Под
«Для зетов герои – это врачи, герои Чернобыля, герои Великой Отечественной войны, те, кто жертвовал ради счастья и благополучия других. А для миллениумов, например, Цукерберг, Стив Джобс, такие люди, которые изменили мир и стали очень успешными». Евгения Шамис, основатель и координатор российской школы теории поколений RuGenerations, рассказала, что нужно понимать про поколения сегодня и на кого будут похожи дети, которые родятся после 2024 года. 

Поколение национальной безопасности

— Давайте начнем с того, что такое поколение. Я правильно понимаю, что люди, рожденные в промежутке 20 лет, — представители одного поколения? 

Евгения Шамис

— Не совсем, промежуток по длительности может различаться. Он традиционно получается от 15 до 30 лет, но чаще всего действительно останавливается в районе 20. Эти промежутки связаны с циклами экономического развития, в которые мы попадаем всем миром. А вообще поколенческие ценности формируются в возрасте от 0 до 10-12 лет под влиянием экономической ситуации и технологий.

— Мы много слышим про поколения X, Y и Z. Что это значит? 

— Поколение X — это те, кто родился с 1964 по 1984 годы, их ценность — уникальность, им важно быть ни на кого не похожими, это как неизвестное в уравнении, поэтому им и дали такое название — иксы. В детстве поколения X было много одинакового, поэтому все уникальное, отличающееся стало для них ценностью.

После этого попробовали продолжить обозначать поколения буквами латинского алфавита, но название Y, например, не прижилось. Название поколения всегда имеет смысл — это не просто буквы. Можно сказать «игреки», но правильное название поколения — «миллениумы». Это те, кто родился в прошлом веке, начиная с 1985 года, но закончил школу уже в новом тысячелетии.

С 2003 года рождаются дети поколения Z, или хоумлендеры, то есть домоседы. Огромное количество времени они проводят со взрослыми, под их присмотром.

Раньше это поколение появиться не могло, потому что в их детстве массово должны быть тачпады, а они появились у нас в 2007 году. Их еще называют — «поколение национальной безопасности».

— Миллениумы, или поколение Y — что нужно понимать про них, кроме того, что они не платят чаевые? Почему, кстати?

— Мы видим это не как характеристику поколения, а как характеристику времени, присущую разным поколениям. Чаевые стало одинаково неудобно оставлять людям разных возрастов, потому что нет наличных. Миллениумы — это активное, деятельное поколение, которое и сейчас, и в будущем будет быстро действовать. Их ценность — не сидеть, а действовать. Другая характеристика этого поколения — сейчас, в возрасте за 20 и даже немного за 30, они массово чувствуют себя потерянными перед будущим. В детстве миллениумам не были озвучены понятные цели с очевидными результатами. Важно, что в настоящий момент большинство представителей этого поколения в мире свое будущее не понимают, и из-за этого им плохо. Они не знают, к чему готовиться и чему учиться, какие умения осваивать, что позволит им гарантированно быть успешными.

— Почему их родители понимали будущее, а они нет?

— Более того, понимали будущее в этом возрасте не только их родители. Понимали три поколения до них, и теперь уже понимают их дети. Это связано со временем, когда формируется поколение и его ценности. В это время ребенок должен услышать четкие посылы и цели, к которым стремиться. Как, например, в детстве поколения беби-бумеров (1944-1963 годы рождения) четко прозвучали посылы полететь в космос, отстроить города и села, и люди понимали конкретные направления действий, на которые можно работать и, работая, измерить свой вклад.

Советский плакат

А поколению «миллениум» цели озвучили очень широкие, хотя и правильные. Им нравятся, например, глобальные цели ООН, им хочется, чтобы не было терроризма, безграмотности. Но если с космосом понятно — сначала спутник полетел, потом Гагарин, то как можно измерить, исчезла ли в мире безграмотность?

— К чему это приведет? Каким все-таки будет их будущее?

— Одна из основ формирования поколений — это циклы экономического развития, сейчас мир, по мнению экономистов, находится на этапе экономического кризиса. Где-то в районе 2023-24 годов мы должны переходить на новый этап экономического развития. Вот там поколение поймет, на какие цели работать.

Надо сказать, ситуация потерянности поколения перед будущим возникает не в первый раз. В прошлый раз потерянным поколением назвали себя представители поколения «победителей», или «строителей», для части народа это дедушки и бабушки, они родились с 1903 по 1923 годы. Это поколение чувствовало себя потерянным перед будущим из-за непонятной Первой мировой войны, неоднозначных с точки зрения оценки гражданских войн. Сейчас история повторяется.

— Что волнует поколение «миллениум» в бытовом плане, в социальном?

— Больше их волнует не быт, а глобальные задачи и возможность сделать мир и свою страну лучше. Это не пустые слова, миллениумы на это работают изначально. С точки зрения быта, это поколение, которое растет в экономике шеринга, то есть в экономике, в которой можно «делиться» — машиной, квартирой, вещами, интернетом. В больших городах наблюдается феномен коливинга: если раньше вместе жили только студенты, сейчас вместе продолжают жить семьи — и это не совсем общежитие в привычном понимании слова. Миллениумы выбирают такой стиль жизни.

Многие представители поколения не обзавелись своими домами и квартирами к 30 годам, поэтому у них есть ценность быстро двигаться, меняться, перебираться из одного места в другое в городе, из одной страны в другую. Не случайно у поколения работает модель «быстро переехать с одним чемоданом». То есть в жизни, в быту должно быть минимум вещей.

— А вот еще такой термин встречала — «поколение снежинок». Как все-таки разобраться, «снежинка» ты, «миллениум» или просто Y?

— Если вы родились с 1984-го по 2002-й — вы миллениумы. А название «снежинка» — это одна из характеристик поколения. Миллениумам нравится это слово — они ощущают себя более чувствительными, им сложно воспринимать более яркие эмоциональные проявления других поколений, они хотят более спокойных реакций и взаимодействия с ними. Дело в том, что в их детстве многие родители работали по психологии доктора Спока, учились принимать детей такими, как они есть. Миллениумам говорили, что они хороши сами по себе. Детям не нужно было доказывать, отстаивать свое мнение, соответственно, у них и не появились модели действий, где и как это нужно делать.

— Расскажите про зетов, или хоумлендеров. 

— У них уникальная ситуация — для них роботы становятся друзьями, и это то, что изменит мир для всех нас. Как я уже говорила, они огромное количество времени проводят под присмотром родителей. Количество взрослых на детских площадках соответствует количеству детей, такого никогда не было — мы специально анализировали ситуацию. То есть у этих детей почти нет автономного времени.

Фото: shutterstock

Другое их название — это «поколение национальной безопасности» (название дали мы в RuGenerations). С нынешними детьми идет гигантский диалог про безопасность. Причем я подчеркну, с ними нет диалога про опасность. Мы говорим именно про безопасные дороги, безопасный интернет, безопасный мир. Неудивительно, что эти дети уже освоили ценность безопасности, и они точно будут дочитывать инструкции до конца и с удовольствием. Они также услышали о том, что науку и искусство надо поднимать, поэтому от этого поколения мы ждем прорывов в науке и платинового века в искусстве. Хоумлендерам нравится копить деньги, чего не было у миллениумов.

Новые беби-бумеры

— Зачем человеку жить, осознавая себя миллениумом или хоумлендером? Может быть, это нужно только социологам и маркетологам?

— Это нужно не только представителям бизнеса, это нужно родителям, учителям, врачам, друзьям, нам всем как людям. Инструменты на основе исследований поколений помогают осознать, кто ты и почему так действуешь, почему ошибаешься и наступаешь постоянно на одни и те же грабли. Конечно, они помогают лучше понять других и выстроить успешное, адекватное взаимодействие. Решения на основе теории поколений помогают понять, почему нам легче взаимодействовать с одними и сложнее с другими. Хоумлендерам, кстати, даже легче будет общаться с поколением X, а миллениумы им будут непонятны.

Точность попадания в поколения связана с ее мультидисциплинарностью — основой подхода теории поколений являются экономика, история, история технологий, политология, культурология. Основное применение — это бизнес, управление, государственная политика, подготовка стран к новым рывкам, закладывание новых стандартов. Кстати, если говорить про бизнес или политику, в первую очередь я бы говорила про руководителей, которые управляют командами, коллективами, про стратегов, которые определяют направления развития отраслей, городов, стран, а только потом про маркетологов и ответственных за коммуникации.

Фото: unsplash

Маркетологам и руководителям изучение поколенческих ценностей помогает понять, какие сценарии, модели действий присущи разным поколениям, то есть как, по представлению нового поколения, должны выглядеть современные магазины, больницы. Поскольку у поколений совершенно разное детство, разные ценности и взгляды, их видение будет кардинально отличаться.

В детстве хоумлендеров четко проявились посылы, что ученым быть хорошо, деятелем искусства быть хорошо, в детстве миллениумов таких сообщений вообще не звучало, поэтому они и не пошли массово в науку и искусство. Вот так ценности и модели поколений и проявляются. Так что их важно учитывать — это даже не рекомендация, это стандарт действий.

— Как работодатель вы каким-то образом используете теорию поколений?

— Используем при найме людей в команду, при удержании и развитии сотрудников. Я могу точно сказать, что с миллениумами действительно надо много разговаривать: больше по сравнению с другими поколениями прояснять задания, обговаривать цели и промежуточные результаты, давать им обратную связь.

С представителями этого поколения в детстве не проговорили смыслы: что значит хорошо, что значит плохо, что значит профессионал, что значит ответственность, поэтому поколению сейчас очень трудно.

— Какие герои есть у разных поколений?

— У каждого поколения свои герои. Всегда интересно исследовать этот вопрос, а потом на его основе разрабатывать решения. Вызов назвать своих героев есть у поколения «миллениум», у всех остальных с героями понятно — существует многообразие тех, кого поколение считает примерами. Миллениумы даже называют их чаще не героями, а кумирами или ролевыми моделями. А это совсем разные взгляды на ситуацию.

Поясню: в детстве миллениумов прозвучало сообщение от ряда известных, знаковых людей, например, из шоу-бизнеса: вы смотрите на нас, хотите быть, как мы, будьте успешными, но не делайте все, что делаем мы. Вот и получились кумиры, но не герои. Для героя важно быть однозначным.

Фото: unsplash

Зетам уже легко назвать своих героев — это врачи, герои Чернобыля, герои Великой Отечественной войны, те, кто жертвовал своими жизнями ради счастья и благополучия других. А для миллениумов герои — Марк Цукерберг, Стив Джобс, Павел Дуров — люди, которые изменили мир, а сами стали очень успешными.

— Каким будет следующее поколение и как его назовут?

— Название появится позднее, оно возникает в зависимости от того, что происходит в детстве представителей поколения. Но ясно, что они будут похожи на поколение беби-бумеров, представителями которого являются Путин, Меркель, Трамп, люди, которые определяют мировую политику. Кстати, сейчас в глобальном мире мы все живем по их правилам. Беби-бумеры ориентируются на большие стратегические цели, ставят амбициозные задачи, например, космос и его освоение, развитие. Примерно после 2024 года мы увидим новое поколение, с другими, но в чем-то похожими на них ценностями.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.