AgionOros.ru продолжает публиковать цикл бесед с современными афонскими старцами. Сегодня Вашему вниманию предлагается продолжение разговора с насельником монастыря Филофей отцом Лукой.
— Монах оставляет мир и посвящает себя самоисправлению. Но это не значит, что он замыкается на себе. Он призван стать противовесом миру, восполнить его недостатки.
То что не под силу сделать мирянам, должны исполнить монахи. Следовательно если в миру (среди соотечественников) существует проблема алкоголизма – монахи должны стремиться к тому чтобы не пить спиртного вообще. Если иноки будут вести себя также как все окружающие, как же они помогут своим братьям?
Если монахи по своему любочестию не сделают чего-то сверх того, что предписано Церковью, не возьмут на себя какой-то подвиг – они не смогут привести мир к равновесию и помочь своему народу. Иноки призваны принести Богу жертву, пожертвовать своими страстями – так они получат Благодать от Бога и будут способны поделиться ей с окружающими.
Если даже православные монахи будут находиться на «мирской частоте» — горе всем нам…
— Какие есть враги у православных христиан?
— У нас есть только один враг – это диавол. Когда человек осознает это, он устремляется на борьбу с ним и с помощью Божией побеждает. После этого он получает от Бога просвещение и дар рассуждения и обретает возможность эффективно бороться с другими врагами (в том числе и своего земного Отечества).
Если же человек не ополчится против своих страстей, не победит лукавого в своем сердце – у него внутри останется только вражда и ненависть.
Если мы позволим Богу войти в нашу жизнь – мы получим от него свет и обретем возможность ясно видеть, что происходит вокруг и в нашей собственной жизни. Если не сделаем этого – будем блуждать в потемках, все время ошибаться и спотыкаться.
— Где граница между суждением и осуждением?
— Одно дело прийти к убеждению, что какое-то действие является неправильным или совершается какая-то несправедливость. Другое – всем сердцем устремиться к осуждению и лелеять в себе отрицательный заряд против своего ближнего.
Нельзя забывать, что тот, кто совершает ту или иную ошибку, такой же как и мы сами. Ему присущ свой грех, а нам свои прегрешения. В каждом есть свои недостатки. Если мы будем осуждать друг друга – получится замкнутый круг и мы будем все больше и больше отдаляться от Бога.
Если будем прощать – не только станем ближе друг к другу, но и встретимся со Христом. Господь пришел спасти тех, кто осуждают не других а самих себя. Такие люди освобождаются сами и делают свободнее этот мир.
Обратимся в писаниям Отцов нашей Церкви. Преподобный Макарий Великий говорит, что мы совершаем огромную ошибку, когда возделываем в своем сердце вражду к кому-либо из людей. Ненависть допустима только по отношению к демонам. По учению Святых отцов сатана не только является творцом зла, но и не желает принести покаяние (оставаясь нераскаянным). Поэтому неприятие бесов – это защитная мера, отделяющая нас от зла.
Вспомним случай, который произошел со старцем Паисием Святогорцем: «Однажды, – рассказывал он, – я стоял на коленях и молился о бесах, прислонив голову к земле и говоря: “Ты – Бог, и если Ты хочешь, то можешь найти способ, чтобы спасти и этих окаянных, несчастных бесов”.
С болью молясь такими словами, я увидел рядом с собой голову пса, который высовывал язык и меня передразнивал. Возможно, Бог попустил это, желая показать мне, что Он хочет спасти и бесов, но они сами этого не хотят»[1].
Главная цель человеческой жизни – прийти в себя и установить связь с Богом. И если он найдет себя по отношению к Господу, он сможет найти себя и по отношению к миру. Придет свет – и человек сможет судить об окружающих, не делая о них ложных и поспешных выводов.
Если же мы не узнаем Бога, не получим у него свет как мы сможем делать о других правильные выводы? Страстный человек судит об окружающих через призму своих собственных грехов. Осуждает ближних для того, чтобы оправдать себя.
Когда человек приходит к Богу, кается, освобождается от страстей – задействует свое неповрежденное естественное видение. То есть взирает на мир очами любви.
Обратимся к житиям святых. Сколько и сколько пострадавших за Христа мучеников молилось за своих мучителей. Не счесть примеров когда эта молитва была услышана, и мучители каялись и сами приходили к Богу. Почему? Потому что святые молились от всего сердца, они действительно сострадали своим гонителям и искренне просили Господа привести их на путь истины.
Святые любили даже своих мучителей, что уж говорить об остальных ближних. Вы спросите: возможно ли любить своих врагов? Для тех, кто обрел любовь Христову, возможно все.
Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами, а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их». Православные не могут жить и вести себя как все.
[1] Иеромонах Исаак «Житие Старца Паисия Святогорца». Москва, 2006.