

Людмила Дмитриева
На что рассчитывать?
Когда ребенок приходит за полгода до ЕГЭ, я даю ему тест и спрашиваю, куда он собирается поступать.
«Вообще ничего не знаю» перед экзаменом по русскому языку, по моему опыту, почти не бывает (или бывает очень редко). Обычно у ребят есть проблемы с конкретными заданиями. Есть те, кто, например, в целом грамотно пишет, но не знаком с требованиями экзамена, форматом сочинения. Конечно, есть те, кто делает в сочинении на 150 слов 80 ошибок. Но это уже другой разговор.
Если нужно сдать ЕГЭ, чтобы получить аттестат (скажем, человек собирается учиться за границей или у него льготы при поступлении), тогда подготовка займет не так много времени. Если нужно заработать выше 90 баллов — здесь уже зависит от уровня.
Чтобы успешно сдать ЕГЭ, с моей точки зрения, достаточно просто хорошо учиться в школе и последние полгода решать задания с тематических сайтов, чтобы привыкнуть к формату. Если человек грамотно пишет, умеет читать текст, видит авторскую позицию, то особых трудностей у него не возникнет.
Сейчас есть возможность проверить себя и пройти пробники. Они проводятся в школах. Есть центры, федеральные и частные, которые предлагают платно сдать тест в формате ЕГЭ: там проверят не только тестовую часть, но и сочинение. Обычно это стоит не очень дорого. Можно обратиться в ближайший центр, где готовят к ЕГЭ: скорее всего, там тоже можно написать такой пробник.
Если не хочется никуда идти, просто покупаем сборник типовых вариантов или заходим на какой-нибудь сайт с автоматической проверкой тестовых заданий вроде «Решу ЕГЭ». Единственный минус — здесь вам никто не проверит сочинение.
У меня все ученики в начале года пишут тесты, но конечный результат бывает неожиданным. Иногда человек первый пробник пишет плохо, но сдает экзамен в итоге отлично.
А иногда все пробники на 80+ баллов, а потом на экзамене что-то идет не так. От этого никто не застрахован. Но чаще всего результат предсказуем с точностью до 15–20%.
Я бы посмотрела на баллы пробника и подумала, что мы хотим: нужно ли усиленно готовиться или просто пора поменять приоритеты и ориентироваться на вузы попроще. Понятно, что если сейчас пробник написан на 60 баллов, то рассчитывать на бюджет МГУ, наверное, не стоит. Но попробовать поступить куда-то, где хватит и 75 баллов, можно. Подтянуться за полгода на 15-20 баллов реально. А вот получить 100, мне кажется, будет проблематично.
Стратегия
Когда вы напишете пробник, я бы предложила посмотреть на ошибки и подумать, с чем эти ошибки связаны. Вы не понимаете, как выполнять задания, чего от вас хотят? Или у вас есть пробелы в знаниях орфографии и пунктуации?
Я бы начинала работать с заданиями, которые даются тяжелее всего. Проблемы у школьников бывают очень разными. Есть те, кто вроде и пишет грамотно, но в тесте регулярно ошибается. Человек может вставить все буквы правильно, а ответ выписать не тот. Кто-то невнимательно читает задания. Например, ищет предложения, где тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом. Смотришь ответы — а там предложения, в которых вообще тире нет. Оказывается, вместо «тире» человек прочитал «запятая». И тогда надо больше работать над концентрацией и просто нарешивать.
Есть те, у кого проблемы с конкретными темами, тогда повторяем эти самые темы. Если человек прорешал три пробника подряд и видит, что у него стабильно не получаются несколько заданий, тогда смотрим правила, кладем их перед собой, пробуем решить с правилом, читаем разъяснения в сборниках, на сайте «Решу ЕГЭ», чтобы разобраться.
Повторюсь, абсолютный ноль к середине 11-го класса — очень редкая история. Важно найти темы, которые подзабылись, адекватно определить свой уровень и расставить приоритеты. Если проблемы с внимательностью и концентрацией, неплохо бы решать тесты каждую неделю.
Бывают школьники, которым вообще не дается сочинение. Не потому что они пишут неграмотно, а потому что смотрят на текст и не знают, о чем писать. Тогда работаем над сочинением.
Сочинение
Структура сочинения дана в самом задании, с этого года там же дана и проблема. Перед тем как писать, внимательно читаем текст и смотрим, как эта проблема в нем раскрывается.
Дальше выделяем авторскую позицию. Не смешиваем авторскую позицию и позицию героя-рассказчика, особенно в художественном тексте. В этом году в официальных сборниках есть отрывки из классических произведений, где автор и рассказчик не совпадают. Повествование идет от первого лица, и мы понимаем, что это не автор. Тогда нужно подумать, совпадает ли позиция автора с позицией рассказчика или же автор, может быть, высмеивает повествователя.
Когда нашли авторскую позицию, подбираем два примера, которые эту позицию поясняют, и комментируем их.
