В акции православного молодежного движения «Соборяне», которые взялись расклеивать плакаты с высказываниями знаменитостей о вере, можно, конечно, углядеть ошибки, но важнее другое.

Эта акция отражает искреннее рвение послужить Господу и Святой Церкви, рвение, которое ни в коем случае нельзя угашать. Церкви нужны люди, ревнующие о благовестии, о том, чтобы привести в ее спасительную ограду как можно больше людей — потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Усердие к миссионерской проповеди — это очень хорошо, и дай Бог «соборянам» не растерять их рвения.

Неясность с согласованием, конечно, является упущением — разрешения у авторов высказываний следовало спросить ещё до того, как рисовать макеты — но ошибки бывают при любой практической деятельности. Лучше служить Господу и делать при этом ошибки, чем так бояться ошибок, что ничего не делать.  Господь, в притче о талантах, предупреждает нас, что ничего не делать — это как раз самая большая ошибка. Уместен ли сам метод проповеди «известные люди тоже верят в Бога и ходят в церковь»?  До определённой степени да, хотя у него есть некоторые слабые места. «Соборяне» заслуживают поддержки в том, что они делают, и, если критики — то в контексте поддержки.

Один из плакатов, фото: группа акции ВКонтакте

Один из плакатов, фото: группа акции ВКонтакте

Но этот опыт обращения к внешним побуждает задуматься об определённой проблеме. Само послание, которое мы хотим обратить к внешним, не сформулировано, и у нас нет навыка его провозглашения.  Что, собственно, мы хотим сказать? Приходите в Православную Церковь? Но почему? Потому что туда ходят такие-то известные люди? Но это не мотив — вон, какая-нибудь Луиза Чикконе ещё более знаменита, не говоря уже сэре Поле Маккартни. Почему человек должен присоединиться к Церкви?

Ответ, который даёт Писание, совершенно ясен. Потому, что это Христова Церковь. Человек сначала обретает веру в то, что  Иисус есть Христос, Сын Божий, Спаситель, и принимает решение вверить свою жизнь Ему, покориться Ему как Господу и довериться Ему как Спасителю. Потом, исходя из этой веры, он присоединяется к Церкви, принимает Крещение и приступает к Причастию. Подлинные отношения с Церковью могут начаться только с отношений со Христом.

Сейчас абсолютное большинство наших сограждан чрезвычайно смутно представляет себе, кто такой Христос и что Он сделал, поэтому миссионерская проповедь должна включать в себя, во первых, сообщение определённых фактов о Христе, во вторых, призыв к определённой реакции — покаянию и вере. Это мы видим, например, в проповеди святого Апостола Петра в день Пятидесятницы: « Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его…  покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. (Деян.2)»

Миссионерское послание должно знакомить адресата с главными фактами о мироздании и человеческой жизни — мы сотворены Богом для жизни вечной и блаженной; мы отпали от нее в грех; Господь и Спаситель наш Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес из мёртвых, чтобы даровать нам прощение грехов и жизнь вечную; мы принимаем Его дар через покаяние и веру; подлинная вера приводит нас в Церковь.

В этом отношении очень интересен опыт миссионерского Центра имени иерея Даниила Сысоева, выпускающего листовки, которые должны коротко разъяснить читателю основы веры. На мой взгляд, они задают направление, в котором следовало бы работать.

Далее понадобится более подробное разъяснение того, во что мы верим, ответы на возражения, объяснение того, что может быть непонятным — мы нуждаемся в миссионерской литературе, которая была доступной для нецерковного читателя и в миссионерских методах, которые могли бы познакомить его с истиной о Спасителе.

 Фото: vk.com/soborno

Фото: vk.com/soborno

Рекламные щиты как таковые тут вполне  уместны, как уместны листовки, брошюры, электронные презентации, видеоролики, аудиозаписи и  другие методы донесения послания. На мой взгляд, было бы полезно проведение конкурсов на лучшие миссионерские материалы, которые могли бы получить одобрение священноначалия и распространяться от имени Церкви в целом.

Разговор о том, что именно мы могли бы делать и как — очень важен, и мы должны быть благодарны «соборянам» за то, что они побуждают нас об этом задуматься. Что же касается самой акции «Соборян», то нам следует молиться за них и ободрять их. Мы бы действовали не так, как они? Прекрасно, тогда давайте действовать.

Читайте также:

Путь к вере и социальная реклама: стоит попробовать

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.