В некоторых епархиях – как в Отечестве, так и в русском рассеянии – по окончании панихид поют праздничный тропарь Лазаревой субботы: «Общее воскресение», чтобы напомнить всем, кто скорбит о потере своих близких, что мы должны жить верой и надеждой воскресения и вечно-блаженной жизни с Богом, святыми и родными. А в священные дни Пасхи Христовой священники, совершая панихиды, часто в них включают победоносные Пасхальные песнопения.
Существуют разные толкования третьего, девятого и сорокового дней поминовения усопших, когда православные христиане стараются совершать панихиды по своим умершим или в церкви, или на кладбище.
В Австралийско-Новозеландской епархии Русской Зарубежной Церкви, где проживают многочисленные русские эмигранты, выходцы из Сибири и Китая, и их потомки, соблюдают харбинский обычай поминовения и в двадцатый день со дня кончины, считая его «преполовением» сорокового.
Думается, что не только во всерадостные дни Пасхи Христовой, но и в другие дни особого поминовения усопших, в т.ч. и в третий, девятый и сороковой дни после их кончины, весьма необходимо отмечать их в свете тридневного Восстания Человеколюбца Бога, в память Его победы над грехом, злом, смертью, адом и всем тем, что земля создала страшного.
Наиболее интересное, справедливое и убедительное разъяснение этой доброй традиции мы находим у Филиппа Солитария, византийского богослова XI века, который говорил, что апостолы, разделив на три части сорокадневный ветхозаветный плач об усопшем, установили поминовение на третий, девятый и сороковой день после кончины.
Сделали они это по той причине, что и Сам Господь, после трех дней восстав от мертвых, явился Своим ученикам и, дунув на них, даровал им Духа Святого, отверзая им ум для разумения пророчеств, псалмов и других писаний о Нем.
После восьми дней, как подчеркивает евангелист, Христос снова явился им, утвердив Фому в вере Его Светлого Воскресения. Сообразно этому, на девятый день мы во второй раз собираемся и молимся на панихиде по своим умершим.
Подобное этому совершаем и на сороковой день, когда Господь вознесся на небо, причем Он вознес и нашу человеческую плоть, и нашу природу в пределы вечности, воссев на Престол Божий и вступив, как Человек, в тайну Пресвятой Троицы.
Таким образом, Святая Православная Церковь, совершая в определенные дни поминовение усопших, назидает и утешает нас, оставшихся в этой жизни, утверждая в нас веру и надежду общего всех воскресения и долгожданной встречи с нашими почившими родными, наставниками-героями и друзьями. Аминь.
Воистину Воскресе Христос!
Протоиерей Серафим Ган,
управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода,
секретарь Певроиерарха Русской Зарубежной Церкви.
www.stseraphimschurch.org
Читайте также:
- Любовь к гробам
- Радоница: о тайне, требующей уважения
- Радость вечной жизни
- Радоница: день уставших ног и большого веселья
- Радоница: Умереть – это ненормально