Главная Новости

Православный богословский симпозиум прошел в США

Темой для исследования на симпозиуме Православное Богословское Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века

В Принстонском Университете (США) прошел первый симпозиум по патристике, организованный Православным Христианским Богословским Обществом имени о. Георгия Флоровского, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке.

Темой для исследования на симпозиуме Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века.

По богословской терминологии, «искупление» относится к тому, что совершил Христос для примирения Бога и человечества. Этот вопрос вызывает разногласия в западном системном богословии, и в нем существуют разные противоречащие друг другу теории, которые пытаются дать объяснение тому, как Христос спасает человечество от правого суда Божия. Особое значение придается Его страданиям и крестной смерти.

Подобные теории не встречаются в творениях отцов Церкви. Но, как писал Флоровский, «искупительная смерть – высший смысл Воплощения». Итак, что Православная Церковь понимает под искуплением, если судить по тому, что мы находим у отцов Древней Церкви?

Для исследования этого вопроса и собрались около 170 студентов, ученых, священнослужителей и интересующихся людей. Прозвучали выступления восьми известных православных богословов.

В ходе дискуссий участники вынесли следующие суждения:

Во-первых, у отцов Церкви нет одной отдельной теории искупления: они, скорее, рассматривают спасительное деяние Христа в составе органического целого вместе с Воплощением, Распятием, Воскресением, Вознесением и ниспосланием Духа апостолам, которым было дано начало Церкви. Наше искупление не обусловлено чем-то одним из них.

Во-вторых, при том, что вышесказанное истинно, смерть Христа на кресте до сих пор остается сердцевиной православного богословия. Как говорит Григорий Богослов, «Мы нуждались в Боге воплощенном, в Боге, преданном смерти, чтобы иметь возможность жить» (Слово 45-е, 28). Это дает нам понимание того, сколь большое место занимает тема крестной смерти в рамках более широкого «божественного домостроительства» спасения. В своей работе «Агнец Божий» Флоровский говорит об этом так: «Смерть преодолевается не просто явлением Жизни в смертном теле, но, скорее, добровольной смертью Жизни Воплощенной. Слово воплотилось ради телесной смерти, и св. Афанасий подчеркивает: «Тело Он принял ради принятия смерти», и спасение стало возможным только через Его смерть».

В-третьих, мы испытываем искупительную силу крестной жертвы в нашей литургической жизни и духовной борьбе. При крещении мы спогребаемся и воскресаем с Христом. Мы принимаем причастие ради прощения грехов. И, наконец, через аскетическую борьбу, которую мы ведем с целью умерщвления себя по отношению к своим вожделениям, мы вступаем в истинный союз с Богом. Эта таинственная и аскетическая реальность имеет существенное значение.

Полный список выступавших, фотографии симпозиума, а также иная информация доступна по адресу http://www.princeton.edu/~florov и http://www.facebook.com/florovsky

Общество проведет второй ежегодный патристический симпозиум в будущем году, 10-11 февраля. Тема его обозначена как «Тело Христа Живого: святоотеческое учение Церкви».

Справка:

Православное Христианское Богословское Общество им. о. Георгия Флоровского – организация аспирантов Принстонского университета. Его цель – содействие изучению жизни и трудов Флоровского и православного христианского богословия в целом в контексте особого значения, которое Флоровский уделял возвращению Православия к святоотеческим корням.

Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский (1893—1979) — религиозный мыслитель, богослов и историк. Родился 28 августа / 9 сентября 1893 года в Елизаветграде. В 1916 году окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). В 1919 году — приват-доцент кафедры философии и психологии. С начала 1920-х гг. — в эмиграции. В эти годы Флоровский стал одним из основателей евразийского движения, вместе с Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, П.П. Сувчинским и др. В 1923 году защитил в Праге магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена», преподавал на Русском юридическом факультете (1923–1926). Постепенно вошел в идейный конфликт с лидерами движения и, в конечном счете, порвал с евразийством после публикации статьи «Евразийский соблазн». В 1926 году Г.В. Флоровский переехал в Париж. С 1926 года — профессор кафедры патрологии Русского института богословия в Париже. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: «Восточные отцы IV в.» (Париж, 1931) и «Византийские отцы V–VIII вв.» (Париж, 1933). В 1932 году принял сан священника. В 1948 году переехал в США. Участвовал в экуменическом движении, избирался в исполнительный комитет Всемирного Совета Церквей (1948). В 1948–1955 годах — профессор (с 1951 года — декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. С 1956 года — профессор истории Восточной Церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения.

В основе богословской и философской позиции Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и синтез метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта («Вперед — к отцам»). Этой установке Флоровский был верен и при рассмотрении истории русской религиозно-философской мысли в книге «Пути русского богословия» (1937). 14 томов собрания сочинений Флоровского издано в США. Протоиерей Георгий Флоровский скончался в Принстоне 11 августа 1979 года.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.