О событиях, которые привели к обращению Савла – будущего апостола Павла, и об участниках этих событий в день их памяти рассказывает диакон Павел Сержантов.

Без сомнения, выдающимся человеком был апостол Павел. И он не появился из ниоткуда, не был «self-made man». Любой «человек, который сам себя сделал», – это человек, который почему-то забыл, как другие ему помогали. Сознательно или бессознательно забыл.

У святого Павла было не так. Вспомним Деяния Апостолов. Их написал Лука – прямой ученик апостола Павла. В этой новозаветной книге мы читаем о предшественниках апостола Павла. С благодарностью к предшественникам относился апостол Павел. И смог передать это чувство своему ученику.

В книге Деяний перед нами разворачивается полотно богатой на события жизни первохристианской общины. Начиная от Вознесения Господня и до римских уз апостола Павла. Множество глав дееписатель Лука посвящает служению апостола Павла. А перед этим мы читаем про чудесное обращение Павла – встречу с Господом Иисусом на пути в Дамаск. А до этого описаны события, которые привели к обращению Павла.

Что за события? Кто в них участвовал? Праведный Гамалиил и первомученик архидиакон Стефан, память которых Церковь чтит 15 августа.

* * *

Гамалиил был из числа самых уважаемых в народе законоучителей, принадлежал к партии фарисеев. Будучи Христовым апостолом, Павел с почтением вспоминал, что учился Закону Моисееву именно у ног Гамалиила (см. Деян. 22:3).

Библеисты различают в посланиях апостола Павла черты, характерные для раввинистических трактовок Пятикнижия Моисеева. К примеру, перечитаем стихи из Послания к Евреям, надписанного именем апостола Павла. В этом Послании говорится о Мелхиседеке – прообразе священнического служения Христа. «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего… которому и десятину отделил Авраам от всего… без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:1–3).

Установленное через пророка Моисея священство было служением, переходящим из рода в род, от отца к сыну. Но согласно родословию Иисус Христос происходит не из священнического колена. Как же Он тогда священник?

Ответим на вопрос вопросом: как Авраам признал священником Мелхиседека, который оказался «без родословия»? И даже – вот раввинистическая трактовка – Мелхиседек оказывается «без отца, без матери», ведь они не упомянуты в Священном Писании. Во внеродословном «вневременном» священном служении Мелхиседек уподобился Сыну Божию. Это рассуждение о «священнике навсегда» было близко тем людям, кто постигал Закон Моисеев в раввинских школах.

Остается добавить еще одно событие – на заседании иудейского Синедриона Гамалиил мягко, однако же исключительно сильно заступился за арестованных апостолов: «Отстаньте от людей сих… если… это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян 5:38–39). У такого человека как Гамалиил было чему поучиться.

* * *

Помимо учителя у святого апостола Павла был еще один духовный помощник. В духе лучших законоучителей начал свое апологетическое слово апостол Стефан. Перед первосвященником и синедрионом Стефан изложил историю Авраама, Иакова, Иосифа. И напомнил, как пророк Моисей «думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли» (Деян. 7:25). Не поняли они, и когда Бог рукою Иисуса Христа дал спасение, – хотя о пророческом служении Иисуса Христа тоже святой Моисей говорил (см. Деян. 7:37).

Суровыми нелицеприятными обличениями Стефан призывал синедрион к покаянию (см. Деян. 7:52). И вдруг исповедническая речь архидиакона Стефана прервалась мистическим откровением – он увидел Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (см. Деян. 7:56). И речь Стефана прервалась чудовищным взрывом общего негодования. Его немедленно вывели на казнь. За пределы Святого города.

В последний свой час Стефан молился Христу: «Господи Иисусе! приими дух мой… Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:59–60).

В этот день Павел был еще всей душой на стороне убийц. Между тем мученическая молитва Стефана взошла на небо и была услышана Господом. Подвиг Стефана открыл для Павла духовный путь. Что-то незримое изменилось. Воскресший Господь Иисус Христос Сам явился вразумить Павла по дороге в Дамаск (см. Деян. 9:3–6). Произошло великое духовное обращение. И сердце Павла навсегда отвратилось от греха антихристианской злобы. По пути служения Христу апостол Павел шел уже до конца жизни, не жалея себя.

Теперь мы его чтим как первоверховного апостола Христовой Церкви. Вспомним сегодня тех, кого можно назвать предшественниками святого апостола Павла. Их помощь, их подвиг очень ценил апостол Павел, – судя по книге Деяний…

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: