Главная Церковь Православие в мире

Православие в Албании. Если бы все в Церкви были христианами, то на свете не осталось бы язычников

Ирландца спрашивают: «Вы католик или протестант?». Ирландец отвечает: «Я — атеист». «Хорошо, но Вы атеист-католик или атеист-протестант»?

— Церковь в настоящий момент предпринимает значительные усилия, оказывая поддержку всему албанскому обществу. Кажется, однажды Вы привели цитату одной из проповедей св. Иоанна Златоуста, где он говорит, что «если бы все в Церкви были христианами, то на свете не осталось бы язычников». Это замечание не в бровь, а в глаз.

— Да, он был прав. Махатма Ганди говорил: «Я бы обратился в христианство, если бы мне повстречался хоть один христианин». Один святой однажды сказал: «Почему в первые века христианство распространялось так быстро, а сейчас нет?». Он ответил: «В первые века христианство проповедовали христиане».

Если бы действительно это понимали, мы бы так не спешили замечать чужие недостатки. Знаменитое “ Mea culpa ” (моя вина) составляет основу христианского вероучения. Св.Серафим говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы не можем спасти тысяч, потому что мы не можем спасти самих себя. Это важнейшая вещь и она помогает людям увидеть гуманизм в другом свете. В том свете, в котором он дарит любовь, а не ненависть.

По моему опыту общения с христианскими фанатиками, большинство из них сами имеют недостаток веры. Они сомневаются и пытаются подавить любое сомнение, которое возникает вокруг них. Часть наиболее жестких православных, которых я встречал, были из бывших коммунистических государств, это были бывшие члены тайной полиции и пр. Они просто не умеют жить без ненависти.

Их природа, к сожалению, отрицательная, потому что она построена на этой ненависти. Они говорят: «Я против того и этого». Они не говорят о том, что такое настоящее христианство. Им нужен враг, в которого они будут целиться.   Я говорю это не для того, чтобы осудить их, это просто трагедия.

Возможно, такое случается на всех уровнях человеческой природы, но здесь это просто очевидно. Немногие люди могут решить эту задачу и сказать: «Я — христианин». Только при условии, что вы являетесь частью истинного христианства, вы можете сказать, что вы — христианин. Только Господь имеет право говорить об истинном христианстве. Но каждый, кто соединяется с ним, перенимает его природу.

— Это бывает иногда заметно в России и Сербии с подъемом крайних националистов. Эти люди зачастую используют Православие как транспарант, но за этим отсутствует христианский дух, и это пугает, потому что простые люди часто бывают сбиты с толку и думают: «Я должен поддержать эту группу, потому что они православные».

— Да, такие злоупотребления всегда существовали. Эти люди паразитируют на чужих религиозных чувствах, потому что они знают, какую силу имеет религия, и они хотят использовать ее в своих целях. Например, в Югославии большинство людей, живущих в областях Косово, Сербии, Македонии, Боснии, атеисты. Поэтому так называемой религиозной войны здесь просто не существует. Я нашел сочетание слов: «Религиозная война атеистов», потому что все люди, участвующие в этих войнах,   являются атеистами. Я знаю их лично. Конечно, они человеческие существа, но они используют религию, а не веруют. От этого очень сложно избавиться. Православная Церковь в Албании достаточно четко высказывалась против злоупотребления религией. Думаю, наиболее сильный голос в этом принадлежит Архиепископу Албанскому Анастасию, чей девиз звучит так: «Елей религии никогда не должен использоваться для разжигания конфликтов, а только для умягчения сердец и исцеления ран».

— В Косово западная пресса верила во внешние признаки. Для них это всегда был конфликт между православными сербами и мусульманскими албанцами.

— Так думать удобнее. Выяснять настоящие причины слишком сложно и трудно. Им нужно было быстрое объяснение.

— Вы думаете, война в Косово была, скорее, на культурной и территориальной почве, чем на религиозной?

— Это была этническая война. Когда та или другая сторона разрушала мечети или церкви, это было не по религиозным причинам. Они были национальными символами.

— Это напоминает многолетнее насилие в Северной Ирландии. Там совершенно очевидно, что за религию сражаются не благочестивые католики и протестанты.   

 

— Да. Как в том анекдоте… Ирландца спрашивают: «Вы католик или протестант?». Ирландец отвечает: «Я — атеист». «Хорошо, но Вы атеист-католик или атеист-протестант»? (Смеется).

Поэтому пророческая роль Церкви так важна. Пророческая роль означает, что, как сказал Сам Господь, мы все на кресте. В Евангелии есть драгоценная фраза, которую я часто цитирую: «Сия глаголет Господь». Чаще всего люди не хотят это услышать. Им хочется чувствовать, что они «выше», поэтому следуют за лжепророками, а настоящих пророков убивают. Если мы будем постоянно произносить слова: «Сия глаголет Господь», это потребует от нас труда, но поскольку мы не любим трудиться, избегаем креста, мы не произносим этого. Мы говорим то, что хотят слышать окружающие. Это всегда было одной из основных проблем в Церкви. Мы должны выполнять пророческую роль Церкви, и говорить от имени Господа, повторять Его слова.

