В Киеве националисты сносят памятники, «православные активисты» протестуют против «Евросодома», в интернете кто-то призывает к травле жен и детей милиционеров из «Беркута», а СМИ прогнозируют силовые акции и пугают провокаторами, якобы собравшимися на территории Киево-Печерской Лавры.

Своими видением киевских событий с корреспондентом «Правмира» поделился глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко.

Протоиерей Георгий Коваленко

Протоиерей Георгий Коваленко

— Отец Георгий, 6 декабря прошел крестный ход против «экспансии Евросодома». Как сообщают сами «православные активисты», они вышли с плакатами из Киево-Печерской Лавры. Благословляла ли Церковь этих людей?

— Украинская Православная Церковь не благословляла и не благословляет никаких «крестных ходов» под политическими лозунгами. «Политическое православие» осуждено нашей Церковью еще в 2007 году. При этом Церковь не запрещает своим верующим иметь собственную политическую позицию и ее высказывать. Но давайте не будем демонстрацию называть «крестным ходом», а позицию общественных и политических организаций воспринимать как позицию Церкви. Позицию Церкви высказывает Священноначалие и официальные спикеры.

— Можно ли запретить политические плакаты и транспаранты на территории монастыря, как, например, слишком откровенные наряды?

— На территории Лавры нет политических плакатов и транспарантов. Более того, я не раз замечал, что люди сами снимают политическую символику, когда заходят на территорию монастыря. И это правильно, т.к. храм — не место для политики. При этом путь Церкви — это не путь запретов и силы. Церковь взывает к совести и уважительному отношению к святыне.

— Как относиться к заявлению архимандрита Виктора (Бедь) в Ужгороде с поддержкой требования смены власти?

— Архимандрит Виктор (Бедь) не является официальным спикером Церкви и выражает свою собственную политическую позицию, в основе которой, наверное, богатый политический опыт. Кстати, «Закон о свободе совести и религиозных организациях» прямо разрешает ему это делать. А Церковь призывает священнослужителей воздерживаться от участия в политической борьбе, чтобы быть пастырями всего народа, а не его части (кстати, слово «партия» от английского «part» — часть). В Закарпатье есть еще один очень политически активный священник, и когда несколько лет тому назад Блаженнейшего Митрополита Владимира спросили, почему Церковь не реагирует на его политическую активность, Блаженнейший ответил: «Мы ждем и надеемся, что в нем пастырское победит политическое».

— Параллельно с акциями протеста идет информационная атака на Украинскую Православную Церковь. Ее обвиняют в якобы противостоянии евроинтеграции и протестующим. Кто и зачем это делает?

— Наверное, не всем нравится позиция Украинской Православной Церкви. Но она неизменна вот уже много лет — Церковь не делит своих верных по политическому или геополитическому принципу. И призывает не использовать религиозную риторику и символику в политической борьбе. Наши верующие и среди протестующих, и среди охраняющих общественный порядок. И во власти, и в оппозиции. И именно Церковь призывает не демонизировать друг друга. И не превращать политическую борьбу в «священную войну».

— Церковь выразила свою позицию в первые же дни конфликта, призвав к молитве, примирению и недопущению насилия. Стоит ли повторять этот призыв в связи с тем, что градус агрессии нарастает?

— Официальная позиция Церкви не изменилась и продолжает быть актуальной. Главное в ней — это призыв к ежедневной молитве всех и во всех храмах и монастырях. Молитве о умножении любви и искоренении ненависти и злобы. Плюс Священноначалие и спикеры нашей Церкви постоянно дают комментарии, интервью, ходят на эфиры. Церковь также однозначно осудила насилие, призвала к диалогу и напомнила всем слова Спасителя о том, что «царство, разделившееся в себе, опустеет, и дом или город, разделившийся в себе, не устоит». А в это воскресение на службе о самом главном нам еще напомнил и Сам Господь. Рядовой воскресный прокимен прозвучал так, как будто специально для нас — «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром». Как видите, мир — это Божье благословение. Но, к сожалению, не для всех, а для «своих Богу». Поэтому, чем больше среди нас будет «людей Божьих», которые живут по Божьим Заповедям, тем больше шансов у миротворцев. А заповеди просты и актуальны — не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не лги… Люби Бога и ближнего.

— Каковы Ваши личные ощущения того, что происходит сейчас в Киеве? Действительно ли царит такое ожесточение и напряжение, как передают СМИ?

— Мои личные ощущения, наверное, такие же, как и у большинства моих сограждан. Мы все очень обеспокоены и хотим мирного разрешения ситуации. Источников информации достаточно много. С одной стороны, это хорошо, т.к. позволяет с разных сторон взглянуть на события. С другой стороны, нужно уметь анализировать ситуацию, не позволять собой манипулировать и не забывать, что политическая жизнь — лишь часть нашей жизни.

Беседовал Артем Левченко

Читайте на «Правмире»:

Более 300 участников «Евромайдана» ежедневно получают пищу, ночлег и медпомощь в храме УПЦ

Молитва о мире в Украине

Духовенство УПЦ не участвовало в экуменическом молебне во Львове

Митрополит Киевский Владимир призвал молиться о мире и преодолеть вражду

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: