Почему важно не пропустить улыбку ребенка

|
Как научиться понимать ребенка, который не говорит, и какой путь предстоит родителям детей без навыка контактирования. Оказывается, эмоциям можно научить! Для 30 детей все может измениться благодаря вам – поддержите совместный проект фондов «Правмир» и «Гольфстрим» и подарите детям возможность регулярных бесплатных занятий в центре «Вместе весело шагать».

Мой ребенок не говорит – как это принять

Каждый родитель ждет, когда ребенок начнет говорить. Сначала он гулит, потом повторяет за взрослым, а потом начинает произносить что-то сам. Обычно это происходит в период от 1 до 3 лет, но некоторые дети говорить в этом возрасте так и не начинают. Если присмотреться к такому ребенку, можно понять, что он общается с миром по-своему.

Ирина Скуратовская, руководитель инклюзивного центра «Вместе весело шагать»:

Ирина Скуратовская

«Несмотря на то что развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, каждый ребенок имеет свои особенности, в том числе и специфические, определяющие его собственный вариант развития.

Иногда следует принять как факт: «Мой ребенок не говорит». Конечно, это огорчает и тревожит родителей, но если оттолкнуться от этой фразы, то можно увидеть возможности: «Мой ребенок не говорит как все, а взаимодействует с окружающим миром по-другому».

Одной из причин, по которой ребенок не заговорил, может быть аутизм, расстройство, возникающее у детей из-за нарушений развития головного мозга (несформированности, незрелости корковых и подкорковых структур). Мы уже рассказывали про Аню с РАС (расстройством аутистического спектра), но аутизм – более сложное и глубокое расстройство.

Дети с таким расстройством отстают в социальном развитии, у них снижены способности к социальной адаптации, взаимодействию и общению с окружающим миром. У детей с аутизмом чаще всего страдает речевое развитие. Более того, у ребенка нет стимулов для общения с окружающими, отсутствует интерес, нет возможности получить позитивное эмоциональное подкрепление извне (главным образом, от значимого взрослого).

Главная задача – научиться понимать своего ребенка

У Симы несколько диагнозов, один из них – РАС. В свои 5 лет мальчик не говорит и почти не реагирует на обращенную речь. Мама и папа любят сына и стараются помочь ему развиваться.

На занятия в инклюзивный центр «Вместе весело шагать» Симу приводит в основном папа. Это не редкость, с папами приходят десять из сорока детей, занимающихся здесь. Изначально Симу привели на ЛФК, ему тогда было 4 года.

Специалисты занимаются психосоциальным и эмоциональным развитием Симы, развивают мелкую моторику и создают условия для развития познавательной деятельности. С ним проводят занятия психолог, социальный педагог, специалист ЛФК и логопед. На занятиях для Симы создают условия, в которых он «вынужден» реагировать на то, что происходит вокруг него. У Симы есть интерес к разным звукам, специалисты советуют родителям давать ему больше предметов, которые издают звуки – трещотки, ложки, дудки и т.п.

Руководитель инклюзивного центра «Вместе весело шагать» Ирина Скуратовская:

«Почему, несмотря на всю любовь и заботу, которую проявляют родители, ребенок не говорит? У детей с РАС может быть не налажен контакт со значимым взрослым, причина не в родителях, а в особенностях ребенка.

Если контакта с родителями не устанавливается к двум годам, то ребенок потом отказывается устанавливать любые контакты с кем-либо.

В таких случаях главная задача родителей – научиться понимать своего ребенка, даже если его сигналы отличаются от привычных, проговаривать его чувства, развивать интересы через деятельность, расширять имеющиеся сценарии действий с предметами.

Родителям важно развивать познавательную активность ребенка, показывая ему новые способы действий и обогащая среду разнообразными предметами-пособиями, с которыми можно делать все, что угодно – стучать, складывать, катать, разбирать и т.д.

Но при этом не стоит забывать о границах – предмет нельзя взять самому, а можно попросить у взрослых, если они его убрали. Так мы стимулируем использование ребенком отдельных вокализаций (вместо слов «а-э-ммм») для обращения к взрослому. Сначала – к родителю (значимому взрослому), затем – к другим людям (педагогам), и только после этого – к сверстникам.

