Известный политолог Наталия Алексеевна Нарочницкая специально для «Правмир» о новых векторах русско-украинских отношений.

— В послании президенту  Украины Виктору  Ющенко президент России Дмитрий Медведев отметил, в частности, что политика Украины стала по своей сути антироссийской. В качестве примера президент привел намерение вступить в НАТО несмотря на несогласие украинского народа, «газовую проблему» и многое другое, в том числе и вмешательство органов государственной власти в дела Церкви. Как вы можете прокомментировать в целом это послание?

NN— Это очень серьезный документ, в котором в концентрированном виде выражена суть нашего разочарования по проблемам межгосударственных отношений и мировоззренческая сторона курса, взятого официальным Киевом. Нынешняя антироссийская политика настолько не соответствует культурной и цивилизационной общности, вероисповеданию наших народов, что ее нельзя рассматривать иначе, как попытку изменить смысл исторической жизни украинского народа и тем самым нанести ему самому непоправимый ущерб.

В этом документе изложены все конкретные действительные, реальные проблемы, которые создает нынешнее украинское руководство в наших отношениях, демонстративно поворачиваясь спиной к России даже вопреки экономическим и прочим краткосрочным интересам Украины, не говоря уже о долгосрочных, стратегических направлениях, насильственное изменение которых лишь может расколоть украинское общество и привести к непредсказуемым последствиям для самой Украины, которая переживает не лучшие времена во многом и из-за политики нынешней власти. В угоду политической конъюнктуре Киев торпедирует даже проекты, послужившие бы не только сотрудничеству между нашими народами, но и благосостоянию, росту экономики, умиротворению обнищавшего населения Украины.

Что можно сказать? Ответ Киева был дан в беспомощных клише – официальных формулировках, там не было и доли  искренности. Да и что мог сказать господин Ющенко? –«Да, я действую так, ибо именно такой политики от меня ждут Соединенные Штаты Америки»? Конечно, так он не мог сказать, потому что это может вызвать только сожаление.

В письме нашего президента были выбраны самые узловые точки. Там нет речи о мелочах, это было бы недостойно великой державы. В нем обобщенно указаны линии на пересмотр общей истории, которые прежде всего вторгаются в первоосновы самоидентификации украинского народа и вынимают его душу, сердце, пытаясь ввести туда искусственно созданные иные, абсолютно чуждые, не соответствующие истории опорные пункты сознания. Чего стоит лишь героизация нацистских пособников, зверствам которых изумлялись даже эсэсовцы, возвеличивание, как пишет Медведев, радикал-националистов. Я бы даже не назвала их националистами, ибо они ненавидят истинную украинскую историю. Как же справедливо писал историк русского зарубежья Николай Ульянов о той москвофобской версии украинского самостийничества, что возобладала на авансцене сегодняшней политической жизни Украины! Вот его слова: «Когда-то считалось само собой разумеющимся, что национальная сущность народа лучше всего выражается той партией, что стоит во главе националистического движения. Ныне украинское самостийничество дает образец величайшей ненависти ко  «чтимым и наиболее древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: оно подвергло гонению церковно-славянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства» и «на общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского государства, меняет культурно-историческую терминологию, традиционные оценки героев и событий». «Все это означает не понимание и утверждение, а искоренение национальной души. Именно национальной базы не хватало украинскому самостийничеству». «Оно всегда выглядело движением ненародным, ненациональным,  вследствие чего страдало комплексом неполноценности и до сих пор не может выйти из стадии самоутверждения». «Для украинских самостийников главной заботой все еще остается доказать отличие украинца от русского», «мысль до сих пор работает над созданием антропологических, этнографических и лингвистических теорий, долженствующих лишить русских и украинцев…родства между собой».

Уместно напомнить, что такая антирусская  версия украинства своими корнями вросла в польскую почву, и ее всегда подогревали  поляки. Это Варшава в XIX веке распространяла теории о расовом отличии «арийских» украинцев от «туранской Москвовщины», витийствовала, что русские – это помесь угро-финнов с монголами, укравшие и софийские ризы, и киевскую историю…  Вековая мечта Речи Посполитой – сначала духовное, потом и физическое овладение Киевом – матерью городов русских.  Помните как в разгар «оранжевых» площадных сидений в Киеве немедленно объявились поляки и литовцы, как будто вернулись времена Люблинской унии. Да только гордиться Киеву при этом нечем – Украина для тех и других – вожделенный приз – всего лишь материал для укрепления собственного потенциала! Неужели Киев – столица общерусского православия и символ византийской преемственности, Украина с ее промышленным комплексом и наукой, с ее 50 млн населения будет снизу вверх благоговейно посматривать на Польшу, ожидая одобрительного похлопывания по плечу?  Обидно за моих предков! Мой дед Федор Елисеевич Нарочницкий в XIX веке был священником церкви Архангеля Михаила Сосницкого уезда Черниговской губернии…

Это очень печально, здесь нет абсолютно ничего национального — наоборот, так можно только уничтожить душу украинского народа, а новую искусственно не введешь. И тогда народ превращается в набор «человеков», народонаселение. С такой нацией можно делать что угодно, и их стремление в Европу не как представителей поствизантийского общеправославного наследия, а как подражателей и жалких эпигонов приведет к культурной стерилизации украинского народа. Великая самобытность, красота малороссийской жизни, песни, сказы, сочная жизнь, описанная Гоголем — все это исчезнет, и это последовательно разрушают именно так называемые националисты.

В послании не было обойдено и вмешательство украинской власти в дела Православной Церкви. Все то, что творилось при подготовке эпохального визита на Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — это, конечно, совершенно очевидная политическая государственная игра. И можно только подивиться мощи интеллекта, мужеству, решительности и силе исполинской личности нашего Святейшего Патриарха, который виртуозно парировал не очень достойные выпады. Патриарх Кирилл был откровенен в своих оценках, но высказываясь прямо и твердо, делал это с выдающейся корректностью. Вообще так была очевидна разница в уровне, что она как бы символизировала разницу и в уровне будущих горизонтов истории. С одной стороны вселенский подход, мудрость, духовная и интеллектуальная мощь, панорамный взгляд на историю и мироздание, сила убеждения и примера — отсюда импульс исторического масштаба к вселенскому историческому заданию. С другой же стороны, прямо скажем, незатейливые политические клише губернского уровня! Лепет с другой стороны был просто мелок, если не жалок.

Масштаб исторического призыва, конечно, произвел впечатление на украинскую паству. Я думаю, что этот визит останется в памяти, потому что мощь, универсальность, всемирность общерусского православия – общего драгоценного достояния наших народов, интеллектуальный и духовный масштаб, энергия миссии проявились во всей своей яркости. Думаю, что это огромный импульс к мощным общеправославным ощущениям у наших братьев на Украине.

Но  тем печальней позиция нынешнего украинского руководства. Здесь я, как международник, понимаю: рейтинг президента Ющенко так низок, рассчитывать на то, что он может завоевать какими-то идеями широкие симпатии, не приходится. Значит, остается только уповать на поддержку извне, а она всегда имеет плату. Плата – увести Украину от России. Кстати письмо президента Медведева – это еще и оригинальный дипломатический способ передать некое послание Западу. Есть  русская присказка на тему человеческих взаимоотношений в семье: «Дочери высказываю, а невестка пусть слушает!»

Зб. Бжезинский, у которого всегда что на уме, то и на языке, во время расчленения Советского Союза, потирая руки, не удержался и изрек, что не Советский Союз потерпел крах, а, наконец-то, ненавистная ему Российская империя. Россия с Украиной – вместе — это великая державная сила, самостоятельный центры принятия решений, а порознь это постоянный соблазн антихристианским силам разделять и властвовать. Россия все же огромная глыба глобального уровня, а Украина, хоть и имеет мощный потенциал европейского масштаба, все же куда более уязвима для тех, кто хотел бы ее просто использовать в своих целях, совсем не интересуясь историческим будущим украинского народа. Да и потенциал это тем сильнее, чем менее втянут в чужие игры.

Еще Пушкин уловил, что любое давление Запада на Россию содержит попытку отделить Киев от Москвы, разорвать византийскую преемственность. Помните стихотворение «Бородино»:

Наш Киев дряхлый, златоглавый,

Сей пращур русских городов,

Сроднит ли с буйною Варшавой,

Святыни всех своих гробов?

Когда Наполеон шел на Россию, поляки были в арьергарде, лелея свою мечту одержать реванш над Москвой. И галицийская идеология, поднятая на знамена киевскими политиками, является для Запада всего лишь служебным инструментом.

Поэтому лишний раз убеждаешься, насколько важно для нас найти с одной стороны рычаги, которые бы показали бесперспективность истинный масштаб деградации украинской государственности при продолжении антироссийской политики, но и предложить привлекательные импульсы в российской жизни, духе, культуре, политике. От нас должна исходить огромная энергия созидания – не столько экономического, как духовного и интеллектуального. Только когда есть энергия вовне, тогда государственная жизнь как узел истории обретает притягательную силу, и вокруг него естественным образом заводятся «орбиты», втягивающие многие самобытные силы. Они же, взаимодействуя, рождают великую историю. Так было при возрастании России, но не только! Так в свое время было и при возрастании Европы. Европа же явила миру великие державы и великую культуру не тогда, когда «родина стала там, где ниже налоги», как сейчас, и не тогда, когда апофеозом свободы стали парады содомитов, а главной темой исканий – выбор зубной пасты, нет! Европа стала великой тогда, когда любовь, вера, отечество, честь и долг для людей были дороже жизни. Сейчас же ничего этого нет, вот и перемещается давно уже динамизм истории на Восток.

В период кризиса как никогда нам бесполезно соревноваться в цифрах «валового внутреннего продукта». Надо понять, что мы — великая держава именно на духовно-культурном поприще, и мы можем свое слово сказать миру. В духовной сфере лежит еще неизрасходованный потенциал исторической роли России в мировой истории. Святейший Патриарх не раз подчеркивал, что кризис – это очищение и возможность осознать то, куда мы зашли, куда идем, и что ищем впереди, что потеряли по дороге — то есть о смысле жизни. И я полностью осознаю глубину этих слов. — Это не столько кризис финансовой системы, это кризис воинствующей либеральной идеологии, которая в итоге породила финансовый пузырь, полностью оторвавшийся от истинной задачи человека – созидать. Даже классический капитализм при всей своей безудержной алчности все-таки не был оторван от идеи созидать и оставлять за собой плоды труда рук человеческих. Люди, предприниматели гордились тем, что они построили, сделали, оставили на земле. В английском языке ведь даже слово «предприниматель» в буквальном переводе звучит «developper» – «развиватель».

Сейчас  финансовая система полностью оторвана от реального производства. Либеральная идеология – это ведь не только проповедь абсолютной свободы личности, размывание грани между грехом и добродетелью, между красотой и уродством, между добром и злом… Либеральная идеология в своих крайних проявлениях освобождает человека от сомнений нравственного порядка и в профессиональной сфере. Неизбежен был крах, крах всех принципов, на которых держалась либеральная экономика с Банком, заменившим Храм в жизни человека. Духовная составляющая должна быть в центре внимания, и у России есть потенциал указать на это и призвать мир к поиску новой духовной инициативы в труде и экономике. Это возможно на основе соединения социального государства и христианского отношения к труду. И я уверена, что есть в мире, в том числе и в Западной Европе, очень много тех, кто уже давно хочет это слышать и готов воспринять это.

— А как бы вы  в целом оценили  результаты поездки  Патриарха на Украину?

— Я считаю, что это эпохальный визит. Была продемонстрирована исполинская интеллектуальная и духовная мощь нашего общерусского православия, которое не есть материя, умещаемая в рамки государства. Это вселенское явление, и соработничать в нем – счастье и призвание наших народов! Я надеюсь, что посеянные зерна дадут ростки единения и воспрепятствуют тем разрушительным тенденциям, которые проявлялись и нарастали в последнее время.

Простота  и величие, серьезность и благорасположение, строгость и любовь, искренне нескрываемая озабоченность, тревога и надежда и вера в благой порыв подлинно православной души украинцев, которым по плечу куда более масштабное задание, чем эпигонство забавных имперских замашек братьев Качинских. По сути прозвучало в иносказательной форме  и пророчество, что царство, которое разделилось в самом себе, не устоит.

Знаете, будь я на Украине на месте сомневающихся, но не совсем еще зомбированных, я бы остро ощутила, какую фрагментацию и страшную провинциализацию, обескровливание расчлененных осколков сулит нам раскол. Для того, чтобы быть сильными государствами порознь, надо иметь это мощное древо общерусского и общеправославного единства, это и есть устойчивое основание, якорь, позволяющий выстаивать, когда корабли наши по одиночке трясет! И это совершенно не препятствует существованию суверенных политических институтов, каковыми государства и являются.

Беседовала Мария Абушкина

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.