Принесение в Россию мощей евангелиста Луки — это новая страница жизни России и людей, которые были отторгнуты от православия
Источник: Интерфакс-Религия
Делегация Русской православной церкви и Фонда Андрея Первозванного 9 июня доставит с Афона в Россию, а позже — на Украину и в Белоруссию честную главу святого апостола и евангелиста Луки. О том, какое влияние апостол Лука оказал на ход российской истории, а также о традиции поклонения мощам в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где хранится Владимирская икона Божией Матери, которая, согласно преданию, написана евангелистом Лукой и неоднократно спасала Россию.
— Отец Николай, какое значение имеет принесение мощей апостола Луки для духовной жизни страны? Насколько евангелист Лука почитаем в России?
— Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки — великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Апостол Лука почитается в нашей стране так же, как и три других евангелиста. Он отличается тем, что в своих трудах больше всех повествует о жизни Божией Матери. И хотя он не был в числе двенадцати апостолов, избранных учеников, но он — в числе семидесяти апостолов. И для нас евангелист Лука является той великой радостью, которая помогает нам ощущать себя полностью сопричастными к жизни и святого семейства, и вообще всей христианской Церкви. Для нас он не просто евангелист, а еще и автор Деяния апостолов, и иконописец, который создал первый образ Пресвятой Богородицы, дошедший до нас под именем Владимирская. Эта икона хранится сегодня в Москве и, по церковному преданию, была написана на доске стола, за которым обедало святое семейство: Иисус Христос, Богородица и Иосиф Обручник.
— И многие видят великую заслугу Владимирской иконы Богородицы в том, что в 1480 году, через 100 лет после Куликовской битвы, русское войско одержало окончательную победу над татарами…
— Да, Владимирская икона Божией Матери только в Москве находится более 600 лет. В XII веке она была принесена из Константинополя в Киев как дар Юрию Долгорукому, сын которого, Андрей Боголюбский, привез ее во Владимир. В конце XIV века, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом перенесли в Москву. Люди молились об избавлении от ига, и Божия Матерь помогла: войска Тамерлана повернули обратно. В 1480 году Владимирская икона спасла Россию и от нашествия хана Ахмата. Он пытался форсировать реку Угру, но получил отпор. Православные верующие молились перед иконой о заступничестве. Ордынцы отступили. Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, — вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона написана евангелистом Лукой, что это его заступление за землю русскую. И, конечно, через эту икону — покров Царицы Небесной над всей русской землей. В 1993 году перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий Второй, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества.
— Как показывает опыт принесения других православных святынь, поклониться им приходят миллионы верующих россиян. Не могли бы Вы рассказать о традиции принесения мощей в нашу страну и их почитания?
— Принесение святынь всегда вдохновляло и оживляло религиозную жизнь страны. Более чем тысячелетняя история Русской церкви знает сотни и сотни случаев принесения святых мощей, которые были обретены как в христианском, так и в нехристианском мире. Это происходило и в средние века, и в более поздние времена. Можно вспомнить императора Павла I, который, будучи главой Мальтийского ордена, был инициатором принесения в Гатчину десницы святого Иоанна Предтечи вместе с частью Креста Господня и Филермской иконой Божией Матери. Приносимые святыни всегда торжественно, с радостью встречались русскими людьми, устраивались крестные ходы с ними по городам и весям. Этим святыням всегда было уготовано достойное место в самых почитаемых церквях и соборах России, будь то Кремль в Москве, в Нижнем Новгороде, Суздале или Санкт-Петербурге.
Конечно, в период советской власти об этом не могло быть и речи. Мощи только уничтожались. Только с 1990-х годов стало возможным принесение в Россию мощей, чему сопутствовало появление общественных фондов, таких как Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Фонд имел возможность при поддержке властей и Церкви организовать принесение мощей апостола Андрея Первозванного и других святынь. К слову, сегодня по иному звучит принесение в Россию и страны СНГ в 2004 году мощей великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из храма Марии Магдалины на Елеонской горе, который находится в ведении Русской зарубежной церкви. Это событие приблизило воссоединение Церкви в Отечестве и за рубежом.
— Насколько распространена традиция почитания мощей в христианском мире в целом?
— Милостью Божией мы можем свидетельствовать, что и на Западе, и на Востоке, у православных и католиков, существует обычай почитания святых мощей. Как в православной, так и в католической Церквях есть много и общих святых, есть отдельные святые, которые почитаются только у нас или только у них. И на Западе есть такие святыни, как глава Иоанна Предтечи, часть животворящего Креста Господня, венец Христов, который хранится в Нотр-Дам де Пари, в Шартре — покров Божией Матери, — которые собирают миллионы людей. Почитание этих святынь является очень радостным для всех христиан. Традиция почитания мощей очень древняя. Сначала как правило поклонялись мощам святых. На останках мучеников основывались храмы. Начиная с IV века, при Константине Великом, когда христианство перестало угнетаться, а также после того, как мать императора святая Елена обрела Крест Господень, эта традиция окончательно утвердилась.
— История знает много примеров чудесных исцелений по молитве у христианских святынь. Что говорит церковное предание о мощах апостола Луки?
— Апостол Лука был врачом и иконописцем, и он считается покровителем людей, занятых в этих профессиях. Церковное предание рассказывает, как слепые люди, прикладываясь к его мощам, получали исцеление.
Святые люди за нас возносят молитвы перед Богом. Поклоняясь их святым останкам, мы молимся Господу, чтобы молитвами этих святых мы были помилованы. Поэтому это, конечно же, мощное консолидирующее действие. И принесение святынь, в том числе и главы евангелиста Луки, это новая страница жизни России и людей, которые были отторгнуты от православия и не знали своих духовных корней. Когда в Россию была принесена десница Иоанна Предтечи, прихожанин моего храма, дипломат, простоял в очереди шесть часов, чтобы приложиться к чудотворным мощам, хотя и мог пройти, что называется, в VIP-очереди.
Сегодня, благодаря возможности молиться и реально прикоснуться к великим святыням люди духовно возрождаются и начинают новую духовную жизнь.