Приходской

Современная ситуация и задачи, темы и дизайн, финансирование и распространение

В некоторых российских приходах Православной Церкви появились приходские листки. Часто импульсом к их созданию было знакомство настоятеля или прихожан храма с подобными изданиями на западе. По моим наблюдениям, у нас тратится на это дело намного больше сил, средств и энергии, чем это необходимо. Предлагаемый ниже материал о германском опыте рассказывает немного о “кухне”, о более экономных и рентабельных путях издания приходского листка и о том, как при этой экономии может повышаться качество церковной приходской газеты, а также ее и влияние на приход и жителей близлежащей местности.

Значение приходского листка в Германии сегодня

Исследователи церковной журналистики Германии считают, что среди периодических изданий только ежедневная утренняя газета опережает по популярности приходской листок. Опросы населения показали, что “82% жителей Германии регулярно читает региональную газету, о приходском листке то же самое сказали 67% опрошенных” 1.

Точное количество издаваемых в Германии приходских листков до сих пор никому подсчитать не удалось, однако есть приблизительные данные. 81% протестантских приходов в Германии издает приходские листки. Всего в стране 18000 протестантских приходов, с собственной газетой — 14000. Средний тираж — 1000 экземпляров (однако мне попадались приходские листки и с другими тиражами, например, 100, 600, 3800, 7000 экземпляров). Частота выхода — раз в 4–12 недель. Таким образом общий тираж протестантских приходских листков в Германии — около 14 миллионов экземпляров 2. По немецким меркам это огромная цифра, так как популярнейшие газеты и журналы в ФРГ обычно имеют тираж в несколько сот тысяч экземпляров.

Данные относительно приходских листков Католической церкви Германии не столь детальны. Предполагается, что католики выпускают как минимум 10000 названий общим годовым тиражом в 100 миллионов экземпляров 3.

Само понятие “приход” в Германии несколько иное, чем в России. Вообще-то точнее было бы говорить не о приходе, а об общине (Ge­meinde). К той или иной церкви относят здесь не только практикующих христиан, но и всех крещеных, живущих в данном районе. В Германии со всех членов церкви (также и с тех, кто только крещен, но в церковь не ходит) взимается церковный налог, в среднем это 30–60 DM в месяц. Таким образом приходу известны имена и адреса всех хотя бы формально относящихся к нему, что дает возможность послать “весточку” из близлежащей церкви тем, кто спит в воскресенье утром. Было подсчитано, что 40% не особо церковных, но крещеных людей, регулярно читают приходской листок своей церкви 4. Вообще приходские листки в Германии приходят в дом к 2/3 членов церкви 5. 80% из получающих приходской листок читают его (как минимум редко), остальные 20% не читают никогда. 46% постоянных читателей — в возрасте 14–29 лет. В половине случаев, если приходским листком не интересуется сам адресат, обязательно найдется кто-нибудь другой в семье, кто непременно туда заглянет 6. Есть данные о том, что 70% приходских листков читаются как минимум тремя членами семьи 7.

Из читающих приходской листок 2/3 тратят на каждый номер 10–40 минут, 19% — большее время. 3/4 читателей хотя бы изредка обсуждают содержание приходского листка. Читателям был также задан вопрос, сколько из полученных последних четырех номеров они читали. 81% читал все четыре выпуска. 68% читателей очень сожалели бы, если бы приходской листок перестал существовать 8.

Задачи приходского листка

Прежде чем начать выпускать приходской листок, необходимо попытаться ответить на простые вопросы: “Какая конечная цель издания? Насколько необходим приходской листок в данном приходе? Будут ли оправданы усилия и затраты по его производству?”.

Для очень многих людей приходской листок — это единственная связь с приходом. Особенно это касается пожилых и больных людей, которые не имеют возможности часто бывать на богослужениях.

В идеале цель приходского листка — привлечение людей в церковь, увеличение количества реальных прихожан. К сожалению, в Германии эта благая цель не воплощается в жизнь. Приходской листок здесь практически не увеличивает количество молящихся в церкви по воскресеньям, однако нельзя сказать, что он существует бессмысленно. Приходской листок может работать на создание доверия к приходу и на преодоление психологических барьеров у жителей окрестностей на их пути в церковь: “47% опрошенных признали, что в основном узнают о происходящем в приходе из приходского листка ” 9.

Приходской листок дает еще одну возможность священнику обратиться к своей пастве. Однако нужно помнить о том, что там, где приходской листок становится выразителем мнения только лишь настоятеля прихода, а о мнении прихожан и не спрашивается, было бы честнее соответственно переименовать этот тип издания. “Приходской листок — это публикация всего прихода, а не одного лишь священника” 10. Но это и не газета только лишь для воцерковленных прихожан.

Приходской листок может служить инструментом для завязывания и поддержания контактов между членами прихода. Здесь могут быть представлены различные группы прихода (например, хор, детский сад, молодежные объединения и пр.), обсуждаться актуальные вопросы жизни прихода. Полезно публиковать в приходском листке протоколы заседаний приходского совета или других подразделений; это даст возможность прихожанам таким образом принимать участие в обсуждающихся там вопросах. Не в последнюю очередь благодаря приходскому листку в приходе могут создаваться новые группы и открываться новые сферы деятельности.

Приходской листок по своей сущности ограничивается локальной информацией. Однако считается целесообразным помещать там тексты, цель которых — укрепление в вере, помощь в жизненных ситуациях и др. Читатели приходских листков, отвечая на вопрос о том, зачем они их читают, говорят: “Чтобы найти там предмет для размышления” 11.

Кроме информационной и мнениеобразующей функций, приходской листок может также выполнять и третью функцию СМИ — развлекательную. Шутки, кроссворды и другие материалы такого рода поднимают настроение, содействуют улучшению мнения о приходе и его издании.

Приходской листок может выполнять и образовательную функцию, рассказывая об истории Церкви, о местном храме и приходе, о церковных праздниках. Приходской листок дает возможность вынести проповедь за стены храма. В Германии было однажды высказано парадоксальное, но все-таки верное по сути мнение: “Хороший приходской листок — это больше чем две новые церкви” 12.

Однако в основном приходской листок должен информировать о событиях в приходе живущих в окрестностях, в том числе и самих прихожан. Неоправданное расширение тематики привело в Германии к тому, что приходские листки здесь считаются конкурентами местной традиционной церковной прессы, они предопределяют снижение тиражей конфессиональных газет и журналов и тем самым косвенно способствуют прекращению или затруднению их существования. Надрегиональные и региональные периодические издания, по понятным причинам, не имеют возможности на своих страницах уделять внимание каждому приходу, поэтому местной приходской информацией удобнее всего заняться непосредственно приходским листкам. Однако большую пользу может принести сотрудничество приходских листков и надрегиональной и региональной конфессиональной печати.

По-немецки приходской листок называется Gemeindebrief ‘общин­ное письмо’. Некоторые, чаще всего католические, издания называются иногда Pfarrbrief ‘приходское письмо’. От редакций приходских листков церкви часто требуют соблюдения характера письма, в них должен сохраняться личностный и домашний тон.

Что же должно быть напечатано в приходском листке?

Темы публикаций и виды материалов в приходском листке

Прежде всего приходской листок дает информацию о происходящем в приходе и объявления о готовящихся мероприятиях. В большинстве случаев в нем печатаются расписания богослужений на месяц, даются объявления о кружках и группах (например, о группе скорбящих — для людей, переживших кончину родных или близких), о расписании приходской библиотеки и других служб, указываются телефоны и имена священников и сотрудников данного прихода. Если один приходской листок выпускается несколькими приходами, то расписание богослужений удобнее помещать в виде таблицы. Интересна формулировка о времени исповеди в приходском листке Paulus Brief. Pfarrbrief der katholischen Pfarrgemeinde St. Paulus in Dusseldorf 13 в № 1/99. Здесь пишется об этом таинстве ненавязчиво и деликатно: “Возможность исповеди — по субботам с 17.00 до 18.00”. Иногда информация о планируемых богослужениях или мероприятиях оформляется в виде статьи, где разъясняются детали и значение того или иного дня.

Практически в каждом номере любого приходского листка Германии публикуется информация о рождении детей, венчаниях, отпеваниях и пр. В приходском листке приветствуются новоселы района, печатаются поздравления с окончанием университета и пожеланием новоиспеченным специалистам успехов в их работе и Божиего благословения. Публикация таких данных может содействовать установлению и укреплению контактов между прихожанами, вызывать приятные чувства при виде своего напечатанного имени и поздравлений и т. п. В большинстве случаев такие публикации увеличивают симпатии к приходу, становятся для многих первым шагом на пути к храму.

Как ни странно, даже в католических приходских листках довольно редко можно найти поздравления с днем именин; там чаще всего речь идет о днях рождения. В приходских листках ФРГ часто публикуются списки юбиляров, живущих в окрестности, в основном тех, кому за 70 лет. Но иногда даются также списки детей и подростков с указанием дней их рождения, часто рядом указывается полный адрес (тогда можно отправить поздравительную открытку), или только название улицы (в подобном случае практически исключаются недоразумения в отношении однофамильцев). Однако в инструкциях для издателей приходских листков в Германии указываются и опасности, связанные с публикацией подобного рода данных. Адреса могут быть ценной информацией для грабителей: если из приходского листка они узнают, что в такое-то время такие-то люди будут венчаться, то вероятно, что родственники в полном составе в данное время будут отсутствовать дома. Или же это нежелательная передача информации коммерческим структурам, например, при указании адреса, где появился новорожденный, молодые родители могут получать не только поздравления, но и подвергнуться атакам фирм, выпускающих и реализующих товары для малышей. Во всех случаях надо иметь в виду, что после подобных публикаций к празднующим могут нагрянуть нежданные гости. Существуют и правовые проблемы. В Германии, если редакция печатает данные такого рода, она обязуется, что их издание не будет попадать в каждый почтовый ящик, а будет распространяться исключительно среди членов церкви или членов прихода. На обложке некоторых приходских листков Германии даже есть специальная пометка: “Только для внутреннего пользования”.

Особенно осторожными нужно быть при решении вопроса о публикации данных о личной жизни прихожан. Сообщения о болезни членов прихода (в любой форме — от прямой информации о его самочувствии до косвенной — в виде просьб помолиться о нем и пожелания ему выздоровления) могут появляться исключительно с согласия заинтересованного лица. Не мешает подумать о том, каковы могут быть последствия подобных публикаций. В Германии прихожане защищены законом от обнародования подобной информации без их ведома.

В ФРГ в приходских листках запрещено печатать сообщения о рождении детей, юбилеях, венчаниях и пр., если со стороны тех, над которыми были или будут совершены церковные таинства или тех, у кого произошли важные жизненные события, заблаговременно поступил в редакцию запрет на публикацию подобного рода данных. Информацию о возможности такого заявления редакция приходского листка может поместить, например, на страницах первого номера нового года.

Некоторые приходские листки Германии помещают на своих страницах бесплатные объявления прихожан типа “ищу бесплатно”, “пода­рю”, “продам”, “даю уроки”; есть даже брачные объявления. Вот несколько выдержек со страницы частных объявлений в приходском листке Pfarrbrief der Pfarrei hl. Dreifaltigkeit Offenburg (№ 1/87):

“Мне 15 лет и я беременна. Мои родители ужасно католичны. Ищу того, с кем я могла бы поговорить…”.
“Я с удовольствием начал бы участвовать в приходской жизни, но я стесняюсь. Кто бы смог побыть моей няней, чтобы я мог перебороть неловкость и робость, и кто иногда мог бы брать меня с собой в церковь?”
“Кто знает здесь нуждающихся людей? Дарю детские вещи…”.

Кроме информации о событиях в жизни членов прихода и их частных объявлений помещаются также интервью с прихожанами или статьи о них. Главным героем таких материалов может быть священник, регент, уборщица, редактор приходского листка. Однако в отношении подобного вида статей в Германии иногда высказывается критика. Например, газета Rheinischer Merkur от 17.09.1982 называет приходские листки “придворными ведомостями” и недоумевает, почему в них помещаются только хвалебные статьи, особенно если это касается священника 14. С другой стороны, авторам материалов не мешает помнить о том, что критика в печатном издании обычно не остается без последствий.

Где еще, как не в приходском листке, удобнее всего рассказать о проблемах прихода, например, о трудностях в молодежных и других его группах? Такие материалы могут сопровождаться просьбами и обращениями к читателям о посильной помощи.

Хороший повод для публикации в приходском листке — репортажи или фоторепортажи с уже состоявшихся приходских праздников, торжественных богослужений и пр. В приходской листок можно написать заметку о приходской экскурсии, о поездке или паломничестве.

В сообщениях о готовящихся приходских праздниках бывают обращения к прихожанам с просьбой об их посильном участии в подготовке к нему, причем если есть необходимость принести что-то к столу, то часто это звучит так: “Кто может пожертвовать пирог, миску салата и пр., сообщите об этом заранее…” (см. Festeburg Nachrichten № Ju­ni&Juli 1998).

Вообще тема пожертвований и приходской кассы довольно часто присутствует в приходских листках Германии. Приходской листок Begegnung. Gemeindebrief der Reformierten Kirchgemeinde Meisterschwan­den — Fahrwangen (№ 2.05.98) опубликовал на своих страницах подробный отчет о банковском счете церковной общины со всеми статьями прихода и расхода. В графе “расходы”, в частности, указывались следующие статьи: администрация, зарплаты, богослужение, налоги, уборка и ремонт церкви, приходской листок, страховки, учебные материалы, телефон, вода, электроэнергия и пр.

В приходском листке уместны благодарности за собранные пожертвования, даже за небольшие суммы; часто публикуются результаты сборов пожертвований во время и после богослужения. На страницах приходского листка можно поблагодарить рабочих и реставраторов церкви.

Приходской листок может также стать инициатором сбора пожертвований. Например, здесь может быть объявлено о “блошином рынке”, или благотворительном базаре, где будут продаваться пожертвованные прихожанами вещи; обязательно указывается также куда пойдут вырученные деньги.

Приходской листок может рассказывать на своих страницах об истории данного прихода или храма, о том, что было раньше на его месте. В Paulus Brief. Pfarrbrief der katholischen Pfarrgemeinde St. Paulus in Dusseldorf (№ 3/98) публикуется серия “Произведения искусства в нашей церкви”; в каждом номере рассказывается, например, об облачениях, иконах и пр. с их фотографиями и повествованием об их истории и ценности.

В издании прихода вполне уместны цитаты из Священного Писания или изречения Святых Отцов; пословицы и поговорки также могут сослужить немалую пользу в наставлении читателей.

В приходских листках Германии встречаются материалы, рассказывающие о благодарности, о влиянии молитвы, статьи-советы для попавших в долги или овдовевших, объяснения смысла путешествий, рекомендации по проведению отпуска, о спорте, финансовые советы, советы по проведению поста, статьи о безработице, болезни, одиночестве, окружающей среде, иностранцах, о мире и т. д.

В учебнике по организации работы евангелических церквей Werben­de Gemeinde в главе о приходских листках даются советы по выбору тем для публикаций. “Обычно читатели не ожидают ничего особо богословского. Важнее писать о значении христианской веры в повседневной жизни нашего мира <…> Например, мама-прихожанка может написать о том, как она молится со своим ребенком; посещающие больных в больнице также могут написать об этом <…> В интервью с известными в приходе лицами можно спросить у них, что они особенно любят и что их сердит, чего они ожидают от будущего и какие телевизионные передачи не любят пропускать. Или что бы они сделали, если бы могли взять год оплачиваемого отпуска <…> Ничто не мешает дать слово на страницах приходского листка людям, известным в данном районе, но не принадлежащих к приходу” 15.

В протестантском учебнике по созданию приходских листков Werk­buch Gemeindebrief говорится о том, что новое — это хорошо забытое старое, и что очевидные для богословов вещи вполне могут быть интересны рядовым читателям. Например, это ответы на вопросы типа “Кто написал Библию” и пр. 16.

Однако при публикации подобных материалов следует отдавать себе отчет в том, что газетой или статьей никого не обратишь. Основная задача приходского листка состоит не столько в высоком богословствовании, сколько в завоевании доверия у живущих рядом людей. Слишком сложные богословские публикации могут только оттолкнуть и создать у невоцерковленного человека впечатление о том, что это “не его общество”. Приходской листок должен работать на симпатию к приходу, вызывать желание прийти к этим приятным людям.

Поэтому в приходских листках ФРГ печатается много материалов развлекательного характера. Это кроссворды на религиозные темы, рецепты, для детей могут быть напечатаны картинки для раскрашивания (например, букет роз к Дню матери) и пр.

Среди развлекательных материалов в церковной прессе Германии могут печататься и шутки, причем в газете они часто прочитываются читателями в первую очередь. Особенно этим отличается Gemein­­debrief hl. Dreifaltigkeit Offenburg; позже этот же приходской листок был переименован в Gemeinde 2000. Magazin der Pfarrgemeinde hl. Dreifaltigkeit Offenburg. Вот несколько примеров такого рода публикаций здесь:

«В раю. Во время прогулки по лесу Ева спрашивает нежно: “Ты меня любишь? — А кого же еще?” — ответил Адам» (№ II/88).

“ — Мама, я не могу выйти замуж за Вернера, он не верит в рай и ад.
— Выходи за него, детка, мы его убедим” (№ 3/87).
“Умерли три священника. У врат небесных встречает их апостол Петр и говорит:
— Кто хотя бы раз осуждал своего собрата?

Двое подняли руку.

— Вы оба идете в чистилище, и захватите с собой слабослышащего” (Рождественский номер/1995).

«Священник: “Дорогие братья и сестры! Я всегда говорил, что рад видеть в приходе беднейших из беднейших. И как я вижу по ящику с пожертвованиями, мое желание исполнилось”» (№ Ostern/1995).

“Дорогой пастор! Вы даже не подозреваете, чем стала для меня Ваша проповедь в минувшее воскресенье. Это было как глоток свежей воды для захлебнувшегося” (№ Sommer/1995).

Последний пример — это цитата из письма одной прихожанки. Однако редакциям приходских листков следует самим внимательно следить за публикуемыми ими текстами, дабы на их страницах не появились подобные ляпы. Какие же еще требования предъявляются к языку, стилю и построению материалов и статей в приходских листках?

Как писать в приходской листок?

Ребенок должен иметь имя. Часто так говорят и о приходском листке; лишь немногие из них имеют его, большинство называется просто “Приходской листок церкви N.”. А ведь именно с названия начинается знакомство читателя с приходской публикацией, именно название может нести в себе дополнительную информацию о приходе или о его местной газете. Вот несколько на мой взгляд в той или иной степени удачных названий приходских листков церквей ФРГ: “Церковные новости”, “Встреча”, “Мост”, “Наша церковь”, “Наш приход”, “Ко­рабль”, “Церковное окно”, “Точки зрения”, “Мы. Новости”, “Привет­ствие”, “Эхо”.

После каждого названия обязательно указывается, что данное издание — приходской листок церкви N.

Помня о невоцерковленных читателях — жителях района, не нужно злоупотреблять специальной богословской терминологией и собственно церковной лексикой. К ситуации в отечественных приходских листках хочется попутно отметить, что публикация на первой странице, например, тропаря на церковно-славянском языке, пусть даже с рядом стоящим переводом на современный русский язык, влияет не особо приглашающе на несколько дистанцированных от церкви, да и на “сво­их”, впрочем, тоже 17.

Оформление приходского листка

Обратимся к дизайну рассматриваемого нами типа издания. Как же должен быть оформлен приходской листок для того, чтобы он стал популярным среди населения и приятным чтением?

Только 26% читателей перечитывают каждый экземпляр этого вида изданий более трех раз. В большинстве же случаев приходской листок берут в руки и открывают для чтения не более одного раза 18. Таким образом то, что читателю сразу же не бросилось в глаза, то, что он не прочитал сразу же, при первом же обращении к приходскому листку, обычно так и остается непрочитанным. Следовательно, с помощью правильного оформления и хорошего дизайна полос приходского листка можно увеличить степень пользования им читателями.

Основное правило для выбора фотографий: они должны делать текст более понятным. Если текст повторяет содержание фотографии, то это часто плохой текст 19. Желательно на титульном листе помещать иллюстрацию большого формата, она может быть посвящена основной теме номера. Это может давать настрой на избранную тему и пробуждать интерес к дальнейшему чтению. Вообще в Германии редакциям приходских листков рекомендуют не скупиться и для оформления титульного листа обратиться к профессиональному дизайнеру. Много денег и времени может сэкономить один раз профессионально сделанный стандартный шаблон-макет для всех остальных полос.

Современная техника дает возможность манипулировать фотографиями, создавать дополнительные эффекты или делать монтажи. Подразумевается, и это понятно, что такого рода манипуляции в церковном издании недопустимы. Однако нужно отличать шутку от лжи. В учебнике по созданию приходских листков Werkbuch Gemeindebrief приводится пример допустимости такой игры с фотоснимками. Репортаж с собрания приходского совета сопровождался фотографией с него, при этом на готовой иллюстрации стулья, на которых сидели заседавшие, были “убраны” из-под них — заретушированы. Таким образом приходской совет заседал на корточках. Соль шутки можно было понять из текста и протокола заседания — здесь как раз решали вопрос о том, как бы приходу найти денег на покупку скамеек 20.

На титульном листе в шапке может быть помещен постоянный логотип, он обычно повторяется и в других публикациях прихода — на его бланках, программах, расписаниях богослужений, приглашениях. В логотипе можно дать графическое изображение своей церкви; для адресата это имеет идентификационную ценность — “Это же моя церковь, что рядом находится!”. С другой стороны в Германии опасаются, что изображение здания церкви все-таки скорее отпугивает невоцерковленных, и здесь они могут думать, что это совсем не их “общество”.

В любом случае профессиональным художником-графиком должно быть выработано какое-нибудь постоянное графическое изображение, по которому приходской листок и его специальные отдельные выпуски всегда могли бы безошибочно и быстро узнаваться 21. Для обозначения и быстрого опознавания читателем рубрик могут помочь пиктограммы; например, изображение обручальных колец может предварять рубрику, где публикуется информация о совершенных или планируемых венчаниях. Не стоит забывать о линиях, виньетках и других графических элементах, украшающих текст.

Следующий важный элемент оформления — это шрифт. Желательно использовать не больше трех видов шрифтов, лучше одной и той же группы. Общие правила по выбору шрифтов сходны с рекомендациями для любых других периодических изданий. Однако некоторые редакции приходских листков Германии сознательно выбрали машинописный шрифт; считается, что это усиливает эффект “домашности”, еще больше придает приходскому листку характер частного “письма”.

Частое пожелание читателей приходских листков Германии — увеличить размер шрифта; здесь насчитывается от двух до трех миллионов человек, которые не могут читать по причине полной или почти полной слепоты. Далее следует очень большая группа людей, которые могут читать только с большим зрительным усилием. И только две трети людей практически не испытывают при чтении никаких трудностей 22. Но приходские листки пишутся не только для двух третей. Увеличение размера шрифта дает возможность читать его большему количеству людей. Кроме того, это просто увеличит легкость чтения и будет доставлять больше радости.

Для облегчения процесса чтения нужно также обращать внимание на длину строки. Слишком длинные и слишком короткие строчки могут создавать зрительные препятствия в восприятии текста.

О степени легкости чтения текста нужно заботиться еще при составлении макета полос приходского листка и при обдумывании расположения статей и заметок. Читателю нужно помочь “открыть” интересные для него тексты. Этому может содействовать краткое оглавление (анонс) на титульном листе или на второй странице (чаще всего в левом крайнем столбце). Однако нежелательно злоупотреблять модным сегодня приемом “продолжение на … стр.”. В приходском листке лучше этого не делать больше одного раза. Взгляд читателя должен направляться по страницам приходского листка внутренними оформительскими указателями, что тоже облегчает чтение и делает его более приятным.

Этому же может способствовать деление текста на главы и обозначение основных мыслей в соответствующих заголовках. Имеет смысл вести постоянные рубрики, каждый раз одинаково оформленные. Это также содействует привыканию читателя к приходскому листку и его быстрой ориентации в нем.

Чаще всего в Германии приходские листки имеют формат А5 — он больше приближается к карманному формату, его удобнее держать в руках и читать. Однако иногда встречаются и издания формата А4, который дает больше возможностей для интересного оформления. Средний объем приходских листков в Германии — 12–20 страниц.

Учебники по созданию приходских листков дают рекомендации для наиболее оптимального постраничного расположения материалов. Обращение священника, проповедь или что-либо другое церковное или библейское, по советам редакторов приходских листков Германии, лучше помещать не на первой странице, так как это не особо может расположить к чтению невоцерковленных местных жителей, к которым попадет в руки приходская газета. Духовное слово при формате А5 в приходском листке-брошюре считается лучше всего помещать, например, на третьей странице. Не менее важно правильно оценить значение последней страницы — четвертого титульного листа. Ни в коем случае нельзя превращать именно эту страницу в “свалку” того, что больше никуда не подошло или не поместилось. Именно эта страница привлекает наибольшее внимание читателей. Среди них есть даже такие, которые начинают читать издание с конца. Поэтому на последнюю страницу, как правило, помещают “изюминку” номера. Лучше всего, если это будет какое-нибудь интересное и необычное объявление или информация прихода, на которую хочется обратить особое внимание. Например, в Германии на этой странице можно встретить объявление о несколько более позднем времени проведения богослужения для любителей подольше поспать. Имеет смысл публиковать здесь расписание регулярных мероприятий и богослужений в приходе или давать информацию и контактные адреса и телефоны церковных и социальных служб, оповещать о грядущих приходских мероприятиях. На эту же страницу можно перенести важные поздравления, например, с юбилеем или награждением.

И еще один важный элемент оформления — это бумага. В Германии многие предпочитают бумагу более низкого качества. Здесь очень сильна пропаганда защиты окружающей среды, и высококачественная бумага, например, мелованная экологически более опасна. Еще 20–30 лет тому назад учебники по созданию приходских листков и их критики призывали к совершенно обратному — к поддержанию имиджа церкви. От бумаги для приходского листка в те годы требовалось высокое качество, о природе тогда не так модно было думать.

Некоторые редакции приходских листков используют для обложки своего детища цветную бумагу. Иногда приходской листок целиком печатается на бумаге пастельных тонов. В случае использования цветной бумаги необходимо учитывать то, какое качество будут иметь напечатанные на ней фотографии, насколько хорош и четок будет контраст, легко ли будет читаться текст.

Все вышеизложенные рекомендации по оформлению и содержанию приходских листков, безусловно, предполагают немало труда и затрат. Как же осуществить все это практически, как найти людей, которые будут трудиться над созданием приходского листка, как сделать этот процесс наиболее эффективным и менее трудоемким, как все это финансировать?

Редакция, авторы и их помощники при создании приходского листка

В Германии существуют специальные централизованные службы по созданию приходских листков. Они регулярно издают материалы, которые потом могут перепечатываться редакциями на страницах их собственного издания. Таким образом, приходы здесь практически освобождены от необходимости самостоятельно сочинять материалы общецерковного характера, писать статьи о праздниках, искать развлекательные материалы, шутки, кроссворды, детские странички и прочие не касающиеся непосредственно прихода публикации.

Центральная служба по созданию приходских листков евангелической церкви Германии — Material- und Gestaltungshilfe “Der Gemein­de­brief”. Эти материалы выходят раз в два месяца в виде журнала тиражом в 9000 экземпляров, в виде дискет, CD. Их можно за плату получать регулярно и по электронной почте. Католическая церковь Германии также имеет такую службу и выпускает материалы “Image. Pfarr­brief­material. Themen — Tips — Termine” в виде папки с материалами, на дискетах, а также их можно заказать на прием по электронной почте. Некоторые поместные церкви имеют собственные службы по помощи приходам в создании приходского листка. Большинство из этих материалов — тексты и иллюстрации — печатаются только на одной странице листа, оборотная сторона остается пустой. Это дает возможность пользователям вырезать ножницами выбранные ими материалы и наклеивать их на бланки макетов. Редакции приходских листков в технически развитой Германии из-за недостаточного умения пользоваться компьютером в большинстве случаев работают по старинке — клеем и ножницами.

Необходимость центральных служб по созданию материалов для приходских листков не вызывает сомнения. Однако пока в России их нет и не предвидится, имеет смысл подумать о возможности кооперации между несколькими приходами в производстве приходских листков, или хотя бы делать совместно отдельные публикации.

Опыт показывает, что хороший приходской листок требует много работы и что для одного-двух человек это обычно не всегда под силу. В Германии есть редакции, состоящие из одного человека. Часто священник здесь сочиняет и выпускает приходской листок сам. Есть данные о том, что здесь половина приходских листков издается именно таким образом 23. Однако опросы тех, кто выпускает приходской листок в одиночку, показали, что такие энтузиасты обычно недовольны или не совсем удовлетворены результатами своей работы. В таком случае нужно обратиться к приходу с просьбой откликнуться людям, имеющим журналистские склонности или хотя бы любящим и умеющим писать, фотографировать, оформлять, рисовать и пр. Обычно при хорошем поиске в любом приходе найдется немало людей, готовых и способных несколько раз в год заняться этим делом. Подчеркнем — несколько раз в год, а не каждую неделю. Не надо перегружать ни создателей приходского листка, ни его читателей. Максимальная частота выхода — один раз в месяц, можно и раз в два месяца или раз в квартал. Это повысит и качество издания, и степень внимания к нему.

В приходе можно объявить конкурс на лучшее название приходского листка. Прихожанам постоянно необходимо говорить о том, что редакция с нетерпением ждет их предложений по оформлению приходского издания, их материалов, фоторепортажей, открытых писем. Сами собой в редакцию они поступать не будут. В каждом выпуске приходского листка прихожан нужно об этом просить, обязательно указывая при этом адрес, телефон и имя того, кому можно отдавать подготовленные материалы, а также то, в каком виде они должны поступать в редакцию — лучше всего на дискете. В Германии советуют сразу же оговаривать то обстоятельство, что редакция приходского листка не в состоянии выплачивать гонорары за опубликованные материалы. Однако все-таки имеет смысл поощрять добровольных тружеников. В конкурсах на лучшее название, например, можно в качестве приза предложить хорошую книгу — это недорого для прихода, но зато принесет много радости получившему ее.

Даже для детей можно найти занятие в приходском листке; например, они могут сгибать пополам уже напечатанные листы. В Германии обычно сгибается пополам лист формата А4. Из согнутых таким образом нескольких листов в результате получается брошюра формата А5. Часто даже в Германии экономят на соединении всех этих листков посередине скрепками.

Церквями Германии регулярно устраиваются конкурсы на лучший приходской листок. Здесь понимают, что поощрять людей, хотя бы морально, просто необходимо. Это важно для дальнейшего существования такого издания. Неблагодарность и в церкви некрасива.

Церкви Германии проводят также специальные курсы, на которых обучают мирян производству приходского листка. Была даже идея о том, что этому нужно обязательно учить и будущих священников.

Издателем приходского листка в Германии обычно является приходской совет. Главный редактор приходского листка, как правило, входит в его состав. Долгое время здесь дискутировался вопрос: насколько велико должно быть участие священника в издании приходского листка? С одной стороны, именно настоятель прихода имеет наиболее полные сведения о происходящих в приходе событиях, поэтому часто он и является главным редактором приходского листка. С другой стороны, любая издательская деятельность требует дополнительной траты времени, в конце концов это дополнительная обязанность для и без того всегда занятого пастыря. По этой причине некоторые из них все-таки находят в себе достаточно смелости для того, чтобы полностью доверить ответственность за производство приходского листка кому-нибудь другому. Например, так сложилось дело и при издании, на мой взгляд, одного из самых ярких приходских листков Германии Gemeinde 2000. Magazin der Pfarrgemeinde Hl. Drei­fal­tig­keit Offenburg. Здесь настоятель прихода вообще не участвует в издании приходского листка и впервые видит его по выходе в свет вместе с остальными прихожанами. И пока ничего страшного не случилось, не было ни жалоб, ни судебных исков к редакции. Однако разумнее все-таки не впадать в такую крайность; лучше найти золотую середину и предоставить священнику при создании приходского листка функции консультанта или хотя бы знакомить его с процессом подготовки, дать ему почитать верстку и пр.

По законодательству ФРГ даже в приходских листках обязательно должны быть выходные данные: указывается, кто является издателем, учредителем, владельцем, редактором, оформителем, каков тираж и пр. Особенно важно указывать имя ответственного за содержание приходского листка. В Германии такое лицо имеет не только обязанности, но и довольно важные права, например, право вето 24. Ответственный за издание приходского листка должен следить и за тем, чтобы редакция в своей работе четко следовала выработанной в начале концепции (она должна соответствовать особенностям и задачам всего прихода) и исходной цели (постоянно помнить о том, зачем листок издается).

Работа над выпуском каждого номера приходского листка в Германии обычно начинается с заседания редакционной коллегии, если она имеется. Здесь могут быть представлены материалы, уже поступившие в редакцию для публикации в следующем номере, и нужно распределить задания на подготовку недостающих публикаций. Затем составляется временной план, причем составлять его нужно с конца: сначала решить, когда приходской листок должен поступить к читателю. Очень важно выпускать приходской листок вовремя и регулярно; это больше расположит читателей к приходу и к его изданию. Исходя из намеченного срока доставки к читателю нужно решить, когда приходской листок должен поступить из типографии, когда он должен быть туда направлен, когда последний срок сдачи материалов и пр.

И нужно помнить о том, что все принятые решения должны быть осуществимы на практике, прежде всего это — финансовое обесепечение. Итак, на какие же средства, с помощью какого технического оборудования должен выходить в свет приходской листок?

Финансирование, техническое оборудование, материалы для производства приходского листка

В ФРГ приходские листки обычно не получают финансовой поддержки со стороны Церкви и из церковного налога; приходы должны сами позаботиться о решении этой проблемы.

Перед тем, как начинать издавать приходской листок, стоит трезво оценить ситуацию в приходской кассе: сколько денег необходимо на издание и сколько приход может на это регулярно давать? Несмотря на то, что в большинстве случаев сотрудники редакции приходского листка и его авторы работают на общественных началах, он все равно требует денег, и немалых. Вначале нужно решить, каким тиражом будет выходить приходской листок. Исходя из этой цифры можно определить, какой способ его тиражирования в данном случае наиболее уместен. Ксерокопирование — не обязательно самый удобный и дешевый способ. Можно подумать о возможности приобретения настольной типографии, что, однако, имеет смысл, если ею будут пользоваться несколько приходов. О других возможностях кооперации приходов мы уже говорили выше. Кстати, при решении вопроса о приобретении приходом техники надо реально оценить, что действительно нужно. Лучше заранее решить, какие функции должна выполнять та или иная техника, и соответственно ее приобретать. Это будет дешевле, чем приобретение многофункциональных современных устройств, которые потом не будут использоваться на полную мощность. Идея вроде бы простая и тривиальная, но, увы, во многих и многих приходах не всегда поступают разумно.

Можно заказать тиражирование приходского листка и в какой-либо типографии, однако это будет рентабельно только при сравнительно большом тираже. В любом случае это будет стоить денег, и особенно первые выпуски приходского листка придется финансировать самому приходу.

В Германии приходы платят типографии в среднем 1000–3000 DM за тиражирование каждого номера приходского листка. Если в среднем себестоимость печати каждого экземпляра здесь 25 пфеннингов, то всего только евангелические приходы в Германии тратят в год на производство приходских листков около 30 миллионов DM. При этом не учитывается потраченное время и услуги безвозмездно работающего персонала (только в протестантской церкви Германии так регулярно трудятся на этой ниве более 30000 человек, то же самое можно сказать и о Католической церкви) 25.

Можно просить читателей о добровольных пожертвованиях на приходской листок. Например, Pfarrbrief Herz-Jesu-Gemeinde Weimar в “шапке” на титульном листе поместил пометку с просьбой пожертвовать 50 пфеннингов на покрытие расходов по производству этого экземпляра приходского листка. Еще один приходской листок общины города Вайсвассер просит читателей пожертвовать на приходской листок 7 DM в год. Редакция сообщает о том, что это делают далеко не все получившие приходской листок, но уже собранных денег бывает достаточно на то, чтобы покрыть расходы по производству 700 экземпляров издания, остальные расходы оплачивает приход. В некоторых приходах прихожан просят подписаться на приходской листок. По мнению немцев, это имеет преимущество: то, за что были уплачены деньги, не окажется сразу же в макулатуре, но будет хотя бы частично прочитано. Недостаток такого метода в том, что вне читательского круга оказываются как раз “внешние”, те, к кому приходской листок обращается в первую очередь.

Есть также мнение, что распространение приходского листка за плату противоречит самой его сущности. Считается, что любая поддержка возможна только на добровольной основе. В большинстве приходов Германии просто просят прихожан поддержать это издание, и опыт показывает, что действительно хорошо и добротно сделанный приходской листок со временем сам финансирует себя через пожертвования 26.

Еще один распространенный способ финансирования приходского листка — это реклама, причем обычно печатается реклама существующих именно в данном районе предприятий, например, булочной, парикмахерской, ремонтных мастерских, аптеки, оптики, магазина электротоваров, бюро путешествий, автошколы, реклама похоронных и свадебных услуг; встречалась реклама выборов, выставок, концертов и пр. Естественно, нужно следить за тем, чтобы на страницы приходского листка не попадали объявления услуг и товаров аморального характера. Однако в приходах Германии иногда обсуждался вопрос о том, можно ли в приходском листке публиковать рекламу булочной, которая работает во время богослужения. На такие детали тоже стоит обращать внимание.

Некоторые приходские листки просто печатают объявление типа: “Мы благодарим фирмы N., N., и N., регулярно поддерживающие своими пожертвованиями наш приходской листок”. Это и благодарность, и фирмам это полезно, так что такая поддержка действительно может стать регулярной.

Еще один вид финансовой поддержки — спонсорство по типу услуга за услугу 27, поэтому с такого рода финансовой поддержкой надо быть очень осторожными. Лучше заключить письменный контракт, в котором четко будет указано, какие услуги должны оказывать друг другу обе стороны. Например, фирма покрывает часть расходов по производству приходского листка, а получает взамен ту же рекламу в нем.

Но несмотря на имеющиеся возможности самостоятельного финансирования приходом своего издания, в Германии считают, что приходской листок настолько важен, что он заслуживает большей поддержки хотя бы со стороны самой Церкви 28.

Распространение приходского листка

Первый принцип для распространения приходских листков в Германии — это щедрость. Приходской листок должен поступать всем членам прихода, независимо от степени их участия в приходской жизни, от посещения или непосещения ими церкви по воскресеньям, от их воцерковленности или порядочности. Как уже было сказано, в Германии к приходу относятся не только практикующие христиане, но и все крещеные люди, живущие в районе, который расположен рядом с той или иной церковью. В учебнике по производству приходского листка Werkbuch Gemeindebrief говорится о том, что стандартный приход включает в себя самую разношерстную публику — “от директора банка до проститутки” 29. И приходской листок должен поступать всем.

Самым дорогим способом распространения в Германии считается пересылка по почте. К этому способу приходы прибегают крайне редко, да и то лишь для небольшой части тиража, которую каким-либо другим способом просто невозможно доставить. Например, по почте получают приходской листок переехавшие в другую местность прихожане, таким же образом экземпляры приходского листка обязательно посылаются в редакции местных газет, в рекламные издания, в церковные и светские газеты и журналы, на радио и телевидение.

Практически во всех остальных случаях приходы стремятся распространять приходской листок своими силами. Без услуг почты стараются обходиться даже тогда, когда речь идет не только о передаче приходского листка частным лицам; например, в поликлиники, в больницы, в парикмахерские, в аптеки, в другие общественные места приходской листок также можно принести самим.

В некоторых церквях приходской листок разносится добровольцами по домам и кладется в почтовые ящики. Однако это тоже может стать дорогим удовольствием, так как среди получивших приходской листок могут оказаться те, кто в принципе ничего о церкви и слышать не хочет, и тогда это будет зря выброшенный экземпляр, или же эти люди могут принадлежать к другой церкви. В Германии это очень часто встречающаяся ситуация, ведь здесь сосуществуют на равных правах две большие церкви — католическая и евангелическая. Иногда можно своим приходским листком кого-нибудь и обидеть. Чтобы этого не случилось, некоторые приходы евангелической Церкви Германии в своих приходских листках обращаются к читателям с просьбой о том, что если они не протестанты и к ним в почтовый ящик попала эта газета, то пусть они просто воспримут это как соседское дружеское приветствие 30.

Многие приходы составляют картотеку прихожан и крещеных жителей окрестности. Это дает возможность составить список тех, кому будет доставляться приходской листок. Весьма полезно в одном из номеров приходского листка обратиться к читателям с просьбой о том, что если они не нуждаются в нем, то его больше присылать не будут, надо только сообщить об этом в приход. Однако даже и при таких мерах сотрудники редакций приходских листков Германии говорят о том, что они всегда должны рассчитывать на то, что одна треть тиража практически сразу же попадает в мусорное ведро.

В некоторых приходах Германии на каждый экземпляр наклеивают этикетки с именем получателя и его адресом (в России это не обязательно, у нас нет такой традиции); далее все экземпляры рассортировываются по улицам — с этого можно начать и у нас. Рассортированные стопочками приходские листки раскладываются в церкви и после богослужения прихожанам предлагается взять на себя их распространение на какой-либо улице по указанным адресам.

Лучшим вариантом считается принести приходской листок лично адресату домой, а не просто бросить в почтовый ящик. Если адресат не особо воцерковленный, то этот приходской листок может стать началом и поводом для разговора с представителем прихода. В приходах Германии есть специальные службы посещений (Besucherdienste). Здесь люди работают на общественных началах, посещают в основном больных и престарелых, помогают им и общаются с ними. Представителям службы посещений доверяют и распространять приходской листок лично. Церкви Германии в своих рекомендациях приходам советуют не перегружать таких людей и давать им для личного распространения не больше 20–30 экземпляров каждому, иначе они могут от чрезмерной нагрузки потерять интерес к работе в приходе.

Представители службы посещений могут рассказать на очередном заседании редколлегии приходского листка о состоявшихся в результате таких встреч с прихожанами разговорах. Сообщение об этом может быть опубликовано в очередном номере. И среди посещаемых могут найтись люди, которые в дальнейшем будут в состоянии распространять приходской листок среди своих соседей. При организации доставки приходских листков стоит также подумать о возможности кооперации нескольких приходов.

Еще одна возможность распространения приходского листка — размещение его в Интернете, однако здесь надо следить, чтобы в таких случаях приходской листок не содержал данных о прихожанах частного характера. Иными словами, если напечатанный на бумаге приходской листок имеет пометку “Только для внутреннего пользования”, то при публикации его в Интернете нужно провести соответствующие сокращения. Размещение приходского листка в Интернете даст возможность бывшим прихожанам, переехавшим в другую местность, все-таки читать свое издание. Интернет — это на сегодняшний день самый дешевый способ распространения публикаций, кроме того, его пользователи — это в основном образованные молодые люди от 15 до 35 лет, и иногда они могут через Интернет познакомиться с приходским листком и заинтересоваться им. Однако при помещении приходского листка в www нужно помнить о том, что это действительно океан информации, что скучные и серые страницы там практически не имеют никакого шанса быть замеченными.

Еще один аналогичный и почти бесплатный способ распространения — через электронную почту, однако даже в Германии это пока не всегда возможно, так как далеко не все знают, что это такое, и не имеют соответствующего адреса.

Многие приходы создают специальные выпуски приходских листков для отдельных целевых групп, например, существует много приходских листков для больных, для родителей, для подростков.

Редакциям приходских листков полезно иногда проводить опросы своих читателей, хотя бы среди постоянных прихожан, и просить их честно ответить на простые вопросы: удалось ли им прочитать хотя бы один номер приходского листка полностью? Читают ли они его вообще? Нужен ли он им? Что им больше всего нравится? Что не нравится? Что можно улучшить? Такая анкета во многом разъяснит ситуацию с целесообразностью дальнейшего выпуска приходского листка или поможет улучшить его качество, — ведь даже хорошо задуманная вещь может быть плохо сделана. Лучше вообще не иметь приходского листка, чем иметь хоть какой-нибудь, но скучный. Приходской листок должен быть дверью и окном в Церковь, а не еще одним неприступным забором вокруг нее.

Примечания

  1. Gemeindebrief — der “Heimliche Riese” der Kirche vor Ort. Eine GEP-Studie uber Verbreitung; Akzeptanz und Nutzung des weitestreichenden Christlichen Medi¬ums in Deutschland // epd-Dokumentation. ¹ 42/95. S. 9.
  2. Mandat und Markt. Perspektiven evangelischer Publizistik. Publizistisches Gesamtkonzept 1997. Frankfurt am Main, 1997. S. 37–38.
  3. Durth K. Kirchliche Presse-Praxis. Ein Handbuch. Wiesbaden, 1983. S. 65.
    Е. Н. Панюкова, 2000
  4. Mandat und Markt. S. 38.
  5. Gemeindebrief… S. 3.
  6. Там же. S. 10.
  7. Durth K. Kirchliche Presse-Praxis. S. 67.
  8. Gemeindebrief… S. 15–20.
  9. Там же. S. 10.
  10. Grundlagenpapier zur Pfarrbriefarbeit. Eine Handreichung der Publizistischen Kommission der Deutschen Bischofskonferenz // Communicatio Socialis. Interna¬tiona¬le Zeitschrift fur Kommunikation in Religion, Kirche und Gesellschaft. Mainz. № 3/1995. S. 428.
  11. Gemeindebrief… S. 16.
  12. Durth K. Kirchliche Presse-Praxis. S. 67.
  13. В заглавии этого католического приходского листка содержится “игра слов”, несколько вольная на православный вкус: Paulus Brief означает чаще всего ‘Послание [апостола] Павла’. — Ред.
  14. Druhe W. Die neue Kirchenwelt // Rheinischer Merkur. 17.09.1982.
  15. Werbende Gemeinde. Ein Handbuch. Frankfurt am Main: Gemeinschaftswerk der Evang. Publizistik, 1995. S. 87.
  16. Werkbuch Gemeindebrief / Red. G. Murle. Frankfurt am Main: Gemeinschaft¬s¬werk der Evang. Publizistik, 1998. S. 83.
  17. Сохранив это утверждение автора, мы тем не менее хотели бы его оспорить. Знание церковнославянских богослужебных текстов — это начало воцерковления; другое дело — какое место эти тексты могут занимать в приходском листке. Очевидно, они должны соотноситься с информацией о том или ином празднике, о структуре и содержании службы и т. п. Вряд ли излишними окажутся и продолжающиеся публикации с доступными пояснениями к литургическим текстам. Нельзя забывать, что “неприязнь” к церковнославянским текстам — вещь скорее надуманная: некоторые СМИ оперируют ею как данностью, но не так часто можно встретить человека, который сам по себе, без ссылок на “авторитеты”, упорно не желает признавать богослужебный язык Русской Православной Церкви. Дети же учат молитвы с великим рвением и радостью. — Ред.
  18. Gemeindebrief… S. 15.
  19. Werkbuch Gemeindebrief. S. 90.
  20. Werkbuch Gemeindebrief. S. 234.
  21. Werbende Gemeinde.. S. 76.
  22. Gemeindebrief… S. 18.
  23. Gemeindebrief… S. 8.
  24. Werkbuch Gemeindebrief. S. 217.
  25. Werkbuch Gemeindebrief. S. 18.
  26. Wilken W. Brucken zur Kirche. Lutherisches Verlagshaus Berlin und Hamburg, 1967. S. 171.
  27. У нас спонсорством принято называть бескорыстную поддержку, при которой оговаривается лишь форма благодарности — письмо, упоминание спонсорской организации или лица, просьба о молитвах. Некоторые благочестивые люди, поддерживающие, например, наш журнал даже скромными средствами, особо просят упоминать их не в печати, а в молитвах; есть случаи, когда мы даже не знаем их фамилий, а только имена, данные в крещении. — Ред.
  28. Mandat und Markt. S. 40.
  29. Werkbuch Gemeindebrief. S. 37.
  30. Там же. S. 242.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.