Послание духовных лидеров России и Польши о примирении не должно остаться лишь на бумаге, — Занусси
21 августа. ПРАВМИР. Об этом сообщает «Интерфакс-Религия».
«Надеюсь, что это обращение принято вовремя, хотя, может быть, это можно и надо было сделать и раньше. Теперь же все зависит от того, как к нему отнесутся люди. Воспримут ли они его всерьез, по настоящему? Насколько сказанное в послании сможет повлиять на нашу жизнь и наши поступки? Самое главное — чтобы сказанное в послании не обернулось, как это говорят по-русски, показухой», — сказал К.Занусси в интервью журналу «Фома».
Послание взывает к нашей совести и призывает наши народы простить и помиловать друг друга, продолжил режиссер.
«Ведь надо уметь признавать и индивидуальные грехи, и грехи общие, грехи на уровне нации. Между тем, следует признать, людям это не очень-то свойственно, они это не любят — признавать свои прегрешения. Так что в целом я оптимист, но считаю, что самое главное будет зависеть от того, какие действия последуют за посланием, насколько наши народы смогут реально принять содержащиеся в нем призывы», — говорит К.Занусси.
В свою очередь профессор МГИМО Юрий Вяземский, поляк по отцу, в интервью тому же изданию сказал, что видит три направления, в которых русским и полякам надо обязательно быть вместе.
«Нам надо быть вместе против современного, все усиливающегося воинствующего атеизма, который лично я воспринимаю как некую форму религии… Второе направление — против попирающего всяческую нравственность хамства, в котором в свое время… с лихвой преуспевали как русские, так и поляки. Хамство этих двух народов, когда они в него впадают, почти художественно. Ну, и третье — объединиться против злокачественного, в итоге смертельного национализма во всех его крайних проявлениях», — сказал он.
На перспективы примирения русских и поляков Ю.Вяземский смотрит с позиций реалиста.
«Конечно, вряд ли народы, услышав послание, тут же кинутся мириться. Прощение и примирение не происходит мгновенно», — говорит профессор, добавляя, что прощать — это «предпоследняя ступенька» к Богу, «крайне трудная, но нужная».