Ждать ли 21-го декабря обещанного конца света? Как вы к этому относитесь и насколько вообще можно в это верить и когда его ждать?

Ведущим передачи «Мнение» комментирует клирик Свято-Георгиевской церкви г. Кишинева протоиерей Виталий Шинкарь:

Я вот только сейчас подумал, что по-русски«мир» и «свет» — одно и то же слово. Мир — это свет. И поэтому «конец мира» звучит, как «конец света». И это на самом деле так, потому что Бог есть свет. Вообще в мире тьмы не существует, то есть тьма — это отсутствие света, как говорит физика

Думаю, что все слухи о конце света, которые муссируются в обществе — календарь майя-шмайя, электричество кончится и что угодно, — звучат у людей, которые, к сожалению, опять-таки, глубоко нерелигиозны или не интересуются никакой религиозной частью самих себя. Но ещё я вижу в этом одну для себя очень знаковую вещь.

В Апокалипсисе говорится о действительной кончине мира — той, которую открыл нам Дух Божий. И там говорится, что перед кончиной мира будет много слухов о кончине мира. Это очень, кстати, интересное замечание. Почему слухи о кончине мира? Потому что слухи делают возможным… Как в той сказке, где мальчик кричал «Волки, волки!» и врал, а когда пришли настоящие волки, и он закричал — всё было пусто.

Это тоже, кстати, очень интересный пробный шарик. Посмотрите, какая удивительная вещь! Огромное количество людей подготовилось к этому «концу света» так, как будто его можно пережить. То есть многие восприняли его как некий конец света, на который надо бы запастись свечками и консервами, пережить, как страшные морозы — минус шестьдесят… Это во-первых.

А во-вторых, эта «кончина мира» преподнесена нам как случай, в котором нет Бога. То есть «конец света» происходит вне участия Господа Бога. И это показательная вещь, потому что мир начался в руках Божьих и в Его же руках закончится. Христианское понимание истории человечества — мы как христиане отвечаем за тот мир, который дан нам Богом, это сад, который мы должны возделывать.

И история мира обретает смысл, потому что человек общается с Богом в истории. У мира есть цель, он создан ради чего-то. Человек является не просто случайностью в этом мире, он участник, ради которого этот мир создан. Вот это измерение потеряно. В современной концепции конца света человек — игрушка, его стерли-перетерли, и он уехал. В христианском видении человек создан последним, но не зря в нашем языке есть «последние новости».

Мы последние по времени, но не по важности. Человек — царь, ради него создан весь мир. Соответственно, когда речь заходит о кончине мира, речь заходит о кончине человеческого рода, о царе, который умирает. Умирает царь, ради которого весь мир создан. И в этом царе умрет и весь мир, потому что мир без царя бессмыслен.

Христианское понимание конца мира в том, что это не просто физическое истребление планеты Земля, а некий конец важного мирового цикла, в котором человек учился говорить с Богом. Этот цикл заканчивается, судя по Апокалипсису, печально, то есть человек отвернется от своего Творца, человек перестанет в Нем нуждаться и объявит Ему войну.

Мы это наблюдали уже в самом Писании. Бог творит человека, а человек, в конце концов, распинает своего Бога, убивает Его. Это дано нам как первый знак. Но вот в Апокалипсисе, в действительном конце мира, этот знак повторится. Пробный шарик того переживания сегодняшнего уже близок к правде. Потому что Бог уже не нужен даже в конце света.

Какая-то часть людей продолжает думать, что они переживут этот конец света, но огромная часть людей, которые даже и говорят об этом, они не спешат к внутреннему покаянию, к осмыслению какой-то там собственной правды или неправды. Вот почему в христианстве одной из самых тяжелых смертей считается смерть внезапная. Это худшая смерть, которая только может быть. Кстати, сегодня о ней мечтает огромное количество людей: хорошо бы лечь и не проснуться.

А это ужасная смерть, потому что ты не успел не успел поцеловать своих детей, сказать какое-то важное сказать своим близким, проститься с ними. Ничего не успел. И христианин это рассматривает: «А вдруг это не я не успел, а мне не дали? Вот вдруг Бог меня призвал так, потому что я недостоин оказался всего этого?».

И вот «конец света», который моделируют на 21 число, как раз показывает нам, что в реальном конце света есть чистая правда, которую Господь изложил нам. Что действительно человек дойдет до состояния, когда ни Бог не нужен, ни правда не нужна, когда человек будет жрать, пить, веселиться, и даже перед концом света у него в голове ничего не выстрелит.

В этом я вижу и прямую опасность, и прямое бесстыдство кошмара, который муссируется там всеми и вся, и в этом же я вижу, конечно, очень важный знак, который также в наших людях звучит, что современный человек, как в словах песни Гребенщикова: «Дайте северным варварам водки в постель — и никто не станет желать перемен».

То есть человека интересует только сытость и благополучие. Это идеал жизни, а Бог дальше и не нужен. При этом почему-то человек забывает о своей смерти, он забывает о страдании, которое в его жизни есть. Я хочу сказать всем, кто сегодня носится с этой идеей 21 декабря, всем, кто верит в нее: ну принесите хотя бы покаяние после 21. Наступит 22, хочу видеть, что кто-нибудь пришел в храм и хотя бы сказал: «Господи, прости, поверил во всякую ерунду». Мне очень интересно, придут ли такие люди. Не верю, не знаю.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.