Пожалейте
Священник Сергий Круглов — об иркутской трагедии и отношении к ней общества.
Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Трагический случай массовой гибели жителей Иркутска, отравившихся жидкостью «Боярышник» — на сегодня одно из самых обсуждаемых в соцсетях событий. Впрочем, слово «обсуждаемых» мне видится не совсем точным – обсуждение предполагает вдумчивый, доброжелательный и, что немаловажно, конструктивный полилог, а в соцсетях чаще всего сталкиваешься с многочисленными монологами, в которых говорящий спешит не выслушать собеседника, а выискать, к чему бы в его словах придраться, и высказать свое мнение, причем мнение зачастую безапеляционное, звучащее как приговор для всех, кто с ним не согласен… И в этом отношении высказывания христиан, интересуя меня более прочих, заставляют задуматься о важных вещах.

Как некий срез таких высказываний по «делу о «Боярышнике» я читаю, например, комментарии к посту, размещенному на своей странице в Фейсбуке библеистом и публицистом Андреем Десницким. Вот этот пост (о себе скажу, что высказывание Андрея – одно из самых близких лично мне):

«Люди пишут о тех, кто в Иркутске отравился лосьоном: дескать, сами все-таки виноваты, нечего было пить всякую дрянь.

С этим, конечно, трудно поспорить.

Но ощущаем ли мы, относительно сытые и благополучные люди, у которых хватает денег не то что на водку, а даже на сухое вино и которые всегда могут заработать чуточку больше — что это такое, жить в провинции с зарплатой тыщ в десять (из них половина на коммуналку) в полной безнадеге и пустоте? Где пьянство — единственное подобие выхода? Да, кто-то вырвался — а большинство не сумело. Кто-то пошел в монастырь или учит ночами эсперанто, а большинство бухает. А кто-то воевал в Донбассе, и не только от избытка патриотизма, а скорее от полной безнадеги.

И о них не интересно думать никому — ни правым, ни левым, ни тем, кто пафосно рассуждает о «восьмидесяти шести процентах традиционных ценностей». Одни их при случае цинично используют, другие презирают. Так было при коммунистах, при демократах, так есть при вертикали и похоже, что так будет и дальше при любом развороте.

Есть за что презирать? Есть, конечно. Но вот все эти униженные и оскорбленные, все эти маленькие люди великой русской литературы — они не только очаровательные и одухотворенные Сонечки Мармеладовы и трогательные станционные смотрители. Они в массе своей бухарики из Иркутска, Ростова, Подмосковья и отовсюду.

 P.S. Да, я понимаю, что это страшные люди, которые губят себя и близких. Я просто не могу не задуматься: а как бы жил сейчас я, если бы родился не в центре Москвы, а на рабочей окраине Иркутска?»

Высказывания по поводу написанного, и под этим постом, и на других страницах Фейсбука, можно (конечно, условно) разделить на несколько основных видов.

Одни высказывания – под тэгом «естественныйотбор»: «Алкаши — нелюди, насмотрелись мы на них…. (Следуют ужасные примеры, коих в самом деле вокруг немало). Пусть пьют и подохнут, генофонд чище будет».

Другие – под тэгом «возьмисебявруки»: «Мало ли что – жизнь тяжелая и среда унылая! Пусть возьмут себя в руки и не пьют! Вот, например, я! У меня тоже жизнь не сахар, но я же не пью… (Далее следуют примеры из жизни)».

Третьи – под тэгом «этастрана»: «Мы не осуждаем алкашей. Мы даже жалеем их. Но все решают только социальные условия и действия властей, а в этой стране люди обречены! У нас медицина такая, власти сякие, Россия – огромная помойка, население – зомби, и все обречены на гибель…»

Четвертые – под тэгом «молитьсяпоститься», эти высказывания полны специфически православных назиданий: «Пьянство – никакая не болезнь, это грех, а те, кто умерли от пьянства, наказаны Богом за неверие и Царства Божия не наследуют! Если бы пошли в храм, каялись, молились, постились, соборовались и т.д., то перестали бы пить… (Далее следуют, опять же, примеры из жизни, а также цитаты из книг церковных канонов и творений святых отцов )».

Словом, мнения самые разные. Я собрал несколько, лежащих на самом виду.

Но у всех есть общая черта: «Я, и только я (часто выступающий от имени «мы», то есть от имени своей, что называется, положительной референтной группы) безусловно прав! »

v-krymu-khotyat-zapretit-prodashu-nastoyki-boyaryshnika_izobrashenie-iz-interneta_1_2015-06-26-09-37-19

Вот и думаю я…

Не про то, что алкоголизм – зло, и духовное, и социальное, это и так понятно.

А вот про что: придя в мир, Христос создал Церковь.

И создал Ее не как закрытую «положительную референтную группу», присоединившись к которой я наконец-то почувствую себя «спасительно», а свою правду буду полагать самой правильной, потому что это правда моей группы, санкционированная Богом, и с этой точки зрения свысока осуждать и поучать «внешних».

Он создал Ее как зерно, которое должно умереть в земле, но дать через это жизнь всему миру.

Проще говоря, Он создал Церковь ОТКРЫТОЙ миру.

И жертвенная любовь, милость, сострадание, которыми Церковь в основе своей всегда отличается от всех прочих сообществ – не привычные сентиментальные присловья, которые благочестивый член группы, облеченный саном или нет, из века в век употребляет в отточенных проповедях, произносимых перед народом. Это те конкретные инструменты, которыми открытая всем «посторонним» Церковь действует над ними и для них. Без них Церковь – как хирург без скальпеля, как строитель без мастерка и отвеса, как та самая евангельская соль без соли.

Церковь не имеет права выбросить из себя «постороннего», потому что и за этого «постороннего» умер Христос. Он Сам был этим Посторонним, Которого когда-то выбросила из себя «референтная группа» Израиля – и что произошло дальше, мы знаем, и только слез достойны из века в век ведущиеся споры о Богоизбранности, кому она дана да кто ее сохранил или не сохранил…

Он Сам – камень, отброшенный строителями, Он Сам – избитый на краю дороги, мимо которого поспешили брезгливо пройти священник и левит, Он Сам – бомж из современного анекдота, которого не пустили на праздничную службу в храм. И Он Сам сказал апостолам: «Идите ко всем народам», и объяснил, что с этими народами делать, а что именно – перечитаем Евангелие, а то, поди, в уверенности, что знаем наизусть, давно его не открывали…

Чем меня привлекло написанное Андреем Десницким? Тем, что в основе его, несмотря на горький тон, лежит обыкновенная человеческая жалость к несчастным. Да, жалость не способна одним только своим явлением искоренить зло мира. Да, зачастую она не знает скоропалительных рецептов «что делать», нет их и в посте Андрея. Да, я много раз слышал от православных собратьев, что «человеческое» — оно тленное, «душевное», а должно быть христианское, «духовное». Но если нет во мне этого «душевного» — то «духовному» просто не на чем будет во мне нарасти. Быть христианином, не став человеком, невозможно (хотя попытки там и сям продолжаются…).

Впрочем, кое-какие ответы на вопрос «что делать» найти все же можно. Например, по слову апостола, плакать с плачущими. Вот послал, например, мне Господь спивающегося алкаша, неважно, в храме ли, в иной ли ситуации, получилась какая-никакая беседа – первым делом надо его пожалеть, поскорбеть вместе с ним. Нет-нет, не «пожалеть» в смысле потакать его ропоту на весь мир: мол, жена довела, жизнь заела, власти недодали, вот и пью. А ужаснуться вместе с ним и дать понять: я вижу, как тебя внутри терзает этот ад, и мне тебя жалко. И вижу, как мучаешься от этого ада ты сам, а все твои ропоты на обстоятельства – просто жалкая попытка прилепить на эту бездну хоть какой-то фиговый листочек рационального объяснения-оправдания, иначе открывшейся бездны не выдержит разум, не выдержит сердце свинцовую тяжесть отчаяния… Надо ему сказать: «Я вижу тебя», помните фразу из фильма «Аватар»?

Конечно, я скажу ему всё, что может сказать церковный человек, о необходимости бороться, о том, что Бог всегда за нас в этой борьбе, о покаянии, молитве, таинствах. И, конечно, я, обыкновенный грешный немощный человек, ни на минуту сам себя не буду чувствовать ни спасителем, ни уверенным в себе нравоучителем тем паче, потому что знаю: что с этим человеком будет дальше – неизвестно, ведь жизнь во Христе держится не на гарантиях, а на вере. Какие уж там гарантии, когда Сам Сын Божий оказался не гарантирован от позора и креста… Шанс на спасение – есть. Но именно обычное сострадание должно лежать в основе всего этого. Иначе – всё напрасно.

Откуда это сострадание взять, спросите вы? Не знаю. Люди разные, жизнь у всех разная. И милосердие по-разному проклевывается и растет (или захиревает и иссыхает) у них внутри… Мне в этом отношении как-то проще, потому что о том, что такое ад зависимости и борьба с ним, знаю по себе. А как быть вам… Спрашивайте у Христа, что я еще могу сказать. Он даст ответ – лишь бы смогли этот ответ расслышать.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.