Покров Пресвятой Богородицы
2002 г.
Сегодня мы празднуем великий праздник, Покров Пресвятой Богородицы. История этого праздника уходит в древние времена, когда Византия, православная христианская страна, была достаточно сильным государством, являла всему миру свет христовой истины, но часто вела войны, подвергаясь нападениям. Не раз Константинополь бывал окружён войсками иноплеменников, стремящихся захватить этот великий город, уничтожить его, но по заступничеству Пресвятой Богородицы столица и сама империя были спасены.
Одним из знаков удивительного явления того, как Матерь Божия хранит Церковь и людей Своих, было Её явление во Влахернском храме. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, находясь в храме во время Литургии, увидел, как во время малого входа в храм вместе с Ангелами и Архангелами, в сопровождении святых Апостолов и святителей, вошла Сама Божия Матерь. Её увидел только Андрей (он изображён на иконе Покрова Пресвятой Богородицы) и показал своему ученику. Они наблюдали, как Пресвятая Богородица сняла с головы платок, омофор, и простёрла его над всеми молящимися в храме как знак постоянной помощи, заступничества и попечения о Своих людях. Именно это изображается на иконе: Матерь Божия простирает Свой Покров над молящимися, над всеми, кто любит Бога, подобно тому как Она Его любила и слышала.
В сегодняшнем Евангелии, которое всегда читается во время праздника Пресвятой Богородицы, мы слышали про Марфу и Марию. О Самой Богородице в сегодняшнем Евангельском чтении почти ничего не говорится, только немножко странные слова Иисуса. Когда приходит Матерь Божия, одна женщина, желая похвалить Пресвятую Богородицу, говорит: “Блажено чрево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Тебя питали”. А Христос на это отвечает, что гораздо блаженнее те, кто слышит Слово Божие и умеет его хранить. Может показаться, что в этот момент Христос как бы отвернулся от Своей Матери, не воздал Ей должного поклонения и уважения. Но на самом деле как раз наоборот: Господь восхвалил Пресвятую Богородицу не только за то, что Она Его родила, как человек рождает на земле человека (уже за это каждый из нас должен почитать своих родителей), но за то, что никто как Она в этом мире не умел слышать слово Божие и хранить Его. И поэтому Её блаженство святости превысило человеческое материнство, оно превысило просто человеческие отношения матери и сына, потому что Пресвятая Дева, подобно евангельской Марии, о которой мы сегодня слышали, постоянно внимала Слову Божию. Это слово Божие сделало Её превыше всех Архангелов и Ангелов: честнее всех Херувимов и без всякого сравнения славнее всех Серафимов. Это внимание Слову Божию, желание жить по Нему и Ему служить, полное соединение с евангельским Словом сделало Её первой в нашей Церкви, сделало Её такой всемогущественной. Все, кто этому Слову сопричастен, верят в Него, стремятся исполнить своей жизнью заповеди Божии, живут по-евангельски, становятся Ей близкими и родными, и Она простирает над ними Свой спасительный Покров, берёт под Своё покровительство и принимает в Свою семью.
И в сегодняшний день эта радость нашей Церкви исполняется, потому что мы собрались здесь — все, кто слышит Слово Божие, кто когда-то его своим сердцем воспринял, кто постарался хотя бы в мыслях и намерениях своих принять Его как самое главное в жизни. А если кто-то ещё не принял, то пусть услышит сегодняшнее Евангельское благовестие и постарается понять, что тот, кто слышит Слово Боже и хранит Его, как Матерь Божия, становится сопричастен семье Христовой, делается сопричастным родству Божией Матери и становится под Её честной и всемогущественный Покров. И только одно может нас лишить этого покрова: неверность Слову Божию, неверность Богу.
В 1453 году пала Византия, великая православная империя, пал великий город. Когда Константинополь был окружён войсками турок, православное государство сделало страшно неверный шаг, фактически отреклось от верности Православию. Была заключена уния, в Софийском соборе служилась униатская литургия, на которой поминался папа римский. В этот момент православное государство уже не находило опору в вере в Бога, как было раньше, не уповало на милость Божию, на присутствие святынь, которые хранились в этом великом городе, не простирало свою настоящую искреннюю молитву к Пресвятой Богородице, а надеялось на князей и на сынов человеческих, ожидая, что войска могущественной римской империи помогут отстоять Византию. Они хотели отстоять Византию не как Церковь, а как государство, которое стремилось только государственными способами утверждать себя на земле и искало союза с отступившими от веры Христовой и истинного Православия.
И в этот момент произошло ужасное явление. Город был окружён, ожидаемая помощь от Запада не пришла. И тогда люди вспомнили о том, как Матерь Божия спасала город, и решили взять чудотворную икону Пресвятой Богородицы из Влахернского храма, из того самого храма, где был явлен Покров Пресвятой Богородицы, и обнести её вокруг города. Но они не смогли её поднять, сколько ни старались. Они пытались умолить Богородицу, но уже ничего не получилось, потому что произошло отступничество от Слова Божия, люди думали о земном, не о спасении своей души, а о спасении своей земной жизни, не о спасении Церкви, а о спасении внешнего государства, давно потерявшего внутреннюю духовную силу.
Это очень важный знак для каждого из нас. Слово Божие, как сказал апостол Павел, — как меч обоюдоострый. Это сила великая. Это то, что может человека по-настоящему преобразить и сделать совершенно иным, могущественным, прекрасным, полноценным, гармоничным, великим не среди людей, а великим в Боге. Слово Боже говорит, что то, что высоко у людей, то мерзко у Бога, что уважается в этом мире, то Богом презирается. И наоборот, то, над чем мир смеётся, то, что мир, может быть, презирает и отвергает, это и есть самое главное и самое важное: смирение, любовь, чистота, целомудрие, служение ближнему, молитва, то, что Господь каждому из нас подаёт и что мы можем взять, как Его великий дар.
Пока мы слышим Слово Божие, пока мы храним Его, стремимся Его воплотить в своей жизни и сделать действенным, и нас хранит Божия Матерь, и мы — под Её честным покровом. Если мы отступаем, небрежём этим удивительным даром любви Божией, предстательством Матери Божией, то тогда всемогущественный Покров, покрывающий каждого человека и всю общность нас, христиан, от нас отдаляется. Он оставляет нас в тот самый момент, когда мы перестаём хранить Слово Божие.
Так вот, вдумаемся в сегодняшнее Евангелие. Постараемся услышать эти слова сердцем своим: Блаженны те, кто слышит Слово Божие и сохраняет Его. Да будут всегда с нами эти слова. Будем стараться хранить всем сердцем Слово Божие. Будем стараться исполнять заповеди Христовы. И будем молить Божию Матерь никогда от нас не отступать и всегда охранять нас честным Своим омофором. Аминь.
Адамово изгнание
2008 г.
Последнее воскресенье перед Великим постом посвящается изгнанию из рая прародителей, Адама и Евы, когда произошло страшное, катастрофическое событие грехопадения. Человек отпал от Бога.
Господь, как знает каждый христианин, сотворил всечеловека Адама, как и каждого из нас, по Своему образу и подобию. Образом своим мы призваны являть Бога. Нам дарованы Божественные свойства, всё то, что Господь имеет как Свои вечные блаженные качества: любовь, свобода, творчество, милосердие, всемогущество, всеведение, всезнание, вездесущие, бессмертие… это бесконечно можно перечислять, это даже то, чего мы не знаем, потому что не познаём всей полноты Божественных качеств… Но тем не менее всё Своё, ведомое и неведомое, Господь в нас отобразил, всё Своё нам даровал, и поэтому каждый человек удивительным образом несёт в себе полноту Божественных качеств, которые в Боге вечные, а в нас являются Его даром.
А ещё Господь даровал человеку при сотворении — подобие. Это значит, что удивительные Божественные свойства даны человеку как некое семя, как сила, которую он обязан в себе развить, подражая Богу, взирая на Него, учась у Него, исполняя Его заповеди и тем самым раскрывая в себе Божественные качества. Потому что образ Божий становится в нас очевидным только тогда, когда в нас начинает развиваться Его подобие, когда мы осуществляем его своей волей и своей свободой.
