Это уже второй мой урок в школе села Кордюково. Те, кто прыгал с парашютом, говорят, что второй прыжок самый страшный. Я очень даже верю…

Вошла в класс, когда еще никого не было. Все надо приготовить: разложить наглядные пособия, реквизит для заданий. Главное, чтобы все лежало по порядку, ничего не перепутать. Помоги нам, Господи! Так: здесь иконы-плакаты, здесь – волхвы, здесь – книга о православных именах. В прошлый приезд я обещала привезти эту книжку и, слава Богу, не забыла! Тогда был праздник – День апостола Андрея Первозванного.

Урок начала с поздравления именинника. В классе был один Андрей. Он сидел в самом конце. Худенький, маленький мальчишка в костюмчике. Я его даже не сразу и нашла, так как по бокам от него сидели довольно рослые девочки. Он сидел тихо, не двигаясь, и, если бы весь класс не повернулся к нему и не показал мне его, думаю, что он так бы и «не обнаружился».

– Андрей, ты сегодня именинник! Твой небесный покровитель – святой Андрей Первозванный! Имя «Андрей» с греческого языка переводится как «мужественный»! Ребята, давайте поздравим Андрюшу с именинами!

– Поздравляем!

– Поздравляем!

– Поздра…

– …он не мужественный! – четко и внятно заключает мальчик на первой парте.

Да… Урок в младших классах – это… как на фронте: ситуация меняется каждую минуту! Всё, что приготовил на ближайшее время, уже не подходит, и надо… Ну, что-то уже надо делать!

А крепыш сказал, отвернулся и сидит себе. Я пригляделась к имениннику. Он действительно не очень похож на свое имя, а точнее – ну никак не похож. А я ему еще и книжку-то огромную подарила! И вот он выглядывает из-за нее – такой маленький и худенький… с мужественным именем. Мне показалось, что в классе была такая тишина, что было слышно, как я молчу.

– Мое имя – Светлана. По-гречески – «Фотиния», а в переводе на русский слово «фотос» означает «свет», «светлая», «светящаяся». Скажите, я сейчас свечусь?

– Не-е-е-е т!

– Нет! – с сожалением соглашаюсь я. – Но я надеюсь, что у меня получится прожить свою жизнь так, чтобы когда-нибудь хоть немножко просветлеть. «По имени моем и житие мое!» Мое имя говорит о том, к чему мне надо стремиться. Вот какое важное значение может иметь для человека его имя. Слава Тебе, Господи!

Итак, книжка здесь! Сегодня – день свв. Василия и Иоанна. Подарки для именинников… (Иваны-то уж точно должны быть!) Так, магнитофон с песнопениями… Но я уже окружена мальчишками и девчонками, которые вместе со мной все проверяют, рассматривают, трогают, крутят-изучают.

Звенит звонок на урок. Приветствие. В двух словах вспоминаем прошлый урок. И, по традиции, поздравляем именинников.

– Есть в классе Василии и Иваны?

Дети мотают головами.

– Да неужели нет ни одного Ивана?

– Нет.

– Итак, Кто родился в Рождество? На западе люди чаще всего поздравляют друг друга просто «с Рождеством», а на открытках пишут коротко: «Счастливого Рождества!». А Чье Рождество? Уже и забыли. Кто же родился в этот день?

– Христос!

– Значит, как праздник называется?

– Рождество Христово!

– А почему Его распяли на кресте? – поперек моему плану спрашивает маленькая девочка.

– Это очень важно знать! Очень хорошо, что у тебя есть такой вопрос. На следующей встрече мы обязательно поговорим и о Распятии, и Воскресении! А сегодня давайте побеседуем о Его Рождестве?! Итак…

Давным-давно в одном городе, Иерусалиме, жили муж и жена – Иоаким и Анна. Они были честными и справедливыми, но у них не было детей, и люди дразнили их за это. Им, конечно, было очень обидно. Скажите, что вы чувствуете, когда вас обижают?

Ребята начинают перечислять свои варианты: «дать сдачу», «обозвать», «отомстить»!

– Иоакиму и Анне тоже было очень обидно, но они старались не обижаться и только молились Богу и просили Его, чтобы Он послал им ребенка. Господь услышал просьбу добрых людей. У них родилась Девочка…

– Мария!

Несколько учеников очень хорошо знакомы с Библейской историей. Один мальчик особенно выделялся, старался рассказать все, что знает и про Новый, и про Ветхий Завет. Учительница пересадила его на заднюю парту, но Кирилл и оттуда выкрикивал всё, что знал.

– «Мария» по-еврейски означает «госпожа», «надежда», – продолжаю я. – Когда Девочке исполнилось три годика, родители отвели Её в храм, где Она стала расти и учиться с другими детьми. Но вскоре Иоаким и Анна умерли, и Мария осталась сиротой.

Далее мы говорим о том, как тяжело жить деткам, у которых нет родителей, и о том, что Господь особенно заботится о таких детях. И Сиротку Марию Он также не оставил без Своей помощи. Мария была кроткой, скромной, не любила баловаться, а любила читать Священное Писание, старалась всем помогать. Она любила молиться Богу.

– Что такое молитва? Кто знает?

Ой, вы бы видели эти ЛИЧИКИ! Все набрали воздух, чтобы сказать, объяснить, а… слов подобрать не могут.

– Это разговор человека со своим Творцом?! – подсказываю я.

Выдох одобрения!

– И вот, когда Мария выросла, то священники храма, где Она воспитывалась, поручили заботу о Ней одному Ее дальнему родственнику – Иосифу, который жил в городе Назарете. Давайте я напишу название этого города на доске: Н а з а р е т.

Мария поселилась в его городе. Но и там Она вела такую же скромную жизнь, как и при храме. Она не любила богато одеваться, не любила модничать, не любила веселых и шумных гуляний. Любимыми занятиями Её были молитвы, чтение священных книг, рукоделие и помощь бедным.

Здесь мы рассматриваем икону Богородицы «Умиление». Детки затихают и очень внимательно всматриваются в Ту Простую и Необыкновенную, о Которой идет речь.

– Господь увидел, что Мария скромнее и добрее всех девиц на свете, и поэтому назначил Ей быть Матерью Господа Иисуса Христа. И вот в одно время…

Я включаю очень красивую музыку Равеля и показываю удивительную икону-плакат Архангела Гавриила с душистыми цветами белых лилий в руках. Мы долго рассматриваем этот неземной образ Ангела.

Таких цветов дети никогда не видели и, что такое лилия, не знают. У них растут милые сердцу «кашка да ромашка». Но не так уж это и плохо, что в такие далёкие края не доехали голландские и прочие заморские товары, и они этот цветок впервые видят в руках Ангела.

– Итак, с этой минуты юная Дева Мария стала знать, что от Неё родится Сын Божий Иисус Христос, Спаситель мира. На прошлом уроке мы с вами говорили, как жили на земле люди до пришествия Христа. Они забыли, что такое добро, забыли о том, что все люди – братья. Как же им было тяжело, невыносимо жить во зле и как все они ждали Спасителя!

– А почему Его распяли и убили? – настойчиво добивается ответа девочка с первой парты.

Вот так: рождение – это понятно, а вот убийство, смерть – в детскую головку не укладывается. Почему убили? Зачем? Но надо все-таки нам сначала о Рождении.

– В то время Иудея принадлежала римлянам…

Далее мы беседуем о переписи населения и о необходимости Иосифу и Марии идти в Вифлеем. Название города написала на доске, и от Вифлеема до Назарета нарисовала стрелку и подписала: 150 км. Этот путь должны были пройти Иосиф и Мария, Которая была на последнем месяце беременности.

– Это, дети, как если идти, например, от Кордюково до Верхотурья.

– О-о-ого!

– И обратно, – подсказывает учительница.

– О-го-о-о-о -о …

Для ребят выезд в город – это значит в Верхотурье! Ну, а выезд в большой город – значит в Серов! Наверное, оттого здесь, в тихом деревенском уголке, так спокойно, что окно в большой город еще не прорублено, и много чего здесь еще не испорчено.

– Мест в гостинице не оказалось, Мария с Младенцем в утробе стучалась в дома, но никто не открыл двери. И сейчас Господь стучит в сердца многих людей, но они до самой своей старости или даже до смерти так и не пускают туда Бога… очень печально!

И вот Иосифу и Марии пришлось искать убежища в стойле для скота, и там они устроились как могли, на сене и соломе. А теперь вспомните, когда вы классом едете куда-нибудь на экскурсию и рассаживаетесь в автобусе, вам хочется сесть у окна, да? А туда уже сел ваш товарищ. Что тогда?

Класс оживляется воспоминаниями. Рассказывают мне о «битвах» и «баталиях» в автобусе.

Я говорю:

— И со мной такое было. Вот, приехала однажды в командировку, поселилась в гостинице, а в номере – одна тусклая лампочка из трех. А мне готовиться к уроку надо. Тут я была уже готова возопить: «А ну, подать сюда!» И знаете, что мне помогло?

Я вспомнила Иосифа и Марию. Как они оставались благодушными, как не жаловались, не роптали… Оба они были люди добрые и богобоязненные и знали, что ничего не случится, даже малейшего, без воли Того, Кто всем руководит, и что если Бог приготовил им этой ночью убежище в стойле, то, без сомнения, это Ему так было угодно. И не ошиблись: Бог именно этого желал.

Далее мы порассуждали о том, почему Иисус пришёл не как царь или военачальник, а пришёл на землю беднее бедного.

– У каждого из вас есть тёплое одеяло, тёплая комната или уголок в комнате, какие-то вещи. А теперь представьте, если бы у вас не было ничего. НИ-ЧЕ-ГО!

– О-о-ого-о…

– Вот таким родился Младенец Христос: ясли для скота – кроватка, пучок соломы – постелька. И звёздное небо над головой! (рассматриваем икону-плакат Рождества Христова).

– Жалко Младенца?…

– Да-а-а…

– Я уверена, что вам очень хочется с Ним поделиться тем, что у вас есть. Нужно помнить, что сказал Иисус Христос, когда вырос. А Он сказал: «Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня». Вот почему, если вы хотите сделать что-то доброе Иисусу Христу, то лучше всего – помогать бедным.

– А почему Его потом распяли на кресте? – снова спрашивает девочка на первой парте.

– Да. Это было. Об этом мы с вами будем говорить в следующий раз. А сейчас… что было дальше, кто знает?

– Пастухи пришли!

– Верно! Когда явился Ангел и они услышали пение с небес…

Я предложила послушать это дивное песнопение «Слава в вышних Богу» Горненского монастыря. Дети слушали очень внимательно. И, хотя информации было много и они, наверное, очень устали, я отдаю должное их такту, деликатности и воспитанности, а главное – стремлению всё понять.

Мы говорили об удивительной ЗВЕЗДЕ, рассмотрели диковинные одежды волхвов, их подарки, вертеп, поговорили о том, когда начали наряжать ёлку у нас в стране. Я показала ребятам, как украсила икону Рождества Христова у себя дома.

– Все принесли дары Иисусу Христу: земля – пещерку, ангелы – удивительные песнопения, волхвы – богатые подарки, а что принесём мы? Ведь у Него сейчас на небе есть всё?

Даю время подумать. Видно, как дети в мыслях перебирают свои вещи в доме.

– Икону.

– Свечку.

– Хорошо. Но еще Господь каждую минуту дает нам возможность сделать Ему подарок в виде наших добрых дел от чистого сердца.

Раздаю листочки, на которых написаны возможные варианты житейских ситуаций. Дети думают. Выходят к доске по очереди.

«Младший братик сломал твою любимую игрушку. Что ты сделаешь?» – Я его прощу!

«Соседка нечаянно пролила компот на твоё платье. Что ты сделаешь?» – Я не обижусь, а платье постираю.

«Весь класс идёт на прогулку. Один мальчик потерял шапку и варежки. Что ты сделаешь?» – Отдам свои! – А как же ты? – Я останусь в классе.

Дети хотели отвечать, со своими заданиями они смело подбегали ко мне и рассказывали о своих добрых намерениях. Как сладостно почувствовать себя добрым, любящим, внимательным! Звонок. Не успеваем. Ах, это ювелирное умение наших учителей заканчивать урок вовремя! Как они высчитывают время? Еще не все ответили.

– Ребята, ещё можно две минутки забрать у вас от вашей переменки?

– Все, все минутки берите! Мы не идём на перемену!

И понеслось ДОБРО широкой, бурной рекой! Учительница от умиления чуть не заплакала.

Вот мальчик вырывается вперёд, подбегает. Я зачитываю вопрос: «Ты дал книгу товарищу, а он вернул её тебе всю разорванную». Что ты сделаешь? Вижу, мальчишка вдруг «затормозил». Видимо, у него появился, помимо заготовленного ответа, ещё один вариант. Сказать «как надо»? Или сказать правду?

– Я его прощу, – подсказывают дети. – Я куплю новую…

Но мальчишка не хочет говорить то, чего не чувствует, ему хочется просто взять и треснуть этой книжкой своего неряшливого товарища, но он понимает, что этот поступок не будет подарком Христу на Рождество.

Как быть? Вот он – мучительный выбор, когда внутри всё разрывается оттого, что не знаешь, как правильно: как хочется или как по-честному. Помоги нам, Господи!

– Ну, кто ещё не отвечал? Бежит ещё один. Надо сказать, что мальчишек здесь во много раз больше, чем девчонок.

– Так, как тебя зовут?

– Ваня!

– Как Ваня?! Ваня! Так ты же Иван! Ты сегодня именинник! Что же ты молчал? Ты – Иван! Иоанн! В переводе с еврейского – «Благодать Божия»! Поздравляем! Вот, батюшка передал тебе этот замечательный бумажный конструктор. Построй здесь, в селе Кордюково, своими руками храм!

– Поздравляем!

– Поздравляем!

– Поздравляем!

Слава Тебе, Господи!

Читайте также:

Рецепт хорошей школы

«Основы религиозных культур» – в ожидании провала?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.