Про новый школьный предмет, выборы, Кашпировского, панков и католиков
В Красноярске с просветительским визитом в эти дни находится профессор Московской духовной академии, кандидат философских наук, богослов, писатель и публицист протодиакон Андрей Кураев. Сегодня он встретился с немногочисленной прессой, после чего отправился читать лекции на темы «Почему эльфы не строили храмы?» и «Христианство и переселение душ».
Про новый предмет
Были опасения у людей — и у родителей, и у педагогов, и у публицистов, — что если детям предложить одновременно в одном классе разные конфессиональные модули, то в классе могут возникнуть межконфессиональная напряженность и вражда. Этого не произошло. Нет таких сигналов ни по линии министерства образования, ни в интернете, ни в прессе…
Главные перемены — то, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» переместили с рубежа 4-5 классов строго в четвертый. Неясность есть следующая: все педагоги, вовлеченные в этот проект, настаивают, что курс слишком маленький, нужно продолжение. Один из вариантов — сделать этот курс спиральным. По одному году в начальной, средней и старшей школах.
Про министерство образования РФ
Очень часто люди исходят из своих личных убеждений, а не из интересов ребенка. У нас же нет одинаковых по объему курсов истории России и истории Франции. Мы живем в России, нам надо знать наш язык, нашу литературу, нашу историю. Это касается и духовно-нравственной культуры. Меня умиляет то, что министерство образования совершило просто удивительную перефаршировку нашего курса. Когда принималось решение, было ясно сказано: цель — возможность погружения в свою национальную культуру. Министерство образования перевернуло все с ног на голову и сказало, что задача курса — воспитать толерантность по отношению к другим культурам. Но, елки-палки, а когда-нибудь про свое можно будет говорить? Сколько можно уважать других? А себя уважать будем когда-нибудь?
До сей поры министерство образования стояло грудью и не пускало людей с богословским образованием не то что к детям, а даже к контакту с преподавателями. Единственным человеком из Церкви, который имел доступ к педагогам, был я. Потому что отказать автору учебника было бы совсем нехорошо.
Про учителей нового предмета
Как говорил товарищ Сталин: «Других писателей у меня нет». А вам не страшно, что о Достоевском будут рассказывать наши обычные учителя? Соотношение учителей и «училок» одинаковое по всем предметам — один к десяти. На одного Учителя приходится девять училок, которым скучно в школе, они разочарованы в жизни, в себе, в детях, в мужиках. Но это же не повод закрывать школы. Я скажу вот что: для того чтобы появился один Мстислав Ростропович, необходимы сотни музыкальных школ по всей стране. Чтобы появился один Андрюша Аршавин, нужны сотни футбольных кружков по всей стране. Чтобы появился один талантливый педагог по этому предмету, нужно, как минимум, разрешить массе педагогов думать в этом направлении.
Про выборы
Эти два года, когда шел эксперимент с введением предмета, внесли свой вклад в формирование протестных настроений в обществе. Мухлеж с выборами модулей идет уже два года. Школа не дает родителям право выбора модуля. Идет жесткое давление администрации на школы, школ на родителей: выбираем всем классом, не допускаем появления нескольких модулей в школе. И этот единый модуль должен быть «светской этикой». Скажем, в Железногорске Красноярского края ни одному ребенку не разрешили избрать конфессиональный модуль. Интересная статистика в Железнодорожном районе Красноярска: первый год там 9 % избрали основы православной культуры, на следующий год — 5 %. Но когда в этом году удалось договориться о том, что родительские собрания будут открытыми, и на них будут присутствовать представители традиционных религий, сразу 51 % проголосовал за «Основы православной культуры». Жесткое административное давление атеистической направленности — это реалии современной работы министерства образования.