Иногда школьники ограничиваются пересказом текста: им кажется, что если они пересказали, то уже привели пример. На самом деле это не так.
Во-первых, пример должен отражать проблему. Во-вторых, его нужно обязательно пояснить: как он связан с проблемой и почему вы именно этот пример посчитали важным?
Особое внимание уделяем связи между примерами — за нее ставится балл. Некоторые школьники считают, что это формальность, и, вместо того чтобы проанализировать связь между примерами, пишут: «Эти примеры дополняют друг друга». Хотя примеры могут быть вообще о разном.
Не ограничивайтесь списком из трех возможных связок «дополняют», «поясняют», «противопоставлены», а поразмышляйте, как эти примеры оказались в одном тексте, какая между ними связь и как ее объяснить. Если вы с этим справитесь, то проделаете большую часть работы.
Потом в сочинении нужно высказать собственное мнение. С этим бывают трудности. Когда человека спрашивают, что же он думает по этому поводу, он иногда теряется и понимает, что ничего не думает. Вместо собственного мнения он пишет какую-нибудь формальность: «Я согласен с автором, он очень хорошо все написал, и вообще все ясно». Это не собственное мнение.
Если вы согласны или нет, объясните почему. Здесь нет готового рецепта. С одной стороны, я понимаю школьников, которые за много лет приучились, что думать нужно «правильно» и на все вопросы есть готовые ответы. С другой стороны, когда спрашивают ваше мнение, не бойтесь его высказывать.
Одна из самых распространенных ошибок аргументации — попытка вспомнить произведения, о которых говорили в школе, и притянуть их к собственной позиции и проблеме. Например, нам дан текст о взаимоотношениях в семье. Человек пишет: «Я полностью согласен с автором, дети всегда должны уважать своих родителей». А дальше ступор. Как доказать свою позицию? Если читательского опыта не хватает, он берет первое, что пришло в голову, без какой-либо конкретики: «Петруша Гринев очень уважал своего отца и всегда его чтил». Но в чем это выражалось? Как именно Петруша чтил отца? Хорошо еще, если в произведении герой на самом деле уважал отца, но вместо Петруши Гринева при подобном подходе в примере может оказаться Софья Фамусова или Митрофанушка (а их отношение к родителям трудно назвать уважительным).
Если хотите сослаться на классическую литературу, это очень хорошо. Но упоминание героя не доказательство. И уж тем более не доказательство просто пересказ литературного произведения. Или, допустим, вы вспомнили, что в двух произведениях были мама и сын: «Да какая разница, напишу!» Нет, обратите внимание: отношения героев могли строиться по-разному.
Выхватывать что-то не относящееся к делу («У Николая Ростова была сестра Наташа, он ее очень любил, поэтому был добрым») тоже не нужно. Это обычно говорит о том, что человек плохо понимает свою позицию и не знает, как ее доказать. Ему кажется, что, если он вспомнит литературу, этого будет достаточно.
В конце обязательно проверяем свое сочинение. Бывает так, что школьники в спешке забывают какие-то композиционные части: например, человек пишет авторскую позицию, приводит свой пример, а собственное мнение забывает. И текст получается нелогичным. А что доказывает пример, если нет позиции?
Поддержка
Многие школьники очень боятся ЕГЭ. Им кажется, что этот экзамен определяет будущее и низкий балл — это катастрофа. Это очень мешает им плодотворно готовиться: все силы уходят на борьбу со страхом. Особенно тяжело готовиться, если родители так тревожатся за ребенка, что сами начинают верить, что от ЕГЭ зависит вся жизнь. Но у большинства современных одиннадцатиклассников родители сдавали экзамены, когда еще никакого ЕГЭ не было. И в вузы далеко не все поступали с первого раза. И ничего такого, что разрушило всю жизнь, не произошло.
Конечно, экзамен — это важно, но не нужно нагнетать и без того напряженную обстановку.
Ребенка мы любим не за хорошо сданные экзамены. Тем более в жизни экзаменов будет много. Понятно, что к ЕГЭ надо готовиться и от экзамена многое зависит. Но если выйдет не так хорошо, как хотелось бы, катастрофы вселенского масштаба не случится.
На ЕГЭ делают такой акцент, как будто от него полностью зависит будущее. Я бы постаралась донести до ребенка, что все поправимо. Это всего лишь экзамен. Провал тоже что-то дает. Очень важно, чтобы родители и сами это понимали.
Даже если вообще все пойдет не так, это не повод ставить крест и говорить, что жизнь закончилась. Экзамены нужны не только вузам, чтобы отобрать школьников, но и самим школьникам. Если вдруг ты не поступишь в вуз мечты, подумай, действительно ли тебе это нужно. Захочешь — сможешь попробовать в следующий раз или выберешь вуз по силам.
Если ты сдашь экзамен на максимальный балл, это тоже не гарантирует счастья в жизни. Поэтому готовимся, но спокойно.
Фото: freepik.com