Главная Образование

«Получаешь копейки, но тебе говорят, что и этих денег не будет». Учителя — о главных проблемах 2025 года

Как добиться справедливого оклада
Оклады школьных учителей в регионах ниже МРОТ, однако до сих пор немногие знают, что это незаконно. Им убирают или понижают надбавки, требуют устанавливать MAX, проходить диагностики и заваливают бумажной работой. «Правмир» собрал главные проблемы, с которыми столкнулись российские учителя в 2025 году.

Оклады в размере МРОТ

Сельский учитель из Ростовской области Катерина М. (имя изменено) получает 17 тысяч рублей за ставку и не знает, что по закону ей должны платить больше.

— У нас мало кто работает на одну ставку, а со всеми доплатами набегает более-менее приличная сумма. Честно, я не разбираюсь в том, как начисляется зарплата. Это проблема многих учителей, мы не владеем этой информацией, не знаем законов, — рассказывает Катерина «Правмиру».

Напомним, что в 2024 году Конституционный суд России запретил включать надбавки в зарплату учителя, которая не превышает МРОТ. 

Если раньше зарплата в размере МРОТ могла достигаться за счет того, что учитель работал на несколько ставок и получал различные выплаты, как в случае Катерины, то теперь учителя вправе добиваться, чтобы эту сумму выплачивали за 18 часов, а остальные выплаты начисляли сверх (за исключением надбавок за выслугу лет, высокую интенсивность или сложность труда, квалификационную категорию — они входят в состав заработной платы для сравнения с МРОТ, согласно позиции Роструда и судебной практике; статус «сельских» выплат спорен).

Минимальный размер оплаты труда в Ростовской области составляет 26 928 рублей.

В 2025 году МРОТ в России равен 22 440 рублям. Регионы могут устанавливать свой МРОТ, но не ниже федерального. Таким образом, по закону оклад учителя не должен быть ниже этой суммы. Не путать с прожиточным минимумом: в Ростовской области, например, он составляет 18 169 рублей.

В доплату до МРОТ не входят:

  • выплаты за нагрузку свыше 18 часов;
  • за классное руководство; 
  • проверку письменных работ;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями и другие дополнительные виды работ;
  • районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
  • дополнительная оплата за выполнение с письменного согласия работника дополнительной работы в порядке совмещения профессий (должностей);
  • дополнительная оплата за выполнение учебной (преподавательской) работы сверх установленной для данной категории педагогических работников нормы часов.

Во многих регионах зарплаты учителей до сих пор не соответствуют решению Конституционного суда, и в 2025 году учителя стали добиваться справедливости, сообщает Иван Меньшиков, учитель математики и член профсоюза «Учитель»:

Иван Меньшиков

— В этом году мы собрали огромную базу информации по разным регионам и увидели, что эти нарушения касаются почти всех регионов. Мы отправили около 70 обращений в региональные прокуратуры, и где-то треть из них ответили, что действительно есть нарушения, пообещали разобраться. Две трети регионов все равно, к сожалению, ответили отписками: «Все законы соблюдаются», «Оснований для проверок и действий со стороны прокуратуры нет». 

За работу на полторы ставки с учетом всех доплат («сельские» выплаты, выплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетом, классное руководство, доплата за выслугу) Катерина М. получает на руки 42 тысячи рублей. Этих денег почти ни на что не хватает:

— Вроде бы и нормальная зарплата по сравнению с другими. Но я пошла по земской программе, поэтому живу не у себя в городе, мне приходится снимать жилье. Мы живем с дочкой. Почти вся зарплата уходит на съем. На работу я езжу на машине, сама покупаю бензин. У нас хутор глухой. Есть, конечно, школьный автобус, но идет он по расписанию, а ждать его весь день на работе не хочется. 

Катерина подавала заявление на детское пособие, но ей отказали: «Вы много получаете». 

— Сказать, что я мало зарабатываю, я и правда не могу, — продолжает Катерина. — Но и сказать, что зарабатываю много, тоже. 

Рассчитать, положена ли вам доплата до МРОТ, поможет калькулятор профсоюза «Учитель». 

Если вам положена доплата, самый простой механизм — взять в бухгалтерии расчетный листок и обратиться к директору с просьбой привести зарплату в соответствие с решением Конституционного суда. 

— Если директор отказал, нужно идти в суд или в прокуратуру. Обычно это помогает, — объясняет Всеволод Луховицкий, член совета профсоюза «Учитель», а также учитель русского языка и права в московской школе «Интеллектуал». 

Как сообщили «Правмиру» в профсоюзе, некоторые регионы стали повышать оклады, перераспределяя те же самые средства, которые и так выделялись школам. Например, убирают стимулирующие и прочие выплаты. 

— В общем-то, даже это неплохо, — добавляет Всеволод Луховицкий. — Сегодня стимулирующие есть, завтра нет, а ставку понизить уже никак нельзя. Но в ряде школ руководство говорит: «Мы теперь вам платим за ставку как положено, а свыше 18 часов мы не обязаны платить столько же. Если у вас вторая ставка, за нее мы будем платить меньше, чем за первую». 

Татьяна Ч., учитель русского языка и литературы из Красноярского края, в разговоре с «Правмиром» отметила, что в этом году оклад у нее вырос почти вдвое, однако исчезли доплаты за стаж, работу с детьми с ОВЗ, а «сельские» выплаты понизили с 25% до 12%.

Законность подобных решений в профсоюзе считают «сомнительной», сейчас эти вопросы прорабатывают юристы. Однако сам прецедент повышения оклада до уровня МРОТ учителя считают важным:

— Мы рады, что есть хоть какой-то сдвиг, — комментирует Иван Меньшиков. — Это история, за которой мы следим и которая вызывает большой интерес и сочувствие со стороны педагогов из разных регионов России. А вот единой системы оплаты труда пока не предвидится, хотя нам ее обещают уже много лет.

Исчезнувшие выплаты

Всеволод Луховицкий

В ряде регионов убирают разного рода выплаты учителям, например за проверку письменных работ или заведование кабинетом. 

— Скажем, учителю платят за проверку тетрадей. Казалось бы, копейки, тысячу-две в месяц. Или ты заведуешь кабинетом, тоже получаешь символическую сумму. Но тебе вдруг говорят, что и этих денег не будет. Это психологически тяжело, обидно. Нельзя выполнять ту работу, которая не оплачивается, это называется принудительный труд, — подчеркивает Всеволод Луховицкий.

Отмена выплат противоречит закону. В 2025 году Минпросвещения приняло новый приказ (от 04.04.2025 N 268), где перечислены виды работы, которые считаются дополнительными и должны оплачиваться отдельно

К ним относятся:

  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других видах учебной деятельности <…>;
  • классное руководство;
  • проверка письменных работ;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
  • руководство методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работ, регулируемые правилами внутреннего трудового распорядка, с указанием в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Известно, что в ряде регионов, в частности в Камчатском и Краснодарском краях, а также в ЯНАО, отменили надбавки за первую и высшую квалификационную категорию.

— Теперь у учителей нет никакого стимула получать эти категории. Начальство заявляет, что не будет платить, но при этом по-прежнему заставляет учителей проходить аттестацию, давит на школы, на директоров, чтобы люди сдавали. А зачем сдавать, если тебе за это ничего не будет? — рассуждает Всеволод Луховицкий.

Елена В., учитель начальных классов из Смоленской области, рассказывает, что у нее доплаты сохранились, но небольшие, а с декабря их обещают сделать еще ниже. 

В ее школе оклад учителя с высшей категорией и стажем от 10 до 20 лет в этом году увеличился с 15 867 рублей до 17 200, со стажем от 20 лет — до 17 800. 

Доплаты: 10% за проверку тетрадей, 5% за кабинет, 10% за классное руководство, причем это доплата школьная.

— Но во многих школах города ее убрали, так как посчитали, что 5 000 рублей федеральных и 1000 региональных вполне достаточно за эту работу, — продолжает Елена В. — С декабря обещают увеличить оклад до МРОТ, но при этом, насколько я поняла, все доплаты станут по 5%. 

Нагрузка у Елены составляет 18 часов и 9 часов внеурочной деятельности, с сентября Елена вынуждена вести 12 часов математики в пятых классах, поскольку учителей в школе нет. Зарплата — 37 266 рублей «грязными».

Фото: freepik.com

Надежда М., учитель из Московской области, в разговоре с «Правмиром» отметила, что никаких стимулирующих выплат в этом году у нее нет — платят только за проведенные часы, оплата подушевая и строится так: 30 рублей умножают на количество часов в классе, на количество детей в этом классе, на 35 учебных недель в год, все это делят на 12 месяцев. Получается зарплата за месяц за конкретный предмет в конкретном классе.

Также доплачивают за категорию и классное руководство, если они есть. В городских школах за классное руководство платят 11 000, в сельских — 16 000. Все это без вычета налогов.

— Если раньше была конкретная ставка за 18 часов, то теперь ставки нет, — объясняет Надежда М. — Если раньше учителю доплачивали за проверку тетрадей, за кабинет, то теперь и этого нет! Голые часы за душу. Например, если в одиннадцатом классе 17 учеников, то за два часа какого-нибудь предмета будет оплата 3150 рублей в месяц. А если это предмет, где нужно подготовить учеников к ЕГЭ, то это, на мой взгляд, просто позор. Вот и приходится бедным коллегам набирать по пять-шесть классов, где от 30 учеников, чтобы зарплата была не такая смешная.

Однако в декабре Правительство Московской области приняло новое Постановление об оплате труда педагогов, по которому возвращаются выплаты:

  • за проверку тетрадей (до 5% от оклада);
  • заведование кабинетами, лабораториями, учебными мастерскими (до 5% от оклада);
  • руководство методическими объединениями (до 3 000 рублей);
  • наставничество (до 6 000 рублей). 

Формулировка с предлогом «до» означает, что теперь муниципалитет или школа устанавливают надбавку самостоятельно. Фиксированный размер выплат предусмотрен только для педагогов-наставников (6 000 рублей) и педагогов-методистов (3 000 рублей). Также обещают доплату молодым специалистам (5 000 рублей) и молодым работникам (3 000 рублей).  

Мессенджер MAX

С 2025 года учителям рекомендовано общаться с учениками и родителями через мессенджер MAX. В августе глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что насильно осуществлять переход на MAX нельзя. 

— Официальные лица говорят, что MAX устанавливается добровольно, никто не заставляет. Но по линии директоров и региональных властей выпускают распоряжения, где говорится противоположное, — сообщает «Правмиру» Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель». 

Дмитрий Казаков

Учителя массово жалуются на давление со стороны администрации: их обязывают устанавливать MAX на личные телефоны и компьютеры, активно им пользоваться и предоставлять отчеты по регистрации родителей и детей. 

— Департамент постоянно мониторит, какое количество детей и родителей привязаны к MAX, — говорит Мария К., учитель из ХМАО-Югры. — Все профессиональное общение только через него. У нас по школе даже вышел приказ, что общение с детьми и родителями должно быть только там. Так что проигнорировать эту платформу невозможно, догонят и обяжут. В целом ничего не поменялось. Хотя знаю, что у некоторых учителей возникают проблемы: телефон не тянет, памяти не хватает.

В распоряжении редакции «Правмира» есть скриншоты сообщений, отправленных учителям директорами и завучами региональных школ. Авторские орфография и пунктуация сохранены:

«Напоминаю, что активность педагогов в СФерум на Max не должна быть менее 75%, а обучающихся и родителей менее 30%.. Просьба незамедлительно активизировать работу в ваших ОО. Нас теперь будут ежедневно мониторить, как мы работаем и с учениками и с родителями в Сферум и Max».

«Коллеги, из 261 чел педагогов в Максе зарегистрировано 164 чел. Прошу выявить до 13.12 кто не в Максе и прислать список. Для принятия управленческих решений, в связи с формированием премий».

«Коллеги, это нормативные основания использования платформы MAX. Согласно этим законам мы не имеем право использовать другие мессенджеры».

В сентябре депутат Госдумы Олег Михайлов получил официальный ответ от Минцифры, в котором сказано, что требования использовать MAX законом «не предусмотрены», однако могут быть закреплены локальными нормативными актами.

Редакция располагает одним из таких локальных распоряжений на Дальнем Востоке. В числе прочего там сказано:

«Руководителям образовательных учреждений взять на контроль установку и регистрацию сотрудников в национальном мессенджере».

— Все рабочие чаты в школе у нас теперь только в МАХ, — рассказывает «Правмиру» Надежда М., учитель из Московской области. — И все это без письменных приказов и росписей сотрудников, то есть такой негласный закон. Для статистики нас попросили делать записи в МАХ-Сферум хотя бы раз в неделю. Непонятно, зачем учителю и классному руководителю, который ежедневно видит учеников в школе, еще и после рабочего дня вести переговоры в чатах или, например, в выходной день просматривать чат и что-то «немедленно сообщать родителям».

Многие учителя, по выражению Ивана Меньшикова, отказываются устанавливать MAX, устраивая «тихий саботаж». Однако известны случаи, когда за подобные отказы учителя получали угрозы от администрации. Такое письмо прислали профсоюзу «Учитель» в декабре:

«Я не присоединила электронный журнал (привязанный к моим госуслугам) к Сферум МАХ. Завтра (в понедельник) директор напишет приказ о дисциплинарном взыскании. Правомерно ли это? Подскажите, пожалуйста. Если не правомерно, можете ли сослаться на соответствующий закон?»

В начале декабря профсоюз получил официальный ответ от Департамента образования и науки Москвы (документ в распоряжении редакции. — Прим. авт.), где сказано, что согласно закону (от 01.04.2025 № 41-ФЗ) преподавательский состав не может обмениваться сообщениями с учениками и родителями в принадлежащих иностранным юридическим лицам/иностранным гражданам информационных системах и программах. 

«Переписка с гражданами, в том числе с участниками образовательных отношений, ответы на комментарии к публикациям и иные виды коммуникаций возможны, например, с использованием сервисов “ВКонтакте”, “Одноклассники”, RUTUBE, “Цифровой платформы MAX” и иных сервисов, принадлежащих российским гражданам и организациям», — отметил Департамент. 

Фото: freepik.com

Таким образом, MAX — один из мессенджеров, которые учителя могут использовать для общения с коллегами, учениками и родителями, но обязательным он не является.

— Во многих регионах начальство понимает, что заставить человека оно не может, нет механизма. Поэтому идут самые разные угрозы неофициально: тебя не будут информировать, ты не сумеешь участвовать в жизни школы, получать инструкции. С точки зрения закона это, разумеется, ерунда, потому что информировать работника — дело администрации, — комментирует Всеволод Луховицкий.

По мнению Дмитрия Казакова, прежде чем требовать от учителей установить MAX, школам следует обеспечить их необходимым оборудованием:

— Не берусь судить о достоинствах и недостатках платформы, но меня возмущает ситуация, когда учителей заставляют использовать личные телефоны и компьютеры для работы. Далеко не все учителя богатые люди и не у всех есть смартфоны, не у всех есть интернет.

С коллегой согласен Всеволод Луховицкий:

— Почему наше руководство думает, что у всех есть смартфоны и все готовы на них что-то устанавливать? У меня нет смартфона, и я очень хорошо живу с обычным телефоном. Если директор хочет, чтобы я установил MAX, пусть покупает мне смартфон.

Светлана К. (имя изменено) из Читинской области, учитель иностранного языка, считает, что MAX ничем не отличается от других мессенджеров:

— Такой же, как и все. Можно настроить конфиденциальность, как, например, и в «Телеграме». С компьютеров вход остался обычный. В телефоне мы разобрались и поняли, что MAX как проводник. СМС с «Госуслуг» приходит на него, это перенастроили без нашего желания. Но я, в принципе, разницы не вижу, куда получать код. В целом MAX удобен. В том смысле, что вообще без разницы, через что ты получаешь очередное «срочно выполнить».

Светлана отмечает, что в MAX ей нравится качество видеосвязи, а также встроенные GigaChat и «Алиса»:

— Это для работы очень удобно. Можно получить информацию без всякого пароля. Сразу просишь, что тебе надо, и мгновенно получаешь ответ. Но без «Телеграма» я не могу. Есть работа международного уровня, поскольку я учитель английского. MAX тут точно не подойдет.

Диагностики для учителей

Московские учителя выступают против обязательной диагностики МЦКО (Московского центра качества образования). Учителя-предметники сдают ее в формате ОГЭ и ЕГЭ раз в три года.

В результате учителю присваивается уровень:

  • базовый — от 50 до 69%;
  • высокий — от 70 до 84%;
  • экспертный — от 85 до 100%.

— Мне скоро снова предстоит в этом участвовать, — рассказывает «Правмиру» Иван Меньшиков. — Диагностика отнимает много сил, и учителей, конечно, раздражает. Они уже сдали все экзамены, получили дипломы, а тут каждые три года снова должны идти писать экзамены в непростых условиях: четыре часа, более строгие критерии проверки, чем по отношению к детям, причем не всегда за диагностику платит школа, учитель вынужден платить сам.

По словам Ивана Меньшикова, в Москве существует негласное правило: чтобы поступить на работу в школу, нужно иметь действующий сертификат МЦКО, и в целом учитель государственной школы должен проходить диагностику, даже если не планирует становиться экспертом по проверке экзаменационных работ.

Фото: freepik.com

Нормативных актов, которые обязывают учителей проходить диагностики, не существует. Как следует из ответа Департамента науки и образования Москвы профсоюзу «Учитель», диагностические мероприятия проводятся на добровольной основе.

— Департамент несколько раз официально говорил нам, что нет принуждения, нет обязательств. Но по факту они есть, — уточняет Всеволод Луховицкий. — И самое главное, что они унизительны, потому что требуют, например, чтобы ЕГЭ сдавали даже те учителя, которые не ведут уроки у старших классов, и молодые учителя, которые один раз ЕГЭ по этому предмету наверняка сдали, когда поступали в институт. Диагностики подвергают сомнению вузовскую систему обучения. Получается, что в вузах ничему не учат. 

О принудительных диагностиках сообщают и учителя из других регионов. Например, профсоюз «Учитель» получил копию распоряжения из ХМАО-Югры о декабрьской диагностике профессиональных компетенций педагогических работников, в частности учителей естественно-научных дисциплин (копия в распоряжении редакции. — Прим. авт.).

Учительница, которая прислала копию этого распоряжения, говорит, что вынуждена проходить такую диагностику уже в третий раз за три года: 

— Я веду биологию, моя ученица сдала ЕГЭ на 91 балл, ОГЭ три года подряд сдают на 4 и 5. Сколько можно диагностировать? У меня высшая категория. Что еще я должна доказывать?

Учитель биологии Анна К. из Красноярского края в этом году проходила такую диагностику впервые. Задания, по словам Анны, были непростыми, а времени выделили недостаточно:

— Первая часть проверяла предметные компетенции, примерно как ЕГЭ. В инструкции говорилось, что нужно выбрать ответ, не нужно ничего решать, но это неправда, потому что там были задачи: на генетику, на биосинтез белка. Чтобы написать ответ, нужно их решить. Естественно, проверяли знание законов, знание методик и так далее. Мы еле-еле укладывались в три часа.

Диагностика была бесплатной, отказаться директор не разрешил:

— Я считаю, что не должна никому ничего доказывать. У меня есть диплом о высшем образовании, высшая квалификационная категория. Но чтобы никому потом не прилетело, я должна была пройти эту диагностику, — говорит Анна К.

Бюрократия

Бюрократическая нагрузка на учителей снизилась в 25 раз, заявил в октябре глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

Формально количество документов, которые учитель должен заполнять, действительно сократилось, однако увеличилось количество документов, которые заполняет школа в целом, отмечает Всеволод Луховицкий:

— Когда на директора сваливается огромное количество отчетов, а у него еще и завучей не так много, он вынужден «просить» учителей готовить какие-то отчеты. Поскольку во всех регионах есть свои рейтинги школ и все понимают, что речь идет о дополнительном финансировании, то тебе, чтобы участвовать в рейтинге, придется заполнять дополнительные отчеты. Формально они считаются добровольными, но попробуй их не заполни, и школа не получит финансирование, директора упрекнут, что у вас низкая заработная плата.

Также, по словам Всеволода Луховицкого, увеличилось количество внешкольных и школьных мероприятий, а следовательно, и отчетов по ним: часто каждое мероприятие нужно фиксировать на видео/фото. Кроме того, возросла роль олимпиад: школы стремятся отправить на муниципальные этапы как можно больше учеников, чтобы для рейтинга сделать отчет о количестве участников.

Фото: freepik.com

— Во многих школах теперь проводят муниципальные этапы, а это значит, что нужно сорвать учителей с уроков, чтобы они наблюдали и заполняли протоколы. Все это просят делать очень быстро, только печатными буквами для сканирования и отправки наверх, только черными гелевыми ручками и так далее. 

По-прежнему остается серьезной бюрократическая нагрузка на классных руководителей. Приведем список необходимых бумаг, который предоставил «Правмиру» учитель одной из ведущих московских школ:

  • журнал инструктажей по охране здоровья и правилам поведения;
  • занятость класса в кружках и секциях;
  • листок здоровья;
  • отчет о воспитательной работе за предыдущий год;
  • памятки для родителей;
  • план воспитательной работы;
  • правила поведения;
  • социальный паспорт класса;
  • список учеников;
  • характеристика класса.

Помимо этого, необходимо вести протоколы родительских собраний, делать списки представителей учеников с телефонами, списки льготников, учет посещаемости, согласия на обработку данных от родителей, согласия на выездные мероприятия, согласия на любые тестирования.

— Когда я была классным руководителем, то просто смирилась с тем, что в крайнем случае меня посадят, — рассказала «Правмиру» Маргарита Л. (имя изменено), учитель русского языка и литературы из Москвы. — Потому что я не могла вести журналы бесед с родителями, особенно если большинство из них были по телефону или в переписке. Протоколы классных часов я никогда не осиливала, только если это ставилось на контроль свыше. Просто отмечала классные часы в журнале воспитательной работы.

Нередко учителям приходится делать бумажные копии электронного журнала, потому что оценки и домашнее задание могут внезапно исчезнуть из системы, а это удваивает работу. Учитель-предметник из Забайкальского края рассказала «Правмиру» о таком случае:

— Как-то я просматривала успеваемость класса, видела «скрепки» — значки того, что дети выслали задание. И я сделала скриншот: видимо, сердце что-то заподозрило. На следующий день случился глюк, дневник не работал, скрепочки и задания исчезли. Предметники стали ставить двойки. И вот я ходила и показывала эти скриншоты, что дети не виноваты. Но я ведь случайно это заметила. А могла бы, как и все, быть в неведении.

Идея обязательных отработок для учителей

В ноябре был принят закон об обязательной отработке для выпускников медвузов: студенты, поступающие на бюджет, теперь должны будут заключать договор о целевом обучении и отрабатывать до трех лет в государственных медучреждениях. 

Министр просвещения Сергей Кравцов посчитал «неплохой» идею целевого приема и трехлетней отработки для учителей: 

— Сама идея неплохая, вопрос в ее реализации. Я как раз сам оканчивал педагогический университет, работал в школе. Но, наверное, здесь все-таки надо расширять механизм целевого приема под конкретные школы. 

Однако разные эксперты сходятся во мнении, что эта мера не поможет решить проблему нехватки учителей. Мария Гельфонд, преподаватель Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде, уверена, что подобный закон способен, наоборот, привести к оттоку:

Мария Гельфонд

— Я постоянно сталкиваюсь с тем, что наши выпускники искренне хотят работать в школе, приходят туда и очень быстро уходят. И даже не по причине низких зарплат, хотя в регионах они действительно очень низкие и никак не «бьются» с репетиторским доходом. Дело скорее в том, что молодой учитель чаще всего приходит в среду, в которой его, во-первых, не уважают старшие коллеги и родители учеников, а во-вторых — в которой его не поддерживают. 

С Марией Гельфонд согласен Иван Меньшиков. Он считает, что, если идея законопроекта реализуется, это только усугубит ситуацию:

— Если человек рассматривает возможность стать учителем математики, он скорее пойдет на мехмат, а потом уже будет добирать педагогические компетенции на курсах или переподготовке. Это избавит его от угрозы отработки, когда ему придется уезжать в регион на каких-то невыгодных условиях и, в общем, не распоряжаться собственной жизнью в течение нескольких лет. Учитывая эти риски, я думаю, все больше школьников, которые хотят стать учителями, пойдут получать образование по специальности, но не педагогическое.

Отработки не добавят популярности и педагогическим вузам, и педагогической профессии, подчеркивает Дмитрий Казаков:

— Сейчас мы видим, что люди поступают в педагогические вузы, а потом не идут в школу. Пока не улучшатся условия труда, пока не дадут нормальную зарплату, никакие принудительные отработки не помогут. Отработав обязательные три года, человек все равно из школы сбежит. 

«Люди голосуют ногами»

Учителя продолжают бороться за свои права и объединяться, в этом году, по наблюдениям экспертов, увеличилось число первичных профсоюзных организаций.

— По сравнению с предыдущими тремя годами, когда учителя были абсолютно деморализованы, я вижу оживление, — отмечает Иван Меньшиков. — Учителя на местах хотят объединяться и бороться. Для нашей страны типична история, когда учителей довели до ручки и, по сути, остается выбор: увольняться здесь и сейчас или пытаться бороться. Особенно приятно видеть, что учителя решают проблемы заранее, переговорами, а не в совсем отчаянной позиции. 

Но назвать это массовым движением пока все еще нельзя, подытоживает Дмитрий Казаков:

— Люди пытаются бороться поодиночке, а чаще просто разочаровываются и уходят из школы. Они голосуют ногами. Пока есть куда приложить свои силы, профессию, учителя предпочитают частный сектор. Без объединения учителей и борьбы за права ситуация к лучшему не изменится.

Фото: freepik.com и из архивов учителей

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.