— Одна вещь заставила меня впервые почувствовать возрождение Албанской Церкви, когда во время косовского конфликта на Западе росли настроения против притеснений православными сербами косоваров мусульман. Но затем стали появляться редкие вести о том, что Албанская Православная Церковь дает приют сотням тысяч мусульманских беженцев из Косово. Это разбило предрассудки. Албания, возможно, является первой страной в современном мире, где Православная Церковь протягивает руку помощи не только своим бедными и обездоленными людям, но и своим «врагам».  

Что бы Вы посоветовали новообращенным христианам в отношении христианской жизни? На Западе есть склонность к пылкому обращению к вере, мы читаем сочинения ранних святых отцов или жития святых, например, житие св. Серафима Саровского. Но зачастую Православие является чем-то личным и не затрагивает наших соседей, наш город, страну. По-крайней мере, не так как, Албанская Православная Церковь влияет на дела здесь.

— Во-первых, мы, христиане, не должны иметь врагов, потому что невозможно одновременно быть христианином и иметь врагов.

Во-вторых, я часто шучу (и это шутка), что чтение о св. Серафиме причиняет больше вреда, чем пользы. Я говорю так потому, что современные православные имеют ложное представление о св. Серафиме. Это отражает тот факт, что каждый из нас создает некое подобие ложно-православного Я, которое не имеет с нами ничего общего. К примеру, мы берем в одну руку четки, другой берем под руку свою девушку, и ведем беседу о св. Серафиме Саровском. К св. Серафиму Саровскому это не имеет никакого отношения.  

Люди недопонимают св.Серафима, им видна только его слава. Им нравится читать, как он был окружен светом, но они не задумываются о том, что такое простоять тысячу дней и ночей на камне. Это является ложным отождествлением личности. Мы отождествляем себя с чем-то, чего на самом деле не существует, а потом порицаем окружающих с высоты своей точки зрения, забывая, что мы хуже их. Мы не пытаемся спасти себя.

Знаменитый Рабби Зуся   говорил: «Господь не будет меня судить, за то, что я не был Моисеем. Он будут судить меня за то, что я не был Зусей». Этих людей не будут судить, за то, что они не были как Серафим Саровский. Их будут судить за то, что они были не настоящие. Каждый ищет себе безопасное место на земле, но оно есть только на том свете. Монастырь Хора в Константинополе был посвящен одному из имен Христа: «Земле всех Живущих». Эта земля существует, но это не та ложная духовность, которую мы создаем в своем воображении.

Не индивидуумы, но личности

— Часто цитируют Вашу фразу, о том что «Церковь существует не для того, чтобы создавать индивидуумов, а для того чтобы создавать личности. Индивидуумы находятся в состоянии разъединения». Еще, когда Вас спросили, чем руководствуется Церковь, предлагая уроки английского молодым албанцам, Вы сказали: «Мы не пытаемся обратить в нашу веру посредством наших проектов. Мы пытаемся помочь молодым людям увидеть определенные возможности и пути. Наша задача оберегать их свободу, с тем, чтобы они могли выбрать свой собственный путь». Эти две мысли хорошо перекликаются. Свобода и индивидуум.

— Да, именно поэтому нам необходимо единение, потому что мы разные. Искусственные системы единения: коммунизм, социализм, фашизм — разрушают личность. Они пытаются сделать людей одинаковыми, и применяют силу, чтобы те поступали одинаково. Сейчас на изобильном Западе происходит кое-что еще более опасное. Это единообразие, идущее изнутри. Люди добровольно хотят быть единообразными. Зачастую, еще до того, как задать вопрос какому-нибудь человеку из этих стран, вы знаете, что он ответит. Они делают одинаковые замечания, у них одинаковые позиции и недовольства. Это разрушает личность.

Мы говорим о свойствах личности во взаимодействии индивидуума с окружающими, а не в изоляции. Никто не может быть христианином самим по себе. Onos Christianos , nomos Christianos — это известная фраза. Только свобода и любовь могут сохранить равновесие между обществом и индивидуумом. Как говорил французский политик Аристид Бриан о знаменитой картине Лувра, на которой воплощенные добродетели Благодарность и Доброта заключают друг друга в объятья: «Бедняжки, они так редко встречаются». То же самое — свобода и любовь. Но в критике современной жизни   мне не хочется заходить так далеко, как Кьеркегор, говоривший: «Последний христианин умер на Кресте». Господь говорит, что мы должны идти узкой тропой, а это не так-то легко.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.