С чего начать разговор?
Если первый шаг — поговорить с ребенком, то я предлагаю сделать нулевой. И убедиться: точно ли ребенку нужен психолог, а не нам, родителям. Это с нами что-то происходит или мы наблюдаем изменения в поведении ребенка, которые вызывают тревогу, поэтому ему нужна помощь.
Иногда запрос родителей звучит так: «Сделайте так, чтобы мой ребенок убирался в своей комнате». Или: «Пусть он перестанет хамить учителям». То есть эти проблемы могут самого подростка не волновать. У него все в порядке, это учительница на его резкие слова обиделась и вызвала родителей в школу. Может быть достаточно вашего разговора, чтобы эту ситуацию уладить.
Итак, нулевой шаг — ответить себе на вопрос, действительно ли моему ребенку плохо и он нуждается в помощи? Или это со мной что-то происходит? Если мы замечаем, что поведение подростка изменилось и ему нужна помощь, действуем дальше.
Что сказать подростку, чтобы он согласился пойти к психологу?
Шаг первый — мы обращаемся к ребенку: «Вася, я заметила, что твое состояние изменилось — ты стал плохо спать, часто чувствуешь себя уставшим (примеры могут быть другие). Как дела?» Если он говорит: «У меня все нормально», но мы понимаем — это не так, то мы можем аккуратно возвращаться к этому разговору. «Вася, кажется, ты опять не выспался. Ты заболел в очередной раз. Обрати внимание, с тобой что-то происходит».
Важно, чтобы это были поддерживающие реплики, которые возвращают подростку фокус внимания.
Можно предложить подростку помощь. Сказать: «Может, ты хотел бы с кем-нибудь поговорить? Хотел бы к специалисту сходить? Это может быть психолог».
Вы можете выбрать психолога сами. Можете предложить ребенку сделать это вместе, предложив ему варианты — специалистов из агрегатора или тех, кого советовали знакомые. Помогите подростку выбрать того психолога, который ему кажется приятным и интересным.
Подросток говорит: «Мне не нужен психолог»
Вы можете услышать: мне помощь не нужна. Иногда это может звучать резко: «Я не сумасшедший, мне не нужен психолог». В такой ситуации стоит обсудить два важных момента.
Во-первых, важно подчеркнуть: психолог работает с нормой, а не с клиническими случаями. Во-вторых, сказать: «Сейчас ты можешь отказаться, но знай, что такая опция есть».

Мы не можем насильно привести подростка к психологу. Но в наших силах убедить ребенка сходить к нему один раз: «Ты сходишь к психологу и пообщаешься. Если тебе не понравится, мы этого делать больше не будем».
Психолог Стив де Шейзер писал, что сопротивления не существует. Сопротивлением клиент показывает психологу, что с ним нужно работать по-другому. Когда человек отказывается получить помощь, то в этом слышится какое-то отчаяние, как будто ничего больше не поможет. Важно понять, что в момент отказа от помощи с подростком происходит. Ему нужно, чтобы мы его уговорили? Или ему нужно время, чтобы он пожил с этой мыслью, а потом вернулся с идеей — готов он пойти к психологу или нет.
«Да что психолог знает о моих проблемах?»
Подросток может сказать, что психолог для него не авторитет. Так он и не должен быть авторитетом! Психолог не дает никаких советов. Он помогает тебе самому найти способ решения для проблемы.
Это человек, который учился помогать другим людям разобраться в себе. Его цель — помочь. При этом он будет ориентироваться на тебя.
Более того, ты можешь отказаться работать с конкретным психологом. Ты можешь поработать с ним один сеанс, а потом отказаться от его услуг, выбрать другого.
«Психолог все мои секреты расскажет вам с папой»
Нет, не расскажет, потому что существует конфиденциальная информация. И это можно обсудить с психологом до начала вашей совместной работы.
Зачастую психологи проговаривают рамку работы. Я работаю с подростками и не могу рассказывать родителям то, о чем они мне говорят. Это разрушит мои отношения с несовершеннолетним клиентом. Есть три вещи, которые я могу сообщить родителям. Первое — это мои наблюдения. Например, я замечаю, что у ребенка стало меньше энергии или он без удовольствия говорит на какие-то темы.
Второе, что я могу рассказывать взрослым — то, что мне разрешил сам подросток. Перед встречей с родителями я обсуждаю с клиентом содержание нашего с ними разговора. Мы договариваемся, иногда даже реплики придумываем. Например, подросток мне разрешает рассказать, что он плохо себя чувствует из-за того, что у него есть двойки.

Третье, о чем я всегда сообщаю родителям — подросток делает что-то, что угрожает его жизни и здоровью. Я сообщаю об этом клиенту сразу. Зачастую подростки действительно могут рассказать об этом в надежде, что я помогу им. Что они не останутся одни. Родители так или иначе узнают, но я буду рядом. Мы можем обсудить, как именно я взрослым сообщу об этом. Это звучит так: «Ты рассказал мне, что начал делать какие-то опасные вещи. Я обязана буду сообщить об этом родителям. Давай мы вместе обсудим, как это произойдет. Как я тебе сейчас могу помочь? Как ты думаешь, что бы они хотели услышать?»
Нужно объяснить подростку, как будет построена работа, чтобы снизить у него тревожность. Прозрачность правил создает чувство безопасности.
Могут ли и мать, и ребенок ходить к одному психологу?
Нет, это нарушение этики. Так нельзя делать. Исключение — семейная терапия, когда вы приходите вместе и обсуждаете ваши отношения матери и ребенка.
Но если мама ходит к психологу, а потом приводит к этому специалисту ребенка — так нельзя. Может возникнуть конфликт интересов.
У мамы со специалистом уже сложился альянс. Психолог всегда на ее стороне — это задача психолога, оставаться на стороне клиента, поддерживать. А потом приходит ее сын и говорит: «А вы знаете, что сделала моя мама?» И как в этот момент специалисту держать баланс?
Возможно, какие-то психологи способны так работать, но я — нет. И сама пока с таким форматом не сталкивалась. Убеждена, что психологи у родителя и ребенка должны быть разными.
Как сказать подростку, что ему стоит пойти к психологу? Сценарий разговора
- Первый шаг. Мы проверяем себя: может, что-то со мной происходит, а не с ребенком. Точно ему нужна помощь?
- Второй шаг. Обращаем внимание ребенка на то, что с ним происходит. Узнаем, как у него дела, как он к этому относится.
- Третий шаг. Предлагаем помощь.
- Четвертый шаг. Слышим его «да» или «нет». Говорим, что он сможет получить помощь психолога в любое время, если передумает.
- Пятый шаг. Обсуждаем, почему ребенок отказывается, больше рассказываем о работе психолога, отвечаем на его вопросы.
- Шестой шаг. Предлагаем ребенку сходить к специалисту один раз, если не понравится — прекратить работу.
- Седьмой шаг. Выбираем вместе с подростком психолога, обсуждаем кандидатуры.
- Восьмой шаг. Если ребенок категорически отказывается, но мы чувствуем, что ему нужна помощь, идем к психологу сами. Обсуждаем со специалистом ситуацию, ищем способы решения проблемы.
Фото: freepik.com