Православный в соцсетях. Опыт священника Андрея Сыркина

Куда уходит время в социальных сетях? Банить кого-то — это грех? А если ли вообще какие-то специфические «интернетные» грехи? Можно ли воспринимать Интернет как платформу для проповеди? О своем опыте общения в интернете рассказывает священник Андрей Сыркин.

– Отец Андрей, Вы зарегистрированы в нескольких социальных сетях. Каких именно?

– У меня есть аккаунты в Живом Журнале, Вконтакте, Фейсбуке, Инстаграмме. Есть еще твиттер, но очень давно им не пользуюсь.

– Об Интернете часто говорится как о месте проповеди. Так ли это? Используют ли православные свои странички для проповеди?

– Все это очень индивидуально. Люди, считающие себя православными довольно разные. Кто-то использует свои блоги для того, что бы выкладывать фотографии котов, кто-то вступает в борьбу с мировым злом, кто-то просто пишет небольшие заметки о своей повседневной жизни, а кто-то действительно проповедует. Яркий пример православного христианина, занимающегося проповедью Христа в интернете – протоирей Дмитрий Смирнов. Он ведет мультиблог с почти ежедневным обновлением, где постоянно появляются его проповеди в храме, беседы, интервью и пр.

Кроме того, проповедь – это не только когда ты стоишь и говоришь, а тебя слушают. Проповедь – это часто просто нормальное человеческое отношение к собеседнику, помощь, поддержка, утешение, попытка не отвечать хамством на хамство, стремление оставаться человеком, даже тогда, когда тебя провоцируют и пытаются унизить.

– Существуют ли особые «интернет-грехи»? Если да, то какие?

– Со времен грехопадения Адама грехи не изменились, какими они были, такими и остались, и то, что делает христианин в интернете, вполне объяснимо понятиями внеэлектронного мира. Зависть, злость, лукавство, издевки, провокации, ссоры – все это и в онлайне, и в оффлайне имеет одни и те же корни и последствия.

Другое дело, что в электронном общении проще нагрубить, обидеть другого человека, потому что ты не боишься получить адекватный ответ. В реальной жизни многие себя сдерживают, боясь, например, физического ответа на хамство. В Интернете же, зная, что тебе ничего не будет, можно и похамить. Однако для христианина это должно быть лакмусовой бумагой – если я так легко срываюсь на грубость по отношению к виртуальному собеседнику, значит, грех злобы во мне есть, хоть в реальной жизни я добрый и меня все любят.

– А банить человека – грех? Просить ли у него прощения за это?

– Я довольно редко добавляю в бан-лист читателей моего блога. Для того, чтобы это произошло, человеку надо очень постараться. Помню одну девушку, которая имела свое веское мнение по любому вопросу, и это мнение она высказывала в несколько эксцентричной манере, злословя всех и вся. Когда она поносила только меня, это было терпимо. Но когда она переключилась на посетителей страницы, пришлось запретить ей писать в моем журнале. Потом я узнал, что многие христиане поступили так же по отношению к ней, кто-то до, а кто-то после меня.

Обычно в бан-лист попадают те, кто специально провоцирует на ссору, поносит то, что дорого христианину, иными словами – люди неадекватные. И просить прощения у них не имеет никакого смысла, потому что это только укрепит их мнение о себе. Лучшее лекарство против таких троллей – это не кормить их, то есть просто не отвечать на провокации.

– Как можно бороться с убийством времени в соцсетях? И как лично Вы с этим боретесь?

В основном я читаю ленту Живого Журнала, изредка комментируя некоторые посты. Когда-то на это уходила приличная часть моего свободного времени, теперь же стройка, служба, семья, требы – все это оставляет не так много времени на участие в интернет жизни.

Как бороться с тем, что тратишь много времени на интернет? Думаю, что нужно стараться быть полезным хотя бы тем людям, с которыми ты живешь, и относиться к своим обязанностям со всей серьезностью – тогда все станет на свои места.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
«Язычество», «обычай» – но, возможно, Христос встретится именно там
Футболисты сборной Англии уже 11 лет отдают все деньги на благотворительность

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: