Исследование, проведенное Службой СРЕДА, позволяет составить примерный портрет участника митинга. Это довольно молодой человек (75% опрошенных моложе 40 лет), поддерживающий идеи демократии и либерализма (70%), столичный житель. Подавляющее большинство  —  студенты, менеджеры, интеллигенция. Достаточная однородность митингующих в социально-демографическом плане соседствует с пестротой ценностных установок.

Результаты комментирует председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:

Эти данные подтверждают выкладки других социологов, а также мою собственную интуицию, которые показывают,  что митинги на Болотной и на Сахарова представляют лишь одну из частей  общества. И говорить от их имени как от имени всего народа – некорректно.

Впрочем, это не значит, что на митингах ничего позитивного не происходит. Да, на трибуне стояло несколько человек, с которыми я категорически не согласен.  Но многое из того, то заботит участников митингов, давно  должно было стать темами для диалога между обществом и властью.

Впрочем, вести диалог нужно не только с этой частью общества, но и с другими его частями, в том числе с теми, кто либо не ходит на митинги, либо  придерживается других  взглядов на настоящее и будущее России.  Эти взгляд могут быть комплиментарными по отношению к власти или критическими. Причем критическими как на основе либеральных взглядов, так и на основе взглядов консервативных.

Похоже, что действительно упомянутая аудитория представляет не только определенный социальный слой, но и определенную часть политического спектра. Именно в этой части иногда принято считать, что Церковь и власть по определению должны противостоять друг другу.

Это совершенно ненормальный для Православия взгляд на вещи. Церковь и власть могут и должны взаимодействовать.  Более того, Церковь всегда стремилась быть с властью в диалоге — даже в тех случаях, когда власть была гонительской.  Вспомним римских императоров периода гонений, иноверное владычество на Балканах, время коммунистической власти.

Однако диалог Церкви и власти никогда по большому счету не был и не должен быть  потоком взаимных елейных похвал.  Церковь может и должна говорить о том, что  власти нужно изменить, в чем она ошибается с православной точки зрения.  А что  она делает достойно. Но при этом отличие такой критики от критики оппозиции в том, что, как говорил Святейший Патриарх, Церковь не претендует на политическую власть, и не подводит так называемый электорат к мысли о том, что ее, то есть Церковь, нужно поставить у власти.

Читайте также:

«Снежная оппозиция»: взгляды. вера ценности, — опрос службы «Среда»

Андрей Исаев: Мы видим новый социальный слой, который бунтует против тех условий, которые привели к его формированию

Валерий Борщев: Властям надо быть очнеь осторожными, не играть с огнем

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.