В игре можно и нужно развивать внимание. Сначала – непроизвольное (его можно вызвать, например, звуком), затем дать игрушку ребенку, предлагая ему действовать самому (находить, как игрушка звучит, не показывая способ). Так формируется «исследовательская деятельность».

Еще одна задача специалистов – научить ребенка устанавливать и удерживать контакт, и только после этого можно начинать учить его. Проблема в том, что у детей с РАС нет ресурсов на то, чтобы реагировать эмоционально. Они не умеют обращаться со своими эмоциями.

Сима успешно идет по этому пути. Он уже научился кидать предметы, скатывать с горки, стучать, нанизывать, прикреплять и отсоединять. Сима активно использует вокализации, когда чего-то просит – подходит к педагогу, заглядывает в глаза, обращаясь к взрослому, говорит «ммм-эээ-ааа». Теперь он будет учиться структурировать вокализации по слогам: «дай» – это «аа», а «помоги» – это «а-а-иа». Родители помогают сыну прохлопыванием слогов”.

Почему важно не пропустить улыбку

“У многих детей с РАС, которые приходят к нам в Центр, пропущен важный сензитивный этап развития, позволяющий ребенку контактировать и эмоционально реагировать на окружающий его мир. Человеческая психика устроена так, что пока не пройден предыдущий этап развития, следующий этап невозможен или сопряжен с большими сложностями. Если ребенка привели в 7-9 лет и у него нет навыка контактирования и эмоционального реагирования, его приходится учить как маленького ребенка”, – говорит психолог.

В норме первые эмоциональные реакции у ребенка появляются к 2-3 месяцам, это так называемый комплекс оживления: ребенок видит взрослого, улыбается, машет ручками и ножками, гулит.

Родители ребенка с особенностями этого зачастую не видят. Сначала, пока он еще маленький, они пытаются вызвать эту реакцию – улыбаются ему. Но если он долго не отвечает, родители смиряются с этим и оставляют попытки, приняв как факт то, что их ребенок не улыбается.

Потом, когда у ребенка начинаются попытки эмоционального реагирования, родители могут пропустить этот момент. Не потому что они плохие родители, а потому что просто не заметили. Кроме того, реакции ребенка с РАС могут быть неадекватны ситуации, он может впервые улыбнуться в тот момент, когда от него никто не ждет улыбки.

На первом этапе задача специалиста – научить ребенка эмоционально реагировать. На втором этапе – реагировать адекватно, когда радостно – радоваться, когда грустно – грустить. Можно научить ребенка выражать эмоции с помощью движений: например, когда радостно – машем руками, когда грустно – мы опускаем голову. Специалисты сначала формируют у детей с РАС реакцию, а уже потом учат ребенка соотносить ее с внутренним состоянием.

На третьем этапе ребенка учат транслировать окружающим те чувства, которые он испытывает.

СПРАВКА:

В инклюзивном центре «Вместе весело шагать» занимаются дети с разными нарушениями – с ДЦП, с расстройствами аутистического спектра (РАС), с синдромом Дауна. Главной задачей специалисты считают их адаптацию, интеграцию в социальную жизнь и дальнейшую социализацию. В нашем совместном проекте с фондом «Гольфстрим» участвует 30 детей, которые будут заниматься в центре 9 месяцев.

Перед тем, как начать заниматься с ребенком, специалисты проводят диагностику, выявляют его актуальные потребности и составляют для него индивидуальную программу. Занятия с детьми – как индивидуальные, так и групповые. Социализация в малой группе для многих детей, не ходивших в садик и школу, станет первым опытом социализации. Через 12 занятий, через 60 занятий и в конце курса специалисты оценят, насколько ребенок продвинулся в своем развитии и чему научился.

Темы дня
Прокачать язык, провести мастер-класс и помочь нуждающимся – что еще можно получить от путешествия
Казанская икона Божьей Матери не раз защищала нашу страну от бедствий. Сегодня этот образ Богородицы есть…

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: