По сообщению CWN лидер Традиционного Англиканского Сообщества (Traditional Anglican Communion) архиепископ Джон Хепуорт (John Hepworth) сообщил, что более 150 клириков этой организации, включая 17 епископов, готовы войти в состав англиканского ординариата, создаваемого в католической церкви, уже в наступающем году. Прокомментировать это событие мы попросили диакона Михаила Таганова, доцента кафедры систематического богословия ПСТГУ, кандидата богословия, изучающего процессы, происходящие в современном англиканстве.

Главный англиканский храм - собор святого Павла в Лондоне

Главный англиканский храм - собор святого Павла в Лондоне

На мой взгляд, процессы, происходящие сегодня в англиканской церкви, вполне закономерны.

Англиканство, как отдельное протестантское исповедание, возникло в ХVI веке при английском короле Генрихе VIII. Король желал развестись со своей женой Екатериной Арагонской, но католическая церковь не давала на это согласия. В 1534 году Генрих VIII издал Акт о супрематии, в котором говорилось, что земная власть над английской церковью всегда принадлежала английским монархам, и этим вывел церковь Англии из-под юрисдикции Римского папы, став её официальным главой.

В англиканской церкви никогда не было внутреннего единства, в ней всегда шла борьба партий, фракций и так далее. Но для англикан, отделившихся от католичества, римская церковь все же оставалась матерью-церковью. Богослужебная, культурная традиция англиканской церкви имеет латинские корни. Так что, возвращение англикан в юрисдикцию Рима при каких-либо кризисных явлениях в английском протестантизме, в каком-то смысле, естественно.

Похожая ситуация с массовым переходом англикан в католичество имела место в середине XIX века, благодаря деятельности так называемого «Оксфордского движения». Самым громким и скандальным событием тогда стало обращение в католичество оксфордского профессора священника Джона Генри Ньюмана, возведенного впоследствии в сан кардинала. Но тогда «Оксфордское движение» имело конструктивный характер: оно стремилось к обновлению церковной жизни, к возвращению её соборных начал, боролось против гнета государственного аппарата в церковных делах. Благодаря «Оксфордскому движению» в англиканстве возродилось монашество, начался многообещающий диалог с православной церковью.

Нынешний «исход» англикан в католичество больше напоминает бегство, причиной которого, несомненно, является крушение нравственного учения англиканской церкви. В мировом масштабе церкви «Англиканского сообщества» управляются демократическим способом, и под давлением светского общества, рано или поздно вынуждены адаптировать в церковной жизни демократические новшества: равноправие женщин, разного рода «меньшинств» и так далее. Таким образом, в 1950-х годах ХХ века в англиканстве появилось женское «священство», в 1980-х женский «епископат», и одновременно начались попытки рукополагать в священный сан содомитов. А в 2003 году, не смотря на протесты церковной общественности, англиканским епископом в Америке стал практикующий гомосексуалист Джин Робинсон.

Разумеется, для православных христиан, как и для римо-католиков, общение с такого рода сообществами канонически невозможно. Поэтому в том же году Священный Синод Русской Православной Церкви объявил о приостановлении богословского диалога и христианского сотрудничества с некоторыми частями «Англиканского сообщества».

В недрах англиканства все эти годы развивалось движение протеста. Отдельные группы англикан, и даже целые приходы, на этой почве переходили в Православие. Но большинство из тех, кто не согласен с распадом церковно-нравственного сознания, как мы видим, выбрали наиболее близкую им латинскую церковную традицию. Этих англикан оказалось так много, что римской церкви пришлось учредить особую структуру – англиканский ординариат – чтобы ими заниматься.

Если переход англикан в католичество осуществится в широких масштабах, то интересно будет проследить за официальной реакцией британского правительства. В Великобритании до сих пор официально главой и верховным покровителем англиканской церкви является монарх. Он просто по должности обязан отреагировать на массовое отпадение своих подданных от церкви, которую он возглавляет.

Беседовал Александр Филиппов.

Читайте также:

Православие и англиканство: диалог продолжается

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.