Проповеди.

Истинная цель христианской жизни —
стяжание Святаго Духа
Проповедь в день Пятидесятницы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.

Тропарь Пятидесятнице

Братие и сестры!

Господь наш Иисус Христос, оставляя мир, дал Своим апостолам обетование: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам <…> Духа Святаго, Егоже послет Отец во имя Мое (см. Ин 14:16,26). Обещание Спасителя исполнилось. Через 50 дней по Воскресении Господнем в иудейский праздник Кущей Дух Святый сошел на Апостолов в виде огненных языков, и они стали говорить на разных наречиях. Святый Дух исполнил их Божественною силою, укрепил их веру в Святую Троицу, воодушевил на подвиг страдания за Христа и просветил светом богопознания. Исполненные Святаго Духа, Апостолы пронесли учение Христово по отдаленным странам мира и своими подвигами утвердили Церковь Христову.

“Мы должны взирать на сошествие Святаго Духа, — пишет митрополит Московский Филарет, — не только как на чудо, прославляющее Апостольскую Церковь, но как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Святаго Духа, непрестанно дышащего идеже хощет (Ин 3:8)”1. В день Пятидесятницы Дух Святый явился в мир видимым образом и ощутительно для душ человеческих. Но не только Апостолы, но и все последователи Христа призваны быть храмами Духа Святаго. Не весте ли, — учит апостол Павел, — яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Присутствие Святаго Духа является отличительным признаком истинных христиан. Аще же кто Духа (Святаго) Христова не имать, сей несть Егов (Рим 8:9), — пишет апостол Павел. “Истинная цель нашей жизни христианской, — учил преподобный Серафим Саровский, — есть стяжание Святаго Духа”2. Первое действие благодати Всесвятаго Духа есть оживление души. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и для жизни по Богу. Как от холода зимнего замирает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он подвергается действию холода, предается греху и рабствует ему. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь. Но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли (см. Пс 103:30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею, не спасет его от угнетающей и обуревающей стихии греха и страстей. Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне (Степенны, гл. 4).

Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека чувства покаяния. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью покаяния, и первое слово Апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Покаяние отверзает в нас дверь дальнейшим действиям Духа Божия.

Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, содействуемая молитвой о помощи: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны; сравните Сердце чисто созижди <…> и дух прав обнови (Пс 50:12). Долгое время человек, укрепляемый благодатию Святаго Духа, борется с грехом; иногда — всю жизнь. И если не ослабеет вера и ревность христианина о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святый преобразует его в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа светлеется Тройческим единством, не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека3. Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в храм Бога (1 Кор 3:16; ср. 6:19). И таким образом человек достигает цели своего подвига, ибо “цель христианского подвига, — пишет проф. С. Зарин, — стремление к Богообщению и теснейшее единение с Богом”4. О сем разумеем, яко пребывает в нас (Бог), — учит апостол Иоанн, — от Духа, Егоже дал есть нам (1 Ин 3:24).

Братие и сестры! Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами святого апостола Павла: Созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф 2:22), и будем почаще призывать на помощь Духа Святаго:

“Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”.

Аминь.

Проповедь в неделю первую по Пятидесятнице,
Всех святых

Дивен Бог во святых Своих.

(Пс 67:36)

В нынешний день Святая Церковь прославляет память всех святых, просиявших во всех концах Вселенной. Совершается эта память в воскресение после сошествия Святаго Духа, потому что все угодники Божии соделались святыми благодатию Святаго Духа.

Дух Божий, нисшедши на Апостолов, чрез них излился на всю вселенную, оживотворил и просветил помраченное грехом лице ее. Как с наступлением весны дух жизни оживляет все твари, способные жить, и одевает землю травами, цветами, всякого рода растениями, так и с пришествием всеживительного Духа Божия все, уверовавшие во Христа, начали жить духом, созревать духовно, приносить духовные плоды. Каждый из христиан-подвижников уподобился древу благосеннолиственному и многоплодному, и все в совокупности составили великий сад Божий — рай духовный, водворяющийся ныне на небесах.

Нет слов для изображения того блаженства, которое уготовано на небе для истинных последователей Христа. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любви к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей.

Следствием общения и единения праведников с Богом в Царстве славы является полное удовлетворение всех высших стремлений человеческого духа.

В настоящую неделю Святая Церковь, празднуя память всех святых, призывает нас, чад своих, к духовной радости, воспевая: Приидите, вси духовно возвеселимся о памяти святых. Есть чему радоваться и веселиться верным христианам, ибо в лице святых они имеют многих защитников и ходатаев к Богу.

Особенно близкое отношение к нам имеют святые, в честь которых мы названы. Они являются нашими ближайшими небесными покровителями.

Мы празднуем память святых, призываем их на помощь и просим о молитвенном ходатайстве за нас пред Богом. Нет сомнения, что святые желают нам всякого добра и блаженства; но при этом надо помнить и то, что, призывая святых, мы и сами должны быть ревнителями их добродетелей. И если нам не под силу совершенно уподобиться святым, то будем хотя бы отчасти подражать им. Так, если ты носишь имя Апостола, необязательно тебе быть просветителем народов; учи вере Христовой твоих домашних, и Апостол не отречется назвать тебя своим подражателем.

Тебе дали имя Святителя, а ты не имеешь священного сана — не скорби об этом, а, “представляя” тело в жертву Богу, совершай Ему “словесное служение” свое, и ты будешь добрым подражателем Святителя.

Если христианин получил имя мученика, то он должен помнить, что мученик не только тот, кто пострадал за Христа, но и тот, кто постоянно готов умереть за добродетель.

Святые содействуют в деле спасения человеку, который ревностно трудится над исполнением заповедей Господних… И когда начинается этот жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни.

Духовная ревность есть тот огонь, который Господь пришел воврещи на землю (см. Лк 12:49) и который поедает все непотребное в нашем естестве, а все потребное для спасения переплавляет и очищает. Именно ее, эту ревность, разумел Апостол, когда писал к Фессалоникийцам: Духа не угашайте (1 Фес 5:19).

“Эта ревность, — говорит епископ Феофан Затворник, — есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник — прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность — престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь — не станет ни света, ни тепла; погасите ревность — душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу”.

Братие и сестры! Многочисленный сонм святых в райских обителях вечно торжествует и славословит своего Создателя, но имя их не умирает и среди людей, живущих на земле. Своими делами и служением Богу и людям они живут в духовной памяти последующих поколений.

Будем и мы стараться подражать им в жизни и призывать на помощь в своих молитвах. И тогда святые будут нашими неотступными покровителями и путеводителями к вечной, блаженной жизни. Аминь.

Проповедь в пятую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братие и сестры!

В доказательство Своего Божественного посланничества Господь наш Иисус Христос совершал чудеса, исцеляя различные недуги и изгоняя злых духов из людей.

В сегодняшнем Евангельском чтении говорилось об изгнании Спасителем целого легиона злых духов из гадаринских бесноватых.

Это историческое событие, братие и сестры, имеет отношение и к каждому из нас.

Великий учитель Православной Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что всякий человек, имеющий греховные страсти, находится под влиянием и властью бесов, ибо страсти являются орудиями злых духов и семенем сатанинским в естестве человека.

Греховные страсти суть одно из главных препятствий в деле спасения. Что же представляют собой страсти, каково их происхождение?

Человек был создан Богом безгрешным и святым, а после грехопадения он потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю. Следствием грехопадения было изгнание наших прародителей из рая, скорби и болезни во время земной жизни.

Яд греха проникает внутрь естества потомков Адама и там производит разрушительное действие, подобно тому, как моль точит одежду, как ржа съедает металл.

Естественные потребности души и тела, не управляемые высшею силою, превратились во множество греховных наклонностей и привычек; под влиянием диавола возникли страсти, разрушающие силы человека.

Таким образом, страсти греховные являются нравственными недугами, болезнями души человеческой. Но они не имеют своей сущности и могут быть полностью искоренены из человека, не нарушая его природного естества.

Смысл человеческой жизни — в восстановлении утраченного прародителями живого общения с Богом. В этом общении — источник вечной радости как на земле, так и в загробном мире.

Но общение и единение с Богом достигается христианином тогда, когда сердце его будет очищено от греховных страстей, чувств и пожеланий. Как говорит епископ Феофан Затворник, “в пустыне ли кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение, — всякому неотложный закон: очистить свое сердце от страстей”.

Особое внимание следует обратить на такие страсти, как гордость, тщеславие, самолюбие и осуждение ближних, ибо это — адский дым и смрад.

В таинстве Крещения христианин получает прощение своих грехов, но зачатки их — греховные страсти и привычки — остаются в человеке. Последователь Христа должен изучить свои греховные недуги и искоренить их из сердца.

С особой силой эти нравственные немощи проявляют себя в человеке, начинающем путь к вечной жизни. Этот период в духовной жизни христианина преподобный Иоанн Лествичник поясняет следующим сравнением. Если посмотреть на болото в тихую погоду, то вода в нем покажется тихой и прозрачной. Но стоит только всколыхнуть воду, как сразу обнаружится множество нечистоты, находящейся в глубине болота.

Так и человек до начала духовной жизни имеет множество греховных недугов, но не замечает их. Когда же он начинает путь к вечной жизни, эти страсти под действием злых духов восстают с особой силой, чтобы воспрепятствовать спасению.

Поэтому вся земная жизнь последователя Христова есть поприще постоянного подвига. Подвигами же христианин привлекает благодать Божию, которая рассеивает зло и укрепляет в добре.

Нужно постоянно помнить, что в духовной жизни христианину необходима помощь Божия, которая испрашивается усерд­ной, постоянной молитвой ко Господу — Врачу немощей наших, душевных и телесных.

Кто с помощью Божией мужественно борется со страстями, исполняя заповеди Господа, тот постепенно очищает свое сердце и по мере очищения его сближается с Господом.

И в житиях многих святых, Богу угодивших и прославленных, мы видим, что они всю жизнь проводили в строгих трудах и подвигах, посредством которых изгоняли худые наклонности и страсти, а на место их водворяли добрые навыки. Таким путем подвижники становились храмами Божиими по слову Спасителя (см. 1 Кор 3:17; 6:19; 2 Кор 6:16).

Достигнув живого, личного богообщения на земле, святые выполнили свое назначение и достигли вечной, блаженной жиз­ни. И сейчас они являются путеводными звездами в обители небесные для нас, живущих на земле.

Братие и сестры! Время земной жизни нашей бесценно. Постараемся здесь, на земле, исцелиться от греховных страстей — орудий злых духов и вступить в общение с Богом и святыми небожителями. Тогда, окончив свой земной путь, мы достигнем Отечества Небесного. Аминь.

Значение богопознания для человека

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сия же есть жизнь вечная,
да знают Тебя, единого истинного Бога.

(Ин 17:3)

Братие и сестры!

Все люди стремятся к разного рода знаниям. Однако величайшим благом и неоценимым приобретением для христианина является познание Бога и живое общение с Ним.

Стремление к богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека на земле. “Для чего создан человек? — вопрошает преподобный Антоний Великий и отвечает, — Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял своего Создателя”.

Последователь Христа, стремящийся ко спасению, должен познавать Бога по мере своих сил и способностей. Это — его первый священнейший долг.

Но человек должен всегда помнить, что существо Божие всесовершенно, неисчерпаемо и неопределимо, что оно для нас — неисследимая глубина и неведомая тайна.

«Что есть Бог в существе Своем, — говорится в “Православ­ном исповедании”, — того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью».

