В общественном совете Министерства образования и науки РФ обсудили итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и предложили скорректировать программу обучения. В каждый «конфессиональный» модуль предполагается ввести уроки, посвященные основам других религиозных культур.
Например, в «буддийском» модуле на изучение буддизма отведено 28 часов. Из них 6–8 будет переориентировано на рассказы о православии, исламе и иудаизме. Таким образом будет воспитываться толерантность, которая, по убеждению членов общественного совета, при линейном построении курса недостижима.
«В Чечне 99,9% семей выбрали основы ислама — а через 5–6 лет эти чеченские ребята приедут в Москву. Нужно, чтобы они знали о традициях русских православных», — рассуждали в министерстве. Именно испуг перед «иными» («они не так одеваются, празднуют не те праздники, едят не ту пищу») порождает противостояния, которые выводят молодежь на Манежную площадь, считают эксперты.
Однако часть из них сомневается, что за два урока в 4–5-м классе можно изучить основы мировых религий. Член общественного совета при Минобрнауки и мать ученицы 4-го класса, журналистка Светлана Сорокина считает введение в курс ОРКСЭ уроков по другим религиям половинчатой мерой: лучше детям вместе изучать разные религии — одну за другой.
Пока, как заявлялось на заседании общественного совета, детям предлагается узнавать об «остальных» религиях во время экскурсий, праздников, а также в заключительные пять часов курса. Этот последний блок называется «духовные традиции многонационального народа России».
Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил общественному совету, что в случае развития курса ОРКСЭ учебный план может не ограничиться 34 часами: «То, что стоит на кону, ценнее, чем дополнительные 15–20 уроков».
Как сообщает Минобрнауки, в ходе апробации курса в 21 регионе России из 242 902 четвероклассников основы светской этики изучали 42%, основы православной культуры — 30%, основы исламской культуры — 9%, основы буддийской культуры — 1% и менее 1% — основы иудейской культуры.
Среди проблем, сопровождающих апробацию ОРКСЭ в школе, — разногласия в учительском сообществе о возможности преподавания курса без проставления отметок и о том, должны ли его вести педагоги начальной школы или учителя-предметники; обеспечение свободы выбора модуля для сельских школ с малой наполняемостью классов; неприятие любых форм знакомства с религией со стороны некоторых родителей (в частности, принадлежащих к религиозной организации «Свидетели Иеговы»).