О статье Технический христианин

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Христос воскрес, Пасха Господня, но в нашем календаре были вырваны главные листы…

Знаете, мне очень понравилась статья Митрича, мне вообще нравится, как он мыслит и пишет, у него есть искра Христа в сердце, иначе бы, наверное, он не смог бы написать последних двух абзацев своей статьи. Мне кажется, что автор в конечном своем выводе прав: спасение в смирении, доверии Богу, в нищете духовной.  Это простые вещи христианской жизни, но за них надо умереть во Христе и воскреснуть вместе с Ним…

Я осмелюсь сказать следующее: наверное, мы правы по-своему, когда пытаемся определить, кто является христианином, кто нет, кто воцерковлен, а кто нет или не вполне. Эти суждения необходимы в нашей земной жизни — но они чаще всего просто человеческие. И даже очень человеческие. Епископ, священник, «властью ему данной», может произнести суд над человеком — при исповеди, решении тех или иных канонических вопросов и проблем. В этом жизнь нашей земной Церкви. Прошу критиков поспокойнее отнестись к этим моим словам — не в этом только жизнь Церкви.

А вот святые отцы, живущие и дышащие  благодатью Духа Святого, мирным сердцем могли увидеть Христа даже в сердце человека, не просвещенного светом Истины, не принявшего еще Таинства Крещения, и своей любовью, а точнее, усвоенной до глубины своего человечества любовью Христовой («больше всего хочу научиться любви Христовой, чтобы никого не обидеть и молиться за всех как за самого себя» преп. Силуан Афонский)  удивляли непросвещенных настоящей красотой православия, пробуждали их, выводили из тьмы к свету.

Настоящий христианин тот, которого Христос считает Своим — название может быть разным: и раб, и сын, и брат, и сестра и мать… (И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».  Мф 12, 48-50). Воля Отца Небесного прежде всего заключается в «простых истинах» — познать Истину и спастись.   Технический христианин уже много сделал на этом пути — познал много истин, прочитал много текстов, понял, что что-то (или все) не так. Впал в уныние и депрессию. Потому что опять и опять все дело спасения (или не-спасения) сводит к самому себе, не дает Богу действовать в себе.

Старец Паисий Святогорец говорил: современный человек часто имеет все, но при этом пребывает в печали, потому что у него нет Христа.

Мне рассказывал один священник про исповедь, которая была у него однажды. К нему после литургии подошла женщина и попросила поисповедовать. Время исповеди прошло, но человеку нельзя было отказывать, поэтому батюшка и эта женщина поднялись на клирос, где обычно проводилась исповедь в этой церкви.

— Пожалуйста, говорите, — сказал священник.

Женщина начала свой рассказ:

— Я редко хожу в церковь, у меня дома живет большая собака…

— При чем тут собака?

— Мне сказали, что это большой грех… Потом когда у меня на работе были проблемы, меня отвели к каким-то людям, которые помогают молитвами (!)

Она достала из кармана бумажку, на которой еще было написано несколько грехов:

— Я одно время жила с женатым мужчиной, я не соблюдаю постов, у меня больной желудок, я не молюсь утром и вечером…

Дальше было молчание, слово «каюсь» не прозвучало.

Тогда священник обратился к женщине:

— Вы знаете, что вы назвали много вещей, которые с точки зрения Евангелия являются грехом, нарушением Божьих заповедей, но не все из того, что вы назвали, к примеру, собака тут скорее всего ни при чем. Но вы просто сделали своего рода отчет о проделанной работе, о полупрожитой жизни. Разрешите, я скажу все то же самое, но как бы это должно было звучать на исповеди?

И продолжил, глядя на икону Богородицы перед ними.

— Господи, я хочу открыть Тебе свое сердце, я не люблю Тебя, мало и редко молюсь, молитвы нет в моей жизни, как нет в этой жизни и Тебя. Поэтому я неоднократно предавала Тебя (батюшка говорил как бы от лица этой женщины), в моей жизни нет благодати — я не пощусь ради Тебя, мне это не нужно, моя любовь слаба и страстна, я согрешила много и блудом, и унынием, не зная Тебя и Твоей помощи, я предала Тебя и обращалась к людям, которые, скорее всего не служат Тебе, а служат врагу и соблазняют на это служение многих слабых духом, лишенных живой веры в Тебя…

Для меня нет Твоего Слова, я не слышу его, мне нечем ответить на него… Но теперь я не могу без Тебя, все, что я даже не решалась признать грехом и нечистотой, очень мешает моей жизни, и я больше не могу с этим жить, а как жить по-другому, не знает моя душа…

Тут священник прервался и сказал женщине:

— Вы знаете, я думал, что я скажу это за вас и для вас, но получилось так, что я чувствую, я говорю это за себя, от себя и – к Богу.  Можете ли вы теперь просто понять, что между нами сейчас Христос, можете ли вы хотя бы примерно, но от всего сердца сказать то же — но от себя?

Женщина заплакала и, сбиваясь в словах, повторила совсем не точно то, что говорил батюшка. «Я каюсь, прости меня, Господи, дай мне новую жизнь, пусть эта жизнь будет с Тобой, но моих сил нет на эту жизнь, помоги мне, не бросай меня, Господи…»

После этого священник прочитал над женщиной разрешительную молитву и обнял ее, посмотрел ей в глаза — они улыбнулись.

«Христос невидимо предстоит, принимая исповедание твое, Христос — живущий и действующий». Технические христиане, этнические христиане, помогите Христу действовать и жить в ваших сердцах, смотрите на все вокруг с добрым помыслом, глазами Христа и очень многое в вашей жизни изменится.

Читайте также:

О т.н. «техническом христианстве»

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: