Правда ли, что дети-спортсмены успешны в учебе?
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Мальчик через год идет в первый класс, и родители задумались — нужно ли отдавать его в профессиональный спорт? Сейчас есть время, чтобы приступить к занятиям. О том, как связаны регулярные тренировки и успешная учеба, рассказывает Виктория Борзенкова, спортивный психолог и бывший тренер.

Вопрос. Правда ли, что дети, успешные в спорте, также успешны и в учебе?
Сын через год идет в начальную школу, задумались, нужно ли ему заниматься спортом всерьез или достаточно будет двигательной активности в школьной спортивной секции.

Виктория Борзенкова

Ответ. Спорт очень рано дает почувствовать вкус победы. Это психоэмоциональное состояние, подкрепляемое в том числе и на гормональном уровне, формирует некую зависимость, но в то же время и ментальную прочность. Приходит понимание: чем больше ты вложился — тем ярче послевкусие от успеха. Другие дети тоже будут потихоньку накапливать соревновательную практику, в том числе и в учебных областях, однако профессиональный спорт сжимает сроки и ускоряет развитие. Он делает ставку на результат, а не на процесс. В этом, кстати, его отличие от любительских занятий, где нет необходимости постоянно наращивать нагрузки и человек находится в стабильной зоне комфорта.

Профессиональный спорт — это непрерывные точки роста и перманентный стресс. Мы чувствуем мало удовольствия от процесса напряженного преодоления, но получаем более яркий результат. Кстати, ответственность за результат учит ребенка в том числе и коммуникативным навыкам. Например, необходимости договариваться с преподавателями о сдаче пропущенного материала для своевременной аттестации.

Как только снижается привычный уровень спортивной нагрузки, может снизиться и успешность в других сферах. В моей практике был интересный случай. Спортсмен, который вплоть до 9-го класса интенсивно занимался профессиональным спортом, индивидуально и в группе, был целеустремлен, успешен и в образовании. Однако в 9-м классе было решено сбавить спортивные обороты, тем более что впереди предполагалось поступление в вуз. Но когда высвободилось больше времени, академическая успеваемость ухудшилась.

Почему? Совмещение образования и спорта создает дефицит времени и требует собранности. 

Благодаря плотному графику, у ребенка формируются необходимые ментальные навыки: концентрация внимания, планирование, тайм-менеджмент, дисциплина.

Я это наблюдала в том числе и у дочери: из-за частых турниров и тренировок, учебных часов в классе у нее меньше, а успеваемость выше. Важно не сколько ты часов провел в школе, а насколько качественно использовал время. В среднем, у детей-спортсменов в младшем школьном возрасте успеваемость и уверенность выше.

Но иногда уменьшать нагрузку необходимо. У ребенка обязательно должно оставаться время на отдых, личное пространство, хобби, то, что восстанавливает, наполняет, а вам, возможно, кажется бесполезным.

У меня был такой опыт: маленькая, бледная, щупленькая девочка младшего школьного возраста. Мама жалуется, что у дочки нет аппетита, хотя она активно занимается спортом. Я, как обычно, начинаю собирать информацию о том, чем ребенок занимается в течение недели. И выясняется, что у нее учебно-тренировочная нагрузка зашкаливает за 30 часов. Наблюдается выраженная степень астенизации, она так устает, что не остается сил даже на еду. Теряется вкус не только к спорту, но и к жизни. С цифрами на руках мне удалось объяснить маме, что надо корректировать нагрузку.

Если вы видите у ребенка перепады настроения — он то плачет, то избыточно агрессивен, то замыкается в себе — прежде всего обращайте внимание на объем нагрузки по всем фронтам: спортивная деятельность, учеба, соотношение онлайна и офлайна, логистика, дополнительные секции и так далее. Ребенок от вас полностью зависит, и если его избыточно нагружают, то он будет бессознательно сопротивляться, пока не иссякнет и не потеряет интерес к спортивной деятельности. 

Если человек не успевает восстанавливаться, мы видим снижение эффективности во всех областях. 

Многие родители пытаются попробовать все и сразу, что хорошо с точки зрения разностороннего развития ребенка. Однако желательно это делать до 7 лет, пока нет учебной нагрузки. Музыкальные занятия, театральный кружок, спортивная секция — на все найдется время. Но в 1–2-м классе, как правило, надо определяться, насколько серьезно вы хотите заниматься профессиональным спортом, и тогда отказываться от остального. К 10–11 годам нагрузка будет планомерно увеличиваться, и на фоне перегрузки ребенок может начать выгорать.

Вы можете выбрать невысокие спортивные нагрузки просто для удовольствия, но если вы переходите в профессиональную деятельность и начинаете формировать спортивную личность, то это требует пересмотра. Причем трудно будет не только ребенку, но и родителям. <…>

Полная версия интервью

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.