Православная Церковь в Африке: взгляд епископа Александрийского Патриархата
В октябре 2009 года в Александрии был рукоположен новый епископ Бурунди и Руанды Савва (Химонеттос). Он стал первым епископом этой новосозданной епархии, к юрисдикции которой относятся две из самых страждущих стран африканского континента, да и планеты в целом. Находясь на Родосе по случаю празднования дня памяти святого Константина Идрского, владыка Савва дал интервью корреспонденту информационного агентства «Romfea». Выдержки из интервью на русском — на сайте Православие.ru.
Прежде всего епископ обрисовал положение Православной Церкви в самом г. Александрия. Численность паствы Александрийского диоцеза в настоящее время невелика — около 500 греков и до 30 тысяч арабов, исповедующих Православие. Но Патриархия проводит интенсивную миссионерскую и благотворительную деятельность на Африканском континенте, и по этому направлению Владыка Савва выделил ряд приоритетов.
Африка, по словам иерарха, «сохранилась почти в первозданном виде. Можно сказать, что Африка еще не сформировалась». Несмотря на ощутимую нехватку самого насущного, у Африки есть будущее. «Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость», сказал епископ.
При том, что политическое устройство в Африке представляет собой конгломерат «причудливых, почти тоталитарных режимов, которые в любой момент могут быть свергнуты», правительства принимают служение Церкви и защищают ее представителей. «Большинство социальных учреждений (больницы, школы и прочее) принадлежат православной миссии Патриархата. Мы предоставляем бесплатные участки для строительства церквей, вокруг которых развивается миссионерская деятельность, там строятся больницы, клиники, дома престарелых, детские дома. Правительства знают, что если что-нибудь случится в православной миссии, то остановится работа всех, кто предоставляет помощь», отметил Владыка.
Миссионерская деятельность Александрийского Патриархата различается в зависимости от местных условий. Так, Конго и Ангола представляют собой огромные страны, которые невозможно пересечь. В других, таких как Зимбабве, меньше проблем с коммуникацией, но в них ощущается огромный дефицит продовольствия, топлива, воды. Епископ Савва сообщил, что «большой проблемой являются болезни. Многочисленные болезни возникают из-за отсутствия основных продуктов и воды. Никто не в силах предотвратить малярию. В Руанде, Бурунди и Восточном Конго нехватка воды приводит к огромным проблемам: гепатит, холера, менингит… И не стоит забывать о СПИДе, смертность от которого весьма высока».
На вопрос о том, достаточное ли число людей предлагают помощь в миссионерской деятельности, архипастырь сказал:
– Каждая миссионерская группа имеет своих сотрудников. Также регулярно приезжают и волонтеры, чтобы помочь миссионерской работе Патриархата.
Патриарх решил объединить Руанду, Бурунди и Восточное Конго – эти самые трудные страны африканского континента – в одну епархию, чтобы сделать миссионерскую работу и оказание помощи людям более действенными. Хочу пояснить: мы не занимаемся «прозелитизмом»; то, что мы предлагаем, – это общественное служение, в котором нет дифференциации по цвету кожи, национальности и расе. Миссия направлена на всех без исключения, и если кто-нибудь желает принять крещение после катехизации, он крестится, но крещение мы не навязываем. Греческое Православие никогда не действовало колониальными методами.
Епископ сообщил также, что в миссиях Александрийского Патриархата принимают участие африканские священнослужители. Африканцы также несут основное бремя миссионерской работы.
Затем, переведя разговор на другую тему, Владыка представил свою точку зрения по поводу требований атеистов удалить изображение креста из зданий греческих судов и с флагов. «Никто не осмелился бы от мусульманского Египта потребовать убрать из школ или из судов стихи из Корана, которые там висят», сказал епископ. «В Греции кое-кто жалуется на звон колоколов, а в других странах пение муллы может показаться докучным. Но ведь там никто не жалуется на это! Как же мы можем убрать такие символы, как крест? Мы уважаем право каждого верить или не верить в Бога, иметь или не иметь религию, но большинство имеет право сохранять свои традиции».
В конце беседы Владыка высказался по поводу скандалов, имевших в последнее время место в Православной и Католической Церквях. По его словам, «скандалы бывали еще в Византии. Церковь не ангельское сообщество, это сообщество людей с их слабостями и страстями. Некоторые стремятся спровоцировать церковные конфликты в попытке устранить Церковь. Не все духовенство идеально, но ведь у Церкви есть и святые подвижники! Они приходят поддержать ее и укрепить веру людей».