На вопрос, чего не хватает современным людям, чтобы достичь святости, преподобный Серафим Саровский отвечал: «Решимости».

…Окружающие и любящие Его думали, что теперь Он наконец-то получает ту славу, которую заслуживает, и ликовали, не скрывая своих чувств. Они кричали Ему «Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне!» во время Входа Господня в Иерусалим (Ин.12:13). Но были и иные люди, которые завидовали этой славе, завидовали такому незаслуженному мессианству Иисуса из Назарета и требовали, чтобы Он заставил замолчать ликующих людей.

И тогда — в ответ на упрёки фарисеев, Христос Спаситель сказал, что если умолкнут эти люди, говорящие о том, что Сын Человеческий идёт для спасения народа Своего во Иерусалим, то возопиют камни (Лк.19:39–40).

Христос Бог, видящий правду и видящий Свой Крестный путь, знал о силе Своей (Лк.8:46) — и шествовал в Иерусалим, для того, чтобы оживить камни, чтобы из камней воздвигнуть детей Аврааму.

Что может быть безжизненнее камня? Только в языческих легендах камни становились людьми — но людьми странными, непохожими на «цивилизованных». Так, греки считали, что все варвары произошли из камней, которые бросали Девкалион и Пирра. Между людьми, принадлежащим к разным народам, лежала пропасть — у них не было ничего общего в происхождении.

Но Христос говорил, что Бог может дать чад Аврааму — даже если для этого придётся оживить камни. Чада Авраама — это общество Израилево, народ Израилев, избранный и искупленный от Египетского рабства. Дело не в том, что живший и почивший много столетий назад Авраам снова «родит Исаака» (Мф.1:2). Бог во Христе силён совершить неизмеримо более великое дело. Он создаёт Свою Церковь Нового Завета.

Каждый человек, который принимает Святое Крещение, рождается от воды и Духа и становится чадом Божиим во Христе. Но это не насилие над волей человека, а дарование ему возможности — небывалой, невыразимой. Человек может стать подобным Христу. Человек может обОжиться. Любой человек. Христос может сотворить — и творит — чад Авраамовых из камней.

Центр всей жизни человека — сердце.

У Марка Твена маленький бродяга Том, ставший принцем, полный благородного негодования велел своей сестре-святоше «идти к себе и молиться Богу, чтобы он вынул камень из ее груди и вложил в нее человеческое сердце».

«И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» — говорит Бог словами пророка (Иез. 36:26).

Тайна подвига обожения открывалась монахам, занимавшимся «умной молитвой», или исихастам. Подобно пророку Илие, молились они, учась таинственному сочетанию биения своего сердца и молитвы ко Христу Богу. И понемногу сердце их каменное становилось сердцем плотяным — ибо Дух Святой преображал их.

Среди замечательных фресок трапезной в одной из гостиниц Троице-Сергиевой лавры есть такая роспись — «Явление Христа преподобному Серафиму Саровскому во время Великого Входа». Монахи-молитвенники на ней — как оживающие камни, под неживым покровом тёмных риз. Они восклоняются (Лк.21:28), почувствовав приближение Христа. Под тёмными и тяжёлыми ризами из шерсти животных появляются легкие, небесные, просветленные и сияющие ризы — они сотелесники Христу, они причастники Его жизни в Духе (1 Петр 3:18).

Ангелы бьют крылами, касаясь их — монахи превозмогли во Христе тяжесть человеческой плоти в молитве и касаются славы Христа. Но самого Христа они пока не видят, ибо их мера не полна — они ещё только начинают пробуждаться от каменного смертного сна. Они видят человека обоженного, выросшего в меру возраста Христова, взирающего на Христа лицем к лицу (1Кор.13:12), в Царстве Божием.

Над головой преподобного Серафима — купол храма. Именно в Церкви возможно достижение полноты во Христе. Именно в Церкви человек может подняться на предназначенную ему невероятную высоту — стать подобным Христу Богу.

Восклонившиеся монахи пока не видят Христа — они взирают на преподобного Серафима, сияющего огнем сильнее, чем огонь ангельский — ибо это огнь и свет Духа Святого Божия. Кресты на ризах преподобного Серафима повторяют Крест, на фоне которого сияет Распятый и Воскресший и вовеки Живой Христос Бог.

Христос является в человеке святом. На его лице видят люди сияние света Христова, сияние вечной жизни. И именно это то сияние, которое побуждает людей искать Христа — хотя они Его не встречали лицеем к лицу. Они видели тех, в ком сияет свет Христов.

И Он благословляет всех — и выросших в меру Серафима Саровского, и не выросших ещё, но растущих, и нас, взирающих на Него.

Он благословляет нас идти и являть Его Воскресение.

Потому что мы — свидетели Его (Лк.24:48).

Тусклы десятки сотен слов
на тысячах страниц.
Надежда — срубленных стволов,
в снегу замерзших птиц?..

И голос не возвысить свой,
не проповедать с крыш.
Над населенною землей —
нечеловечья тишь.

Отлив бежит, как в страхе тать.
в песок роняя медь.
Но — если некому встречать,
то камни станут петь.

Читайте также:

Преподобный Серафим: житель Святой земли

О романтике преподобного Серафима Саровского

Патриарх Сербский Павел о преподобном Серафиме и жизни во Христе

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.