20 июля суд продлил на шесть месяцев срок содержания под стражей участницам группы Pussy Riot, обвиняемым в хулиганстве в Храме Христа Спасителя. В последние месяцы многие общественные деятели высказывались по резонансному делу, громкие призывы повлиять тем или иным образом на ход следствия звучали в адрес Патриарха, президента и общества в целом.

Сегодняшние итоги дела о «панк-молебне» комментирует клирик храма Христа Спасителя протодиакон  Александр Агейкин:

Я бы не стал комментировать судебное решение, могу только сказать, что нужно дождаться окончательного решения суда.

Мы не имеем права вмешиваться в судопроизводство — ни лидеры государства, ни церковные деятели, ни общество. Почему этого не понимают те, кто требует от Патриарха или еще от кого-то повлиять на решение суда? Суд должен быть независимым. Как они требуют, с одной стороны, того, чтобы общество было свободным, с другой стороны, чтобы кто-либо вмешался в дело в отношении гражданок по статье за хулиганство?

Даже некоторые церковные деятели требуют от Патриарха вмешаться. Например, священник под запретом Иван Охлобыстин, который в своем письме к Патриарху пишет о том, что каждый день, пока эти женщины содержатся под стражей, уходят из церкви десять человек. Но откуда он может знать, сколько человек в день и по какой причине уходят из Церкви? Мне кажется, все подобные требования и письма показывают, как наше общество нездорово. У нас, наверное, нет другой темы, кроме как обсуждать, правильно поступил суд с хулиганками или нет? Получается разделение, когда одни требуют одного, другие другого. Это раскачивает корабль, который плывет не вперед, а то влево, то вправо, и находится в опасности совсем перевернуться.

В последнее время в России часто совершаются преступления на религиозной почве. Но почему в обществе присутствуют двойные стандарты по отношению к лицам, их совершившим? Похожее преступление было совершено несколько лет назад, когда несколько фашистов осквернили синагогу, нарисовав на ней свастику. Их осудили на довольно большой срок, и ни у кого не возникло мысли их защищать, говорить, что они так «самовыражаются». Когда же осквернили православный храм, то те, кто его осквернили — не преступницы, а «узники совести», ведь справедливый человек «всегда встает на сторону слабых и обидимых». Получается, что Православная Церковь пострадала, был осквернен святой храм, и она же еще и виновата в том, что якобы она немилосердно держит бедных «девушек» в тюрьме. Поэтому, разочаровавшись, Церковь покидают ее верные чада. Где логика?!

К сожалению, некоторые люди приходят в Церковь не для того, чтобы изменить себя, а для того, чтобы изменить Церковь. Они учат нас тому, какая церковь должна быть, учат нас быть милосердными, но не хотят сами быть милосердными. Они не хотят узнать, что заповедь Христа Спасителя о прощении врагов относится только к самому человеку. То есть, если обидели тебя, ты можешь простить обидчика, но если обидели другого, ты не имеешь никакого права просить того, кто его обидел. Наоборот, если ты настоящий человек, ты должен защитить его. Мужество в том, чтобы защищать церковь, а не в том, чтобы сказать: я «прощу» того, кто поругался над святыней. Переделать Церковь под себя — это любимое занятие некоторых слоев общества, а работать над собой очень тяжело и больно.

Если в создании людей некоторые действия неприемлемы, такие, как распространение фашисткой идеологии, то некоторые вещи не так очевидны, и кажется, что если их совершить, то станешь более либеральным человеком, у тебя появится некая «свобода» волеизъявления. На применение фашистской идеологии и на осквернения синагог в обществе есть табу, потому что общество с лихвой вкусило плодов и того и другого, а на осквернение христианского храма такого табу нет. Это и есть двойной стандарт.

Почему так происходит? Мне кажется, потому что общество научилось ценить боль чужую, боль еврейского народа, пострадавшего от холокоста, оно знает, что будет, если позволить осквернять синагоги. Русский народ не научился ценить свою боль, он забыл, как коммунисты разрушали храмы и гнали Церковь. А ведь это одно и то же. Мы не знаем о гонениях на Церковь в России и поэтому нам кажется, что осквернить православный храм это очень «креативно», очень «продвинуто», очень модно. Не дай Бог, мы еще раз вкусим плодов этого образа жизни.

Какой будет приговор, конечно, никто не знает. Этим женщинам инкриминируют хулиганство, потому что в российском законодательстве нет понятия «кощунство». Мне кажется, что дело может развалиться в суде. Возможно, им дадут год условно, чтобы как-то компенсировать их нахождение под следствием.

Читайте также:

Александр Архангельский о продлении ареста Pussy Riot: Кощунство не подлежит государственному суду

Прот. Всеволод Чаплин: Гадать о решении суда и публично влиять на него — неэтично

Протоиерей Димитрий Смирнов: Кому служат защитники Pussy Riot?

и другие материалы по теме:

Адвокат Николай Полозов: В деле о «панк-молебне» необходимо разделять светское и церковное

До решения суда Патриарх не будет высказываться по делу Pussy Riot — официальный комментарий

Молитва о панк-феминистках

Комментарий юриста по делу «Pussi Riot»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.