Пожилая
Есть какая-то трудноуловимая закономерность в том, что праздник Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной отмечается в самый короткий день в году. Даже не хочется вести не теряющий популярности «календарный спор» — новый стиль, старый стиль… По большому счету, значения не имеет. Но очень уж символично это совпадение. 

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

История человечества в целом трагична. Рушатся под ударами войн, стихий, болезней и времени целые государства. Стираются с лица земли творения человеческого духа. Исчезают народы. Смертен каждый человек. Только сама жизнь имеет значение — правы экзистенциалисты! — потому что смерть каждый раз обнуляет ее. Был человек — и нет. Хорошо, если есть кому вспомнить его, а иначе даже следа не останется, лишь груда костей. Жизнь и смерть связаны между собой, образуют единый Уроборос, и нет силы, которая заставила бы эту змею прекратить пожирать саму себя и дала бы смысл этому бесконечному движению из небытия в небытие. 

Или есть?

Весь сюжет, связанный с рождением Девы Марии — преодоление смерти. Иоаким и Анна, праведные и любящие люди, должны были уйти из мира, оставив после себя разве что недвижимость для непрямых наследников — детей у них не было, учеными и писателями они не были, память человеческая коротка, а до изобретения фото и видео оставалось около двух тысяч лет. Пожилая чета, не прославленная ни чудесами, ни знатностью рода (потомков у царя Давида было несчитано), они были настолько маленькими людьми, что священник Иерусалимского храма был уверен: Сам Бог их не замечает, ибо зачем смотреть на то, что станет горсткой праха, что навсегда заберет смерть? 

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Икона второй четверти XVI века из собрания Псковского музея-заповедника

Философ Альбер Камю сравнивал жизнь человека с трудом Сизифа, обреченного целую вечность в аду выполнять бессмысленную работу — катить огромный камень в гору. Это очень похоже на такое пустое существование, когда от человека не остается ничего. Камю предлагает человеку увидеть смысл именно в этом камне, в самой жизни, как бы нелепа она ни была. 

Неплохой вариант решения проблемы, если рассматривать ее с позиции самого Сизифа. Но Иоаким и Анна хотели иметь значение в глазах Божьих, поэтому они взывают к Богу и просят их закинуть этот бестолковый камень подальше, а им дать настоящий смысл, единственный — продолжение жизни.

Без этого смысла их горе всепоглощающе, мрачно, как самая долгая ночь (вспомните, как плачут бесплодные жены в Ветхом Завете).

Они даже не просят освободить их из самого ада — неизбежной смерти, самой смертности, этой родовой болезни человечества. Они и не предполагали, что это возможно!

Но происходит необыкновенное, немыслимое, нарушающее казавшиеся незыблемыми законы природы. Эхом из недалекого будущего доносится разрушение цепей ада: Бог обещает Иоакиму и Анне ребенка, дочку. Анна узнает, что в ее Дочери прославятся все народы. Счастливой матери еще предстоит узнать, что Чадо ее станет одной из первых, кого не сможет проглотить смерть. 

Одна из икон праздника включает в себя изображение Девы Марии, попирающей ногой змея — да-да, ту самую змею, врага рода человеческого, саму смерть, поедающую и обессмысливающую все живое. 

И с этого дня, после самой долгой ночи отчаяния и оплакивания бессмысленности, день начинает удлиняться, чтобы, наконец, наступил вечный светлый День Солнца Правды — Христа — Логоса — Смысла.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.