Прославление святых – это не дело узкого круга специалистов, это дело всей Церкви.

|

По благословению митрополита Волоколамского Илариона 24-26 октября в г. Москве прошла Международная научно-практическая конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». По итогам конференции Юлия Бирюкова предлагает поразмышлять о причинах и сущности широкого обсуждения процесса прославления новомучеников.

 

 

Бирюкова Юлия Александровна, кандидат исторических наук, преподаватель ПСТГУ, преподаватель Донской Духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Донской митрополии, докторант ОЦАД.

Процесс прославления в лике святых всегда являлся общим делом Церкви, направляемой Духом Святым. В древности вообще не было формальной процедуры канонизации, первые мученики прославлялись
вскоре после своего подвига епископом по призыву церковного народа – именно он был носителем критерия причисления к лику святых. Но подвиг первых мучеников был очевиден всем. Время потребовало выделить
некоторые критерии, руководствуясь которыми Церковь включает имя подвижника в список своих святых.

Сегодня в связи с прославлением новомучеников возникают всё более сложные вопросы. На основании чего мы делаем выводы о святости? Как в конкретном случае применяем критерии? Каковы наши источники и можно ли им доверять? Церковный народ также волнует прекращение поимённого включения в Собор новомучеников и исповедников, исключение из списка ряда имён. Все эти проблемы давно находятся в центре внимания церковного народа, и конференция дала им возможность реализоваться в открытой дискуссии.

Однако, проблемы, поставленные, в ходе конференции, как и сама необходимость проведения такого рода мероприятия и проговаривания затронутых тем, продолжают дискутироваться в церковном обществе. Предлагаю поразмышлять о причинах и сущности того широкого обсуждения, которое мы наблюдаем сегодня.

Прежде всего, скажу о том, чего на конференции не было. Существующие общие, фундаментальные критерии прославления в лике святых – святость жизни, безукоризненное православие, страдание и смерть за Христа, не подлежат никакому сомнению, и никем никогда не оспаривались, в том числе и в ходе конференции, и поэтому в их отношении ничего не выносилось в резолюцию.

Не сказано в резолюции и о необходимости исполнения решений Архиерейских Соборов (как предлагали некоторые участники), потому что, во-первых, излишне об этом говорить, это само собою разумеется для всех церковных людей, а во-вторых, никакой оппозиции Архиерейской власти и сомнений в авторитетности церковного мнения нет. Но подлинного соборного обсуждения, как отметил митрополит Волоколамский Иларион в своём вступительном докладе на конференции, ещё не состоялось.

Дело в том, что церковный народ остаётся неудовлетворённым тем фактом, что решения небольшой комиссии получают статус общецерковного мнения, её выводы и решения по конкретным вопросам носят безапелляционный характер. Вместе с тем, некоторые из них остаются неясными и неочевидными для значительной части церковного сообщества, которое, кстати, включает специалистов в области богословия, церковной истории. Как отметил в своём докладе митрополит Иларион: критерии неочевидны, поскольку не подверглись широкому обсуждению, а потому не понятны и решения, связанные с канонизацией для людей Церкви. Необходимо общецерковное обсуждение. Член Высшего Церковного Совета и председатель Синодальной библейско-богословской комиссии не исключил такого развития событий, что критерии и практика канонизации могут быть уточнены в своих деталях и дополнены.

Прославление святых – это не дело узкого круга специалистов, это дело всей Церкви, движимой Духом Святым. И церковный народ никак не может оставаться в стороне.

На этом пути невозможно обойтись без взаимодействия Синодальной комиссии по канонизации святых с широким кругом церковных специалистов, с церковным народом в целом, без обеспечения механизмов этого взаимодействия. Народ волнуют вопросы: на основании чего Комиссия выносит свои решения, насколько они обоснованы? Те, кто занимается канонизацией должны найти общий язык с церковным народом, объяснить свою позицию и выслушать другую сторону, необходимо углубление взаимодействия Синодальной комиссии с епархиальными, их отношения должны строиться в режиме диалога, конструктивного и открытого. Нам всем необходимо единение в такой важной сфере церковной жизни как прославление святых. Полагаю, что дискуссия за круглым столом «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» была важным шагом в этом направлении.

26 октября была озвучена резолюция, которая вырабатывалась в процессе обсуждения в течение 3-х дней. В документе говориться об организации практической конференции с чётким формулированием критериев и принципов канонизации, о разработке процедуры действий в случае обнаружения новых документов, ставящих под сомнение непорочный путь включенных в список прославленных поименно, рекомендовано разработать рекомендации по источниковедению для епархиальных комиссий, создать общецерковный сайт для публикации документов о канонизированных святых, которые рассматривались Комиссией, рекомендовано наладить взаимодействие Синодальной Комиссии с епархиальными, организовать обязательное обсуждение всех вопросов
между комиссиями в процессе конкретных канонизаций, о рассмотрении возможности создания апелляционной комиссии, о необходимости публиковать протоколы Синодальной Комиссии. В общем, документ направлен на формирование открытости в вопросах канонизации, развитие отношений с епархиальными комиссиями и церковной общественностью.

Значительная часть конференции была посвящена проблеме увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинно пострадавших в годы террора. Вторая часть резолюции направлена на решение этих проблем. В частности сказано о необходимости осудить такое явление, как «церковный» сталинизм и принять меры по борьбе с ним. Церковь должна высказать свою четкую позицию и обозначить такое почитание, как уродливое явление современной церковной жизни. Такая необходимость действительно сегодня существует.

Несмотря на то, что любому здравомыслящему христианину понятно, что нельзя наряду с мучениками почитать и замучивших их тиранов, что это вещи несовместимые, явление «церковного» сталинизма продолжает существовать. Думаю, что конференция стала площадкой, на которой смогли встретиться и обсудить накопившиеся проблемы все, кто по роду своей деятельности имеет отношение к прославлению новомучеников Русской Церкви, кто не равнодушен к данной теме, в том числе представители Церковной власти, церковные историки, архивисты. Конференция стала важным событием современной церковной жизни, она свидетельствует об активизации всего церковного сообщества, о его вовлечении в церковные процессы.

Широкое обсуждение богословских вопросов – это также и следствие роста уровня богословской образованности. Это, на самом деле, очень отрадные явления – церковному обществу не безразлично как сегодня происходит прославление новомучеников. Имевшее место открытое, подчас острое, широкое обсуждение – это закономерный процесс, следствие роста Церкви.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: