Главная Церковь

Представьте себя на месте апостолов. Преображение – каким человек может и должен стать

,
Но почему на иконах ученики в неблагоговейных позах
О Свете, который пронизывает весь Новый Завет и преображает мир, размышляет протоиерей Николай Чернышев. 

Протоиерей Николай Чернышев, Оксана Головко

Хочется сказать, что Преображение один из самых светлых праздников церковного года. Но это утверждение будет неточным, ведь все праздники нашего календаря – светлые, потому что содержание всей жизни Церкви – о свете Христовом, который Он приносит в мир. Весь Новый Завет и все православное богослужение пронизаны образами света начиная с Рождественской путеводной звезды, свет которой привел и волхвов, и пастухов к Богомладенцу Христу.

Сам о Себе Спаситель сказал: «Я свет миру» (Ин. 8:12) и многократно являл эту истину просвещением Своих учеников. Это просвещение Он выражал в форме притч о Царствии Небесном, о новой жизни и о путях достижения нового неба и новой земли, о подлинном преображении человека.

Изменение, преображение всего человека уже в здешней, земной жизни и есть условие входа в Царствие Небесное, в новую жизнь. И вот под конец Своей земной жизни Спаситель показал Своим ученикам, что это преображение не иносказание, не метафора, а истина, реальность.

Он взял ближайших учеников на гору Фавор и явился им во всей Своей славе, настолько, насколько они могли увидеть и воспринять. Образ Его стал совсем иным, и Петр, Иаков, Иоанн увидели своего Учителя в таком сиянии, что не могли это выразить словом, описать. Только после Воскресения Христова они пересказали это событие евангелистам, и те записали, что одежды Христа были в то время блистающие, белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить, что лицо Его просияло, как солнце. В тот же момент три апостола могли лишь изумляться и просить Спасителя о продлении этого чуда: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Не только Сам Христос преобразился, но и все вокруг Него стало иным, получившим от Него свой истинный образ. Просветленный, преображенный, настолько более гармоничный, чем тот, к которому все привыкли, что им и не хотелось оттуда уходить.

Конечно, произошло это по воле Божией, по Его преображающей весь мир власти. Но здесь важно то, что Христос ведь был Бог и Человек. И апостолы увидели преображение Его человеческой природы, увидели то, каким человек может и должен стать, в какое состояние способен вернуться при соединении с Богом.

Наверное, это главное в содержании праздника Преображения:  человек при соединении с Богом способен к жизни в Божественном свете и свет этот может просвещать все вокруг.

Конкретная и ярчайшая иллюстрация это рассказ Николая Мотовилова, ученика преподобного Серафима, о том, как он увидел старца, убогого Серафима, в необычайно ярком свете. Преподобный же на удивленный вопрос Мотовилова сказал, что тот и сам в том же свете пребывает и так же сияет.

Об этом Божественном нетварном свете учил и святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, живший в XIV веке. Его учение о нетварном свете, преображающем человека, так важно для Церкви, что память его празднуется не только в день его кончины, но и во второе воскресенье Великого поста, в то время, когда необходимо напоминать православным о том, что пост это не время мрака и тьмы, а время, необходимое для просвещения. Для этого же и напоминание на каждой литургии Преждеосвященных Даров о том, что свет Христов просвещает всех.

Во время жизни святителя Григория Паламы, под воздействием его учения о Божественном свете, как никогда ранее просветленной становится иконопись – и в Византии, в том числе в Салониках, на родине святителя Григория, а вслед за этим и на Руси.

Все мы, наверное, помним прекрасную икону «Преображение» Феофана Грека, приехавшего из Византии на Русь. В ее левом клейме мы видим, как Спаситель ведет учеников на гору Фавор. В центре само событие Преображения. В правом клейме спуск Христа с учениками с горы. Оба эти клейма написаны художником монохромно: так он показывает, что путь по своей сути может быть тяжек и однообразен. Но итог пути, его цель Преображение сияет всей полнотой удивительно сгармонированного колорита иконы. На верху горы Спаситель показан не просто в белых одеждах, а в белых, пронизанных золотыми лучами ассиста. Этот прием используется, чтобы показать иноприродность белизны одежд Христа, их Божественное сияние.

Феофан Грек. Преображение Господне. Начало XV века

Христа окружают лучи славы, по-гречески – мандорлы. Так иконописцы древности символически изображали единение во Христе человеческого и Божественного начала, Его единосущность с Небесным Отцом. Лучи опускаются вниз, на природу, окружающую Спасителя. Они-то и являются источником света для всего, явленного на этой иконе. Внизу мы видим пришедших со Христом на Фавор будущих апостолов. У Феофана Грека и на всех иконах, как до него, так и после, мы видим Петра, Иакова и Иоанна в совсем неблагоговейных позах, упавшими на землю, иногда буквально вниз головой. Один священник так ответил на вопрос, почему апостолов изображают именно так: «А вы представьте себя на месте этих апостолов. Что было бы с вами, если бы вы увидели такой свет? Как бы вы реагировали?! Как еще изобразить смятение и священный ужас, объявший их?» То есть икона в своей глубине соединяет символическое и реалистическое, психологическое начало.

Рядом со Спасителем по сторонам вершины горы Фавор те, кто уже принадлежат вечности: пророки Моисей, окончивший земную жизнь много веков назад, и Илия, взятый живым на Небо. Для них тоже, а не только для будущих апостолов, совершалось это чудо. И им Спаситель возвещал о скорой Своей крестной смерти и о скором исполнении их пророчеств о грядущем свете.

Таким образом, Своим светом Христос просвещает и освящает и всякого человека, грядущего в мир, и всю природу, и тех, кто без Него пребывал в смертном мраке, возводит из вечности и также просвещает Собой. Содержание иконы Преображения помогает осмыслить этот праздник. А просветленные, гармоничные формы иконы могли быть созданы только при воздействии света Истины, света Христова.

Исполняются слова Спасителя, что люди любят больше тьму, чем свет. Но, полностью заблудившись, человек ищет света в Церкви. И вот, приходя к духовнику, он идет не только за советом, но и за светом, который освятит и вдохновит его жизнь светом Христовой любви, преображающей нас.

Фото: Fotoarhiv ioannpr / Flickr

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.