Главная Новости Аналитика и комментарии

Предстоятель Церкви: о нас, предстоящих вечности

Что сказал Патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 12 октября 2012 года?

Что сказал Патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 12 октября 2012 года?

Патриарх Кирилл: Достоинство человека исключает использование свободы и творчества в разрушительных целях

Текст, безусловно, очень важный, подводящий черту под происходящим в стране, на планете и в Церкви, и намечающий перспективы.
Ключевые слова – свобода, право, ответственность, иерархия смыслов и ценностей. Фундаментальный принцип: не делай другому того, чего не хочешь себе. Результирующая: человек не может не творить, но, если он не будет возрастать, превосходя себя, то расчеловечиться, порабощенный бездной.

Собственно, в этом и было, и есть самое главное искушение. Когда-то оно погубило Адама и Еву, а теперь превратилось в манифест культуры потребления: человек – ты всего лишь набор инстинктов и рефлексов, твоя свобода – шопинг, добро и зло – мифы, всё относительно, нет ничего высшего, только ты и твое ненасытное «хочу» должны править миром, который сейчас и здесь, в момент твоего выбора вручается тебе, стоит тебе поклониться этим уже не совсем своим «хотелкам» до самой земли.

Цена вопроса – конвертировать внутренний мир в конвейер глумления над лучшим в себе, над другими, над миром и над его Творцом и Спасителем. Заткнуть уши, расслышав чей-то стон, плач, чью-то просьбу помочь. Научиться предавать всё и вся. Перестать различать в человеке — человека, а в обществе – многих иных «человеков», чья боль может быть не менее интенсивной, чем наше сиюминутное удовольствие.

Иерархию смыслов питает родник благоговения – перед родителями (помните грех Хама?), перед чудом существования других людей (помните грех Каина?), перед Богом, желающим раздать Себя Своему творению, а, особенно, человеку как его венцу (помните, что случилось в раю, а затем – на Голгофе?). Отказ эти смыслы различать означает отказ от роста вглубь и ввысь в пользу роста вширь.

Беда в том, что этот экстенсивный самозахват прилегающих территорий оборачивается жуткой тоской и теснотой. Человек кого-то потребляющий – в то же самое время ведь и потребляем кем-то. Такой человек видит в своем мире не людей, но лишь их функции и пользы. И сам он для других людей не более чем кнопочка в игральном автомате.

И даже если весь мир ему удасться заполучить, не стоит забывать о том, что в саване карманов нет, ничего отсюда в вечность не возмешь, кроме того, что ты отдал, чем поделился, что подарил. И каждый человек в глубине своей предчувствует земной конец, слышит Чей-то стук в свою совесть, и пытается либо эти предчувствия и страхи заглушить, либо начать изменять себя.

И в этом, по мысли Патриарха, парадокс человеческого бытия. Оно распахнуто навстречу высшей радости, но может быть заточено в темнице человеческих страстей. Иными словами, человек пластичен и динамичен, он не стоит на месте, он движется во времени, но врастает в вечность. И на этом пути из варяг в греки ему очень важен верный навигатор, то есть, карта, компас и система координат. Но это уже вопросы о предназначении Священного Писания и Предания, о молитве и таинствах Церкви, наконец, о Боге, о Котором мы знаем, что Он есть любовь.

Именно к этим вопросам и подводит внимательного читателя вступительное слово Патриарха.

Патриарх Кирилл: Достоинство человека исключает использование свободы и творчества в разрушительных целях

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.