занятие, поели ли, не проспали ли.

У нас есть деление на первого и второго преподавателя. Первый отвечает за учебную часть: составляет программу, объясняет материал, ведет занятия. Второй помогает: может проверять решения задач, готовить материалы, участвовать в объяснении по желанию и согласованию. При этом вторые преподаватели активно участвуют в неурочной жизни лагеря: поют, играют на гитаре, проводят общелагерные мероприятия. Я второй преподаватель.

Что касается самих ребят, я не скажу, что они сильно изменились за эти годы. Все те же лица, та же атмосфера. Многие знакомы еще с тех пор, когда я ездил сюда учеником.

Иногда дети, конечно, шалят. Например, во время «мягкого» отбоя, когда нужно начинать готовиться ко сну, кто-то может выскочить на улицу поиграть в футбол, кто-то хочет срочно сдать задачу. Некоторые готовы решать задачи и днем, и ночью.

Любовь детей к математике — это не всегда про то, чтобы 24/7 сидеть с книжками. Это про интерес — когда тебе рассказывают что-то захватывающее, когда ты сам открываешь для себя новые идеи, когда ты находишь друзей по интересам. Этот лагерь — не только про математику, но и про среду, про людей, про общение. Здесь можно и поиграть, и поговорить, и научиться чему-то полезному.

Мы стараемся преподавать интересно: не просто давать кучу теорем, а выстраивать системное понимание. Сначала мы даем простые задачи, потом посложнее, а в конце — вызов для тех, кто готов к самым мощным задачам. Это дает возможность каждому развиваться в своем темпе, не чувствуя давления.

По-моему, самое важное, что здесь нет нездоровой конкуренции. Мы не вывешиваем рейтинги, не создаем стресс. Конечно, следим за успеваемостью, но больше для себя, чтобы понимать, как идет группа, у кого есть проблемы с какими-то задачами.

Разрабатывать задания достаточно сложно. Но иногда я наталкиваюсь на интересную идею и понимаю, что из нее может получиться целая задача, а может, даже и не одна. Вижу какую-то конструкцию, нахожу в ней что-то новое — и вот уже зачаток идеи.

Опытные преподаватели давно разработали собственные методы. У них целые архивы задач, уже готовые подборки. Но мне пока редко приходится прямо из головы все собирать, потому что есть люди с огромной базой и опытом.

Если говорить о запоминающихся моментах, наверное, это наше «Евровидение». Это не просто мероприятие, а мини-проект. Подготовка идет минимум дня три-четыре. Дети выбирают песню, учат ее, ставят номер. Реквизит, костюмы, репетиции — все это требует времени.

Бывают интересные моменты и на уроках. Когда ребенок рассказывает решение — и выходит так по-детски нелепо, что еле сдерживаешь улыбку. Типа «докажем, что делится на 5, а у нас получилось четное число». Что? Зачем? Откуда? И он стоит, сам не понимает, где потерялся.

Еще у нас есть матбои — это вообще целая отдельная вселенная. Пять часов дети решают задачи, потом обед — и начинается сам бой. Это стратегии, конкурсы капитанов, вызовы, проверки корректности, оппонирование. Формально можно все уместить в несколько листов правил, но по-настоящему понять можно только через участие. Это не война, хоть и называется «бой». Там все товарищи. Соперники, не противники. Это важно.

Наверное, дети здесь не выгорают, потому что сочетаются учеба и отдых. Причем такой, которого, может, и не хватает в обычной жизни. Когда ты не просто отдыхаешь, но отдыхаешь после усилия. То есть сначала — пара часов работы мозга, потом — футбол, квиз, «Евровидение», чаепитие в комнате. И все это с ребятами, которых ты знаешь по олимпиадам, по прошлым сменам. Кто-то приезжает сюда, чтобы отдохнуть, но через математику. Кто-то наоборот — только ради математики, а отдых идет бонусом. Некоторые сидят вечерами и читают научные статьи, потому что им интересно. А кто-то идет на дискотеку. Может, здесь у математики есть особый вкус — она живет не в тетрадках, а в воздухе. Здесь можно и ошибиться, и победить, и посмеяться над собой. А потом выйти во двор и играть в футбол с тем, с кем ты только что спорил у доски.

«Математика становится языком общения»

Татьяна Гладыш, 3 года преподает в МММФ: 

— Я помню, как сама была здесь школьницей в шестом классе. Я не была лучшей, но мне было по-настоящему интересно. Задачи были как загадки, как квесты. Я могла часами сидеть над одной задачей, просто потому что чувствовала, что решение где-то рядом, оно витает в воздухе. Тогда я впервые подумала, что, возможно, именно этим хочу заниматься. Математика стала моим языком. Я через нее стала понимать себя.

Теперь я работаю в лагере уже третий год. Это место, где математика становится языком общения, способом мышления, способом чувствовать мир.

Когда я говорю друзьям, что провожу отпуск в лагере, где каждый день по шесть часов преподаю, они удивляются: «Ты не устаешь?» А я отвечаю — нет. Устает тело, да, иногда хочется просто лечь и ничего не делать. Но душа, наоборот, отдыхает. Потому что здесь я среди своих. Среди людей, которые любят думать, искать, пробовать, ошибаться и снова искать.

Конечно, здесь много работы. Каждое утро лекции, потом семинары, потом кружки. Но между делом мы ходим гулять, обсуждаем задачи неформально. Математика здесь повсюду. Она на обедах, в коридорах, на лестницах, в перерывах между кружками. Я видела, как шестиклассники решают задачи для старших классов просто потому, что им интересно, а не потому что надо.

Есть дни, когда дети устают. Особенно на второй неделе смены. Я это понимаю, у них серьезная нагрузка. Много теории, самостоятельной работы, постоянный мыслительный процесс. Тогда мы стараемся дать больше свободы: кружки становятся легче, обсуждения — менее формальными. Кто-то идет на дискотеку, кто-то — в лес, кто-то остается дорешивать задачи. И это нормально. Это лагерь, в конце концов, а не тренажерный зал. Хотя, в каком-то смысле, — тренажерный зал для ума. Главное — не перегрузить и дать почувствовать, что математика — это пространство свободы, творчества, игры.

Я веду не только основные курсы, но и спецкурсы. Один из самых любимых был про квантовую криптографию. Звучит сложно, но слушателями были шестиклассники, и они справились. Я объясняла, что такое кубиты, в чем разница между классической и квантовой информацией. Мы даже моделировали простейшие квантовые протоколы. Кто-то ничего не понял — и это нормально. А кто-то загорелся, начал читать дальше, пришел через пару дней с новой идеей.

Здесь невероятно важна команда. Мы, преподаватели, не только читаем лекции, но и вместе придумываем задачи, обсуждаем подходы, спорим до ночи. Я учусь у коллег, они — у меня. В этом лагере нет барьера между взрослыми и детьми, между преподавателями и учениками. Мы все в одной лодке, просто с разным уровнем опыта.

«Победители олимпиад самые скромные»

Ольга Петрова, вожатая МММФ, окончившая филфак:

— Когда работаешь с одаренными детьми, ты быстро понимаешь: это не просто дети с высоким IQ, они умеют по-настоящему увлекаться. Им действительно интересно все — от того, как устроена площадка, до самых сложных интеллектуальных мероприятий. При этом они с одинаковым восторгом бегут как на лекцию по бизнес-проектированию, так и на концерт под гитару или квест с волком из «Ну, погоди!».

Мы стараемся делать программу насыщенной и разноплановой. У нас минимум четыре интеллектуальные игры за смену, спецкурсы каждый день: от программирования до креативных мастерских. Дети сами выбирают, что им ближе. Кто-то идет решать задачи, кто-то на плетение фенечек, кто-то поет и играет.

Мне нравится наблюдать за тем, как они растут. Вот был мальчик — бегал босиком по гравию, искал подсказки на квесте, ел конфеты, запихивая их в карманы, как белка. А через год приезжает — уже выше меня, в очках, с блокнотом, идет на пары, серьезный.

Самые интересные дети — это, как ни странно, не те, кто «звездится». Победители олимпиад часто самые скромные и ответственные. Они всегда первые на точке, всегда слушают, всегда понимают с полуслова. Вот ты им рассказываешь, как организовать квест — и все, через час готово. Логика у них феноменальная.

«Ребенок может сказать: “Я устал, мне надо побыть одному”»

Дарья, куратор Образовательного центра «Сириус»:

— В «Сириусе» нет вожатых, здесь кураторы. Это означает, что я сопровождаю детей в их развитии, направляю, поддерживаю и в нужный момент подаю руку. У нас в программе предусмотрены определенные тренинги, направленные на развитие различных компетенций, в том числе эмоциональной. Мы помогаем ребенку взглянуть внутрь себя, понять, чего он хочет, к чему стремится и как к этому прийти.

Одно из заданий, которое я часто предлагаю детям, когда они чувствуют выгорание и у них уже нет сил учиться, — это составление личной карты целей. Ребенок садится и сам расписывает: чего он хочет достичь, какие шаги для этого нужны, кто его окружает, что его поддерживает, а что, наоборот, мешает. Это очень важный момент: когда он сам видит перед собой свои цели — пусть даже просто на листе бумаги — у него появляется внутренняя опора. Он начинает понимать: «Я иду туда, куда сам выбрал. Это мой путь».

Мы обязательно рефлексируем вместе. Это может быть просто разговор, где ребенок делится тем, как он себя чувствует, что у него получилось, а над чем стоит еще потрудиться. Или это может быть групповая рефлексия, где важно услышать себя в других, почувствовать, что ты не один.

С одаренными детьми работать очень интересно. Они глубокие, чувствительные и уязвимые. Особенно те, кто попадает на направление «Наука». Именно обучающимся данного направления сложнее всего раскрыться. Здесь моя задача — создать для них ту самую безопасную, поддерживающую среду, где они могут быть собой. Где они могут не только заниматься физикой или химией, но и дружить.

Был у меня один интересный случай, когда к нам приехал мальчик 13 лет, для которого это была первая поездка без родителей. Он ни разу до этого не уезжал один далеко от дома и, конечно, чувствовал себя неуверенно, иногда плакал, говорил, что хочет домой. Мы много с ним беседовали, я старалась поддерживать его и создать атмосферу доверия. Я предлагала ему попробовать различные активности, он постепенно начал открываться, пошел на спортивное мероприятие с ребятами, с которыми по итогу начал дружить. И когда он в конце программы сказал мне: «Знаете, я чувствовал себя как дома», — это было очень здорово.

Кто-то перегружен, не умеет отдыхать, кто-то ставит перед собой сверхвысокие цели и боится отступить. Кто-то из мира спорта, где всегда нужно быть сильным, собранным, серьезным. А внутри — тот самый ребенок, которому просто хочется поиграть, побегать, обняться.

И наша задача — не сломать, не переделать, а просто быть рядом. Помогать детям, несмотря на нагрузку, увидеть себя настоящего.

Я часто думаю, что ведь эти дети — будущие ученые, спортсмены, художники. У ребят в «Сириусе» огромная мотивация, высокий уровень амбиций, и вместе с этим тонкая душевная организация. Они могут обладать высоким интеллектуальным потенциалом, но при этом быть невероятно уязвимыми эмоционально. Некоторые к концу программы просто сильно устают, но это совсем не признак слабости, а скорее свидетельство того, что ребята вкладывают свои силы в каждое занятие, в каждую контрольную, в каждую олимпиаду. Иногда они сами подходят и говорят: «Я устал. Мне просто нужно побыть одному». И в такие моменты очень важно услышать, понять, поддержать. Мы стараемся создать такую обстановку, где ребенку станет комфортно, а иногда просто садимся и разговариваем по душам.

Иногда дети кажутся яркими и уверенными, но даже за этим образом порой скрывается не гордость, а желание быть признанным, услышанным. Мы стараемся не ставить их друг против друга. Даже если есть рейтинги, мы акцентируем внимание на командной работе, на том, что лидерство — это не только про индивидуальные успехи, но и про то, как ты помогаешь другим.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.