Полнота Истины находится в Боге, Который является Источником всякого ведения и мудрости. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах Своего творения и промышления, через пророков и Единородного Своего Сына. Дух Божий вводил умы Апостолов и пророков в сокровищницу премудрости Божией; они черпали оттуда богооткровенную Истину и возвещали ее людям, живущим на земле, а некоторые записали эту Истину для своих современников и грядущих поколений. Таким источником Истины для нас является Священное Писание.

Бог создал разум человека способным познавать Истину и созерцать тайны Божества и мира вещественного. Но разум наш является только зрительной силой нашего духовного существа, которую необходимо совершенствовать, “упражнять действительным зрением”, вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Но в богопознании участвует не только разум человека; наиболее активной силой у него в деле усвоения христианского ведения является сердце как центр его духовной природы.

Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют: сердце в познании Бога то же, что глаз в деле познания предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, не способен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Неспособно к познанию Бога и сердце, омраченное грехом и порочными страстями. Что яд для телесного организма человека, то грех и страсти для духовной природы его. “Истина Божия чиста, — учат святые Отцы. — Она не войдет в злохудожную душу; и когда входит, требует извержения всякой греховной нечистоты”. Для истинного богопознания требуется очищение, искоренение из сердца страстей и привычек греховных и преуспеяние в добродетели. А для достижения этой цели необходимы борьба и подвиг духовный, которые составляют внутренний крест человека, стремящегося ко спасению.

Познание воли Божией первоначально усваивается как теория, Бог в это время держится в уме как идея. В настоящее же боговедение вводят только опыты духовной жизни.

Как обычный человек не может сомневаться в бытии воздуха, так духовный человек не может усомниться в бытии Бога. “Наи­луч­ший путь уверенности в бытии Божием, — говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский, — можно выразить в следующих немногих словах: живи так, как бы ты жил пред очами Божиими, и ты не усомнишься, что есть Бог; сделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз”.

Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних естественных способностей человека, а необходима Божественная помощь. Господь является Источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым, а богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны боговедения.

Просвещенные Божественным учением, последователи Христа призваны и сами быть светом мира (см. Мф 5:14). Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного Откровения освещает всю область ума человека и все сущее делает ясным. Такой человек приобретает ум Христов (1 Кор 2:16); облекаясь в Божественный свет, он и в себе светит, и все вокруг просвещает.

Братие и сестры! В ненасытимом созерцании Бога и в непрестанном горении любовию к Нему заключается и самое существенное благо и наслаждение небожителей. Постараемся же и мы во время земной жизни приобрести бесценное духовное сокровище — богопознание, которое в отношении к жизни вечной есть корень бессмертия души и основание ее бесконечного блаженства. Аминь.

Значение храма в жизни христианина

Братие и сестры!

Святая Православная Церковь, как мудрая и любвеобильная мать, поучает нас, верующих людей, своими богослужениями и даже самим устройством храмов. Самое название, наружный вид и все принадлежности храма показывают, что это — не обыкновенное человеческое жилище, а место особенного присутствия Божия.

Главное украшение христианских храмов составляют святые иконы. На иконах изображено множество святых, каждый из которых как бы смотрит на нас и говорит: Умоляю вас (братие): подражайте мне, как я Христу (1 Кор 4:16).

Здесь и горящая свеча научает нас, как нужно гореть любовью к Богу, здесь и кадило с воскуряемым фимиамом возбуждает нас усердно возносить молитву к Господу, как дым возносится горе.

Важное значение для духовной жизни христианина имеет даже церковный колокол. “Знаете ли, — говорил один из древних подвижников, — что меня поддерживает среди моего уединения? Это церковный благовест к службе Божией. Как только услышу звон колокола, тотчас встрепенусь духом, и мнится мне, что я не один, что мне присуща сила Божия, и молюся тогда усердно, и благодушествую, и пою Господу в веселии сердца”.

Храмы являются местом особенного присутствия Господа с небесными силами. Эту мысль ясно выражает святой Иоанн Златоуст, говоря: “На небесах славословят Господа воинства ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лик в церкви. На небесах серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Храмы — это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком”.

Преподобный Нифонт однажды во время Божественной литургии увидел душевными очами, как разверзлось небо; сшедший свет, как бы огонь, осенил алтарь и архиерея. Во время пения Трисвятого явились четыре ангела и присоединились к поющим. Когда читали Апостол, Нифонт увидел апостола Павла, который стоял позади читающего и наблюдал за ним. Во время чтения Евангелия слова, как светильники, восходили на небо. Во время дароношения открылся свод, отверзлось небо и ангелы при необыкновенном благоухании с пением: Слава Христу Богу! несли Младенца.

Храм Божий есть место взаимного общения членов Церкви — небесных и земных. Здесь поминаем мы отцов и братий, здесь же призываем святых, прославленных помощников и заступников наших.

Из храма исходит служитель алтаря Господня врачевать наши недуги душевные и телесные. В храм Господень внесут и в последний раз наши бренные останки для совершения напутственных молитв, а затем вынесут их на место упокоения.

Пройдут многие годы, отойдут в вечность все родные и знакомые и, может быть, не останется на земле никого, кто бы помянул наше имя у святого жертвенника Господня, но благодатная Матерь наша — Святая Церковь, пекущаяся о спасении чад своих, до скончания века будет молиться о нас и приносить в святом храме умилостивительную бескровную Жертву о душах наших.

Храм Божий — высшее христианское училище в мире, потому что здесь преподается наука из наук — наука спасения; здесь предлагается на все времена и для всех христиан во всей полноте и совершенстве закон Божий.

“Находясь в этом училище, — говорит один из наших отечественных богословов, — ты не узнаешь, как далеко отстоит земля от солнца и как отводить удары молнии; но узнаешь, как далеко находится падший человек от Бога, как спасаться от ударов Правосудия Небесного”.

Важно знать, что церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; поэтому всякий, неопустительно посещающий церковь Божию и тщательно внимающий ее молитвам, чтению и песнопениям, может научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры и жизни во Христе, Господе нашем.

Храм есть богоучрежденная духовная врачебница. Если для исцеления от болезней телесных существует множество средств и врачей, то для исцеления души от яда греховного подает средства только Сам Бог в святых Таинствах церковных.

Как место благодатного присутствия Господа храм есть сокровищница великих и разнообразных даров небесных. Храм — место благодатных средств Божиих. Последователи Христа Спасителя, преданные святому храму, уподобляются дереву, насажденному при источниках вод и приносящему обильные плоды.

Благоговейное присутствие при богослужении весьма спасительно для христиан. Вот пример этого. Вечером, перед праздником светлого Христова Воскресения, святитель Нифонт, стоя в храме с народом, удостоился видеть Царицу Небесную, пришедшую в Церковь со святыми Апостолами и угодниками. Кто из предстоящих стоял с усердием и благоговением, на тех Божия Матерь взирала с любовью, а кто стоял небрежно, о тех Она скорбела и молилась.

Братие и сестры! Храмы Божии являются преддверием отечества Небесного. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий и жить по заповедям Господним, тот, разлучившись с телом, перейдет в небесный, нерукотворенный храм Божий для вкушения радости вечной жизни со всеми святыми и благоугодившими Богу. Аминь.

1Митрополит Филарет Московский. О дарах благодати // Митрополит Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. (репринтное изд.). Б. м., б. г. С. 2.

2Беседа преподобного Серафима Саровского с И. А. Мотовиловым “О цели христианской жизни”. Сергиев Посад, 1914. С. 5.

3Епископ Феофан. На Пятидесятницу // Епископ Феофан. Слова на Господские, богородичные и торжественные дни. М., 1883. С. 180.

4С. Зарин. Аскетизм. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1907. С. 681.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.