И вот случилось грехопадение. Образ Божий в человеке был помрачён, искажён, а подобия Божия человек лишился, потому что пошёл в совершенно противоположном направлении, предал Бога, не захотел быть на Него похожим. Когда сатана предлагал вкусить запретный плод, он это и предлагал — отвернуться от Бога и остаться самим по себе. Вы будете, как боги, — сказал сатана, искушая Еву. — Вы сами будете рассуждать, что такое добро и зло, будете утверждать самих себя. И человек по собственной воле отказался быть похожим на своего Отца, лишился своего подобия и был изгнан из рая, из того места, где имел все возможности стать сыном Божиим, по-настоящему сродниться с Ним.
Изгнание из рая Церковь вспоминает перед началом Великого поста как плач Адамов. Это плач того, кто лишён самого главного своего сокровища — быть похожим на Бога. С особенной силой звучат в этот день Евангельские слова: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). Вступая в пост, мы идём на поиск этого сокровища. Если мы всерьёз назвали себя христианами, если для нас слово “христианин” является не просто идентификацией среди мира, а нашим главным именем в этом мире, то тогда мы должны найти в себе всё то, что делает нас похожими на Бога. Великий пост для нас — это большая радость, это тот самый период, когда каждый из нас с радостью и любовью устремляется на поиски самого себя: себя потерянного, изгнанного, изуродованного и искажённого своей собственной волей, но тем не менее не погибшего, потому что всё то, чему Господь даровал жизнь, не погибнет.
Тот, кто верит в Бога, имеет вечную жизнь. Господь Сам стал Человеком, стал похожим на нас именно для того, чтобы мы поняли, как нам стать похожими на Бога. Апостол Павел говорит, что в нас все чувства должны стать такими, как во Христе: мы должны мыслить, как Христос, видеть, как Христос, слышать, как Христос, говорить, как Христос…
Часто меня спрашивают, как поститься, что есть, чего не есть… Да какая разница! Если мы вступим в пост и будем просто чего-то не есть, чего-то не пить и не смотреть, но всё время думать, — ну когда же кончится этот пост, чтобы нам наконец-то вкусить привычной земной пищи, насладиться земной красотой, — тогда пост абсолютно бессмыслен, потому что он не меняет нас, не приближает к Богу, не делает нас похожими на Него. Разве дело в том, что есть, а чего не есть… Главное, чтобы мы поняли, что наша пища — это Христос, и к этой пище стремились бы больше всего, чтобы она нас просвещала, чтобы мы молились, как Амвросий Медиоланский, говоря: Господи, исцели мой недуг, чтобы кроме Тебя я не видел в этом мире никакой другой красоты.
Так вот, вступая в нынешний пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, удивляться его красоте, всё время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота — это Христос, наша жизнь — это Христос, наша пища — это Христос, наше питие — это Христос, воздух, которым мы дышим, — это Христос. Аминь.
О единстве во Христе
2006 г.
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на апостольское чтение, на отрывок из четвёртой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Он звучит так: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1–6).
Вот такие слова, обращённые ко всем нам. Апостол просит, не просто просит, а умоляет всех нас быть совершенно едиными друг ко другу, хранить союз любви в духе мира, быть единым телом, в котором пребывает Сам Господь.
Когда я читал эти слова, готовясь к сегодняшней проповеди, для меня стало очевидным, к чему призывает нас Апостол, о чём он нас умоляет. Быть достойным звания, в котором мы призваны, это значит, конечно же, быть достойными христианами. Об этом идёт речь. Апостол умоляет нас быть Церковью. Апостол умоляет нас быть единым телом. Апостол умоляет нас жить святой Евхаристией, жить причащением Тела и Крови Христовой как единственным и настоящим и самым главным стремлением христианина: соединяться со Христом, в этом союзе пребывать с Ним, и в этом союзе пребывать друг с другом. Каждая Божественная Литургия — это не только призыв апостола Павла, но призыв всей Церкви, это призыв Самого Господа, потому что мы каждый раз слышим те же самые слова. Господь нас призывает: Примите, сие есть Тело Моё, пейте все, это Кровь Моя.
Многие, пришедшие сегодня в храм, не причащаются. И вот, зададим себе вопрос, почему приходящие на Литургию не причащаются на ней. Многие из тех, кто причастился сегодня, могут не причаститься завтра на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы или в следующее воскресенье, и как-то так естественно не причаститься… как будто так положено — не причаститься на Литургии… как будто причаститься на Литургии есть что-то для нас сверхдолжное, словно мы совершаем какой-то особенный поступок, сверх наших сил. А ведь это совсем не так.
Давайте зададим себе вопрос: а что препятствует нашему причащению на Божественной Литургии? Что является препятствием на нашем пути ко Христу? Это очень простой вопрос, который часто человек задаёт сам себе или священнику на исповеди: “Батюшка, я не знаю, что делать. Каждый раз одно и то же, у меня в жизни ничего не меняется, ничего не происходит, всё как было, так и есть. Я вроде стараюсь, а ничего не получается”. А ответ на этот вопрос коренится в самой Литургии. Надо спросить себя: А почему я не причащаюсь? Что мне мешает? Вот что мешает причащаться, то и является основной проблемой твоей духовной жизни. Это и является самым основным препятствием ко Христу. Чаще всего оно заключается в обычной человеческой лени, в маловерии, в нежелании над собой трудиться, по-настоящему усердно жить духовной жизнью.
Когда человек готовится к Причастию, когда он готовится к встрече со Христом, он естественно напрягает свои внутренние силы, он пытается осмыслить свою жизнь, посмотреть вглубь себя и увидеть свои немощи. Ему, конечно, становится неприятно видеть свою беспомощность и косность, неприятно напрягаться снова и снова, чтобы на это смотреть. И поэтому всякое участие в Литургии человек воспринимает как подвиг, как нечто особенное, как нечто такое, что не является для него естественным. И это очень трагично. Как раз об этом и говорит сегодня Апостол, потому что един Господь, едино Крещение, едина наша Церковь, едино наше тело, где Господь пребывает с нами и пребывает в нас. А Он пребывает в нас, когда мы Его в себя принимаем, когда мы Ему причащаемся, когда мы с Ним соединяемся, когда мы с Ним по-настоящему разделяем Его жизнь, которую Он нам предлагает в Божественной Литургии. А причащаясь Ему, мы естественно становимся и друг другу причастны, и друг с другом по-настоящему едины.
Правда, может быть, этого единства нам как раз и не хочется. Нам хочется чего-то своего: как-то по-своему жить духовной жизнью, чтобы нас никто не трогал, не касался, чтобы наша жизнь была обособленной, чтобы мы могли сказать — ну что, душа моя, много у тебя всего на всякое время, веселись, пей и ешь, покойся, всё у тебя есть, тебе никто и ничто не нужно. А вот Апостол призывает нас сегодня по-настоящему разобраться, что значит в Бога богатеть.
Сегодня мы слышали коротенькое Евангельское чтение про безумного богача, которому Христос сказал: “Безумец, в сегодняшнюю ночь душу твою от тебя отнимут. Кому же достанется то, что ты для себя скопил?” (см. Лк 12:20). И заканчивается оно такими словами: вот что бывает, когда человек не в Бога богатеет. А в Бога богатеть у нас только одна возможность: Ему приобщиться, Его принять, с Ним соединиться. По-другому нельзя в Бога богатеть. Эту возможность Господь нам подаёт на каждой Литургии и каждого допускает, каждому даёт возможность открыть себя для Бога. В этом суть нашей жизни христианской и больше ничего.
Когда мы приходим на Литургию, заранее говоря себе, что вот “Я на Литургию пойду, а причащаться не буду”, — кому эти слова сказаны? Себе самому? Нет. Это сказано Господу. Это надо понять и принять, потому что духовная жизнь строится только так: либо ты с Богом, либо ты без Бога. Вот такие жёсткие слова. Либо ты к Нему идёшь, либо ты от Него уходишь, а не просто сидишь где-то на одном месте и ждёшь следующего поезда. Нет, духовная жизнь, она такая: или — или. Либо ты здесь, либо ты там, далеко от Бога. Либо ты сказал, — я к Тебе иду, — либо ты он Него отвернулся. И когда звучат слова евхаристического канона, которые призывают нас к Причастию, а мы слушаем, а ответить ничего не можем, — так ведь это тоже вопрос на страшном судилище Христовом: почему же ты, придя ко Христу, ничего не можешь Ему сказать?
Вот об этом сегодняшнее апостольское чтение. Апостол умоляет, Церковь нас призывает, Христос нас зовёт, чтобы наша жизнь была настоящей, чтобы мы действительно были достойны того звания, в котором призваны. Аминь.
В день памяти святых апостолов Петра и Павла
1998 г.
Сегодня мы отмечаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И Церковь наша так и называется, Апостольской. Когда мы произносим Символ веры, мы говорим, что веруем во Единую Соборную и Апостольскую Церковь. В Символе веры мы свою веру утверждаем четыре раза: первый раз, когда мы воздаём поклонение Богу Отцу, второй раз, когда мы вспоминаем о втором Лице Святой Троицы, в третий раз, когда мы говорим о Святом Духе, и в четвёртый раз, когда мы говорим о Церкви. Мы в Бога веруем, и в Церковь веруем. И когда мы говорим, что веруем в Святую Апостольскую Церковь, мы должны понимать эти слова не только в том смысле, что наша Церковь основана Апостолами. Апостолы получили благодатные дары в день святой Пятидесятницы и передали их всей полноте Церкви через иерархию, которую они установили, и поэтому наша Церковь хранит и апостольское Предание, и благодатные дары Святаго Духа. Но не только поэтому наша Церковь называется Апостольской. Все члены нашей Церкви, кто являет собой частичку Тела Христова, должны иметь признаки апостольства. Каждый человек сам по себе и все вместе в совокупности церковной должны представлять собой ту единую апостольскую общину, которая была призвана Христом сначала в лице Апостолов, а потом и всей Церкви.
Церковь несёт в себе признаки апостольской Церкви, — тех самых Апостолов, память которых мы сегодня совершаем, и прежде всего святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие же эти признаки, которые наша Церковь в лице святых Апостолов должна иметь? Чем мы должны апостольски являть себя миру?
Давайте посмотрим, каковы наши первоверховные апостолы Пётр и Павел. Вот мы слышим сегодня в Евангелии, как Господь говорит апостолу Петру: “Ты Пётр, что значит камень, на камне сем Я созижду Церковь Свою, и врата адовы не одолеют её”. Эти слова мы обычно относим к апостолу Петру. Пётр и значит камень, он есть основание Церкви. Он тот, кому доверили ключи, он даже на иконе изображается с ключами, которыми символически отворяет врата Царства Небесного. А сам апостол Пётр в своём Первом послании пишет слова, которые относятся к каждому из нас: “Вы — царственное священство, народ избранный”. И ещё такие слова: “Вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, то есть Церковь Божию”. Те же слова, которые сказал ему Христос, Апостол благодарно передаёт каждому из нас. Вы — живые камни, на которых стоит Церковь. Вы — те самые камни, из которых состоит Церковь Божия. И ещё апостол Павел говорит в своём послании: “Вы — храм Бога Живаго, вы — Церковь Божия и Дух Божий живёт в вас”. Вот два таких удивительных места. И врата ада не одолеют её, и каждый из нас является этим камнем.
В каждом из нас должны звучать слова, которые Господь сказал Петру. Так же как на Божественной Литургии, каждый по отдельности и все вместе мы являем собой Церковь. Она рассеяна по всей вселенной, но тем не менее каждый из нас является той самой Церковью, которую врата адовы одолеть не могут, потому что и Церковь, и каждый из нас имеют своим основанием Господа нашего Иисуса Христа.
А апостол Павел о своём апостольстве таким образом говорит; мы сегодня это слышали: как он трудился ради Христа, сколько раз он был побиваем, сколько раз подвергался смертельной опасности, боролся со зверями, в пучине морской пребывал, постоянно находясь между жизнью и смертью. И в одном месте он говорит, что жизнь для него — Христос, а смерть — приобретение. Потому что быть со Христом для него больше всего на свете любо и дорого. Вот такое богатство у Апостолов — быть со Христом.
Христос Апостолам очень многое о Себе открыл. Они имели такой благодатный дар, что могли бы остаться с Ним наедине и прожить так всю жизнь, наслаждаясь Божественным светом, который они видели на Фаворе. Затвориться от всего мира, быть в общении с Богом могли эти люди, потому что никто на свете не имел таких удивительных благодатных даров.
А они этого не стали делать. Они очень любили Христа; Христос их научил настоящей любви. С этой любовью они пошли в мир, чтобы раздавать богатство, которое получили от общения с Христом. Огромный мир лежал перед ними, совершенно безбожный, обезображенный, враждующий против них, постоянно пытающийся их уничтожить и в конечном итоге физически как бы одержавший над ними победу, — ведь сегодня день их мученической кончины. Апостола Павла усекли мечом как римского гражданина, а апостола Петра распяли вверх ногами, потому что он посчитал себя недостойным быть распятым подобно Христу, и попросил распять себя вниз головой. Мир их как будто бы победил.
Но что потом стало с этим миром? Он совершенно преобразился. Через триста лет огромный языческий, греховный, враждующий против Бога мир стал христианским. И произошло это потому, что любовь, которая подвигла Апостолов поделиться Христом, ими хранимым, победила вражду этого мира. Это и есть признак настоящего апостольства, когда любовь двигает человека обращать мир ко Христу и любовь побеждает мир, преображает его. Апостольство — это жизнь в этом мире ради его спасения, потому что Христос явился на землю ради жизни мира, чтобы никто не погиб, но каждый был спасён.
Каждый христианин несёт на себе печать апостольства, каждому дано то же самое служение и та же самая полнота жизни в Боге, которая была дана апостолу Петру и апостолу Павлу. Не плоть и кровь, а Сам Господь открывает каждому из нас то, что Он открыл Петру: что Христос есть Сын Бога Живаго. И это никакими доводами не докажешь, из книг не вычитаешь, никакими словами не определишь, только веяние Духа Божия сердцу человека открывает глаголы неизреченные и правду о Боге.
Правду о Боге можно передать только своей любовью к Богу. Никак по-другому апостольство не совершается, никаким другим образом нельзя рассказать о Боге, никак иначе нельзя передать свою веру, как только живя настоящей любовью ко Христу и к ближнему.
Чаще всего, говоря с нашими ближними о Боге, мы пытаемся передать опыт своей духовной жизни и прежде всего говорим о самих себе. Мы говорим только о том, какие мы есть: как мы себя чувствуем, что переживаем, как нам даётся наша вера, какими мы видимся себе в глазах этого мира. И поэтому когда люди слышат проповедь не о Христе, а о нас самих, такая проповедь их часто отвращает и от нас, и от Христа. Мы хотим сделать доброе, получается злое, думаем, что говорим о Боге, а по-настоящему говорим о самих себе. А люди видят нас такими, какие мы есть на самом деле: наши страсти, нашу гордыню, мелкое тщеславие, злобу, как мы держимся за себя, а не за Бога, как боимся заболеть и умереть, лишиться чего-то основательного. И люди видят, что мы говорим о Христе, а на самом деле главным для нас является совсем другое.
А вот апостол Павел, когда находился на глубине морской, тоже хотел выжить, но только для того, чтобы дальше продолжать своё служение Богу, идти к язычникам, идти и говорить о Христе, идти и проповедовать слово Божие, снова и снова возвещать о том, что Христос воскрес. И ничего другого у него не было, ничем другим он не жил, ни за что другое не держался.
Вот если бы в нас проснулась живая апостольская вера, если бы каждый из нас сумел хоть в малой степени прожить, как святые Апостолы, тогда мир наш был бы совсем другим. Это действительно так. Вы подумайте только. У нас такая огромная страна, совершенно безбожная, искажённая злобой, залитая мученической кровью. Сколько страшного здесь творилось и что ещё творится! Мы всё это видим, это происходит на наших глазах, и мы чувствуем полное своё бессилие что-либо изменить. Что мы можем сделать? Ничего не можем. Так нам кажется. А апостол Павел говорит, — я в немощи нахожусь постоянно, в болезнях, в трудах, язвы на теле ношу, ангел сатаны ко мне приставлен, чтобы удручать мою плоть. Он Бога молил об избавлении от этой ужасной болезни, а Господь сказал: “Довольно тебе благодати Моей. Сила Моя в немощи совершается”. И тогда апостол Павел сказал: “Когда я немощен, тогда я по-настоящему силён”.
Вот удивительно. Мы постоянно чувствуем свою немощь, жалуемся на свою слабость, говорим, какие мы бессильные. Но апостол Павел чувствовал себя самым бессильным на свете человеком, но совершал великие дела. Почему? Почему у него получается, а у нас нет? Когда дело касается каких-то житейских вещей, у нас хватает силы, ума, страстности, изворотливости, чего угодно. Мы совершаем много дел мирских, всё у нас получается. Но когда касается дела Божия, вот тут-то как раз на нас нападает немощь. Эту немощь надо уметь как-то преобразить во славу Божию, как умел это сделать апостол Павел. Путём подвига, по-другому не получается. Только подвиг совершает чудеса в жизни христианской.
И если бы вы попробовали так сделать, наша страна — огромная, не христианская, страшная по количеству греха на душу населения, преобразилась бы. Вы заметьте, в нашем отечестве на всю многомиллионную страну всего-то тридцать с небольшим тысяч православных приходов. Это на сто пятьдесят миллионов человек. В них служит около 28,5 тысяч священников. И даже это состояние говорит о том, что Церковь жива. Церковь заметна, Церковь узнаваема. О Церкви говорят, слово церковное слушают. Но в нашей Церкви основную активность, к величайшему сожалению, проявляют священники, а не миряне. А если бы каждый человек на своём месте постарался жить апостольским подвигом, как бы мы могли это тесто переквасить! Какие бы чудеса могли совершить! Если бы мы только обладали признаками той самой Церкви, в которую мы так веруем от всего сердца, в которой мы живём, без которой мы спасти свои души не можем…
Об этом нам всем стоит задуматься. К этому нам стоит себя подвигнуть: чтобы мы по-настоящему стали той самой Церковью, которая основана святыми апостолами Петром и Павлом и в которой они являются основаниями и камнями. Аминь.
Рождество
2007 г.
Господь дал нам сегодня такую радость: собраться всем вместе, чтобы праздновать Его Святое Рождество. В этот день мы не просто вспоминаем событие, которое совершилось две тысячи лет назад, хотя оно изменило мировую историю, дало миру новый календарь, новую цивилизацию, новую культуру, новый язык, новую систему отношений…
Самое главное — то, что с пришествием Христа каждому человеку дана возможность познать Бога. Познать не просто как Творца, Всемогущее Существо, которое управляет миром, посылая в него то благополучие, то несчастье, и которое надо как-то задобрить или умолить… и не как Господа, то есть Господина, которого надо слушаться, выполнять приказы и строго следить за тем, чтобы все заповеди были исполнены. Нет, не такого.
Как это ни странно, но то, что для нас, христиан, совершенно очевидно, для всего мира является тайной. Настолько мир искажён грехом, настолько лишён любви, истины и правды, что понять самые простые и важные вещи оказывается очень трудно. В течение тысячелетий мир не может понять, что Бог — это Отец.
Бог приходит в мир как Сын, чтобы мы осознали себя детьми нашего Небесного Отца, ни для чего другого. Он рождается на земле Сыном Человеческим для того, чтобы каждый человек стал сыном Божиим. Это самое главное из всего, что мы знаем: Бог наш Отец, и нам в этом мире нечего бояться.
Иногда мы можем Его не понимать, как часто не понимают дети своих родителей; мы можем Его не слушаться, как часто бывает в семье. Но мы всегда знаем, что не будет такого момента, когда мы останемся одни и с нами случится что-то непоправимое.
Если мы с этим живём, мы самые счастливые на земле люди, потому что у нас есть не просто отец, но наш Отец — это Бог. Мы можем не бояться ни болезней, ни смерти, ни нищеты, ни несчастья… Даже греха можем не бояться, потому что наш Отец освободил нас от греха через Своего Сына. Более того, Он нас приравнял к Своему Сыну, Которого мы называем нашим Господом Иисусом Христом. Он поставил нас совершенно вровень с Ним, то есть каждому из нас дал возможность быть похожими на Христа: жить, как Христос, смотреть на мир и на людей, как Христос, чувствовать, как Христос, поступать, как Христос.
Такая возможность дана каждому из нас Его Рождеством, это праздник нашего сыновства. Эту радость, это богатство, которое дано нам, христианам, мы можем только распространять по миру, только возвещать всем людям, что у них есть Отец, что они не одиноки; что в этом мире нет такого места, которое бы Он не освятил Своим присутствием.
Если же Бог наш Отец, то мы можем только Ему доверять, только Его любить и предаться Ему в послушание, как дети своему родителю. Попробуем с этим жить, не забывать, что Он всегда рядом, что Он обязательно нас спасёт, если мы только этого захотим, если просто протянем Ему свои руки и как апостол Павел скажем от сердца, — Авва Отче! — и будем вместе с Ним. Аминь.