Если смерть – следствие первородного греха и в таинстве Крещения мы его «снимаем», то почему же человек остается смертным? На этот вопрос есть разные точки зрения. Мы также спросили мнение священника.

  Vadim_Leonov_Отвечает иерей Вадим ЛЕОНОВ, кандидат богословия, доцент, преподаватель догматического богословия Сретенской духовной семинарии, клирик московского храма св . вмц. Екатерины на Всполье :

— В таинстве Крещения человек не «снимает» первородный грех, но избавляется от него. Это учение выражено в простой и ясной фразе православного Символа веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Во все века Православная Церковь подразумевает здесь, что человек в Крещении избавляется как от первородного греха, так и от личных грехов, совершенных до этого. Если же крестится младенец, то он избавляется только от первородного греха, ибо личных грехов еще не имеет. В 419 году на церковном соборе в Карфагене святые отцы вынесли определение по этому вопросу: «…ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения » .

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо различить смерть духовную и телесную. Смерть духовная — это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть — самое страшное следствие грехопадения для человека. От нее человек избавляется в Крещении. Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно), она называется уже «успением» и необходима, чтобы наше естество обновилось перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа.

Между грехопадением Адама и возрождением человека в Крещении имеется четкое соответствие. После грехопадения Адам умер духовно, но телесно продолжал жить еще долгое время — 930 лет. Так и в Крещении человек сразу избавляется от духовной смерти, но от смерти физической избавится позднее (полностью только после второго пришествия Христова). Хотя человек в таинстве Крещения избавляется от сущности первородного греха, т. е. изымается из власти сатаны и становится чадом Божьим по благодати, однако некоторые следствия грехопадения (смертность, тленность, страдания, ограниченности природы) сохраняются в нем как пространство для духовного подвига. Имея веру и благодать Божию, крещеный человек должен доказать свою верность Христу тем, что преобразит свою искаженную грехом природу в храм Божества. За этот подвиг он и удостаивается блаженной жизни с Богом.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.