Массовые беспорядки в московском Бирюлево комментирует протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:
— Подобные спонтанные всплески агрессии действительно есть результат долго копящейся злобы, ненависти. Проблемы накапливаются и внезапно выливаются в безумные зверские акции. А многочисленные рассуждения в прессе, в интернете, где-либо еще о том, что «инородцы», «кавказцы» позволяют себе творить на нашей родной Светлой Руси беззакония, подливают масла в огонь и провоцируют такие вещи.
Проблемы есть – это очевидно. Преступность очень высока, безнаказанность преступлений тоже. Люди чувствуют себя беззащитными перед силами зла, перед преступностью. Полиция не дает человеку поводов верить в то, что если он туда обратится, получит защиту, что если совершается преступление, будут приложены все силы, использованы все методы, чтобы это преступление раскрыть.
Но когда пьяный дядя Вася избивает свою жену, это почему-то считается нормами нашего быта, а когда похожим образом проявляет себя кто-то из людей другой национальности и культуры, это вызывает прилив национальных чувств в защиту самоидентичности. А беззаконие и то, и другое. И станицу Кущевская терроризировали не кавказцы и не трудовые мигранты. Агрессия же всегда ищет идеологического противника и находит его.
Не понимаю, о каком положительном эффекте говорят некоторые. Что может быть положительного в погроме, когда человек теряет свой облик, превращается даже не в животное, а в какое-то дикое, бесовское создание, которое уничтожает всё на своем пути? В этом состоянии он даже не способен оценить, что творит, а под руку попадают совсем невинные люди. Забивают ногами, убивают первого, кто попадется. Это уже не люди, а страшная масса существ, гонимых бесовской силой, масса, которая уничтожает всё вокруг себя. Беснование – по-другому это нельзя назвать.
Такие всплески могут приводить к крупным противостояниям. Если захотят сделать из людей управляемую, агрессивно настроенную толпу, делается это быстро. В отечественной и в мировой истории немало примеров того, как управляется озверевшая толпа, как она устраивает погромы, сжигает дома, убивает ни в чем не повинных людей, детей, женщин. Давайте вспомним кишиневские погромы. Или погромы на Западной Украине, которые учиняли над евреями украинские националисты. Вспомним, что такие же погромы были и в нацистской Германии, и в средневековой Европе. Сегодня такие же погромы учиняют в Сирии над христианами. А сценарий всегда один – толпой управляет идеология и эта идеология оправдывает любое преступление.
Конечно, у нас нет нормальной миграционной политики, но я не уверен, что люди, совершившие преступление – мигранты. Те, кто приезжает с Северного Кавказа – не мигранты, а такие же граждане России, как мы. Это жители российских республик: Дагестана, Ингушетии, Чечни. Именно они часто бывают фигурантами в подобных столкновениях на какой-то почве. Они не мигранты. Но и правильно выстроенной национальной государственной политики у нас нет.
А русское национальное самосознание сегодня существует только в противостоянии чему-то другому, инородному. Страшно, когда русские люди могут себя идентифицировать как русских только по отношению к другим. Россия и Америка, русские и кавказцы, русские и еще кто-то… Не сами по себе русские, не сама по себе Россия, а Россия в противопоставлении какому-то уже существующему «врагу». Не сам по себе русский человек хорош, потому что у него есть великая русская культура, наследие русской святости, история. Людям, которые идут толпой громить палатки «инородцев», «черных», как они их презрительно называют, это по большому счету неинтересно. Они не знают ни русской литературы, ни искусства, ни истории, по сути далеки от того, что называется Россией. Но они будут идти в черных майках с надписью «Мы русские, с нами Бог», потому что есть нерусские. В этом величайшая трагедия сегодняшнего русского национального самосознания, патриотизма. Русский патриотизм существует сегодня только как оппозиционный патриотизм по отношению к тем, кто нерусский, но не существует сам по себе, как существовал у славянофилов – русских националистов XIX века, представителей настоящей духовной культуры.
Записал Леонид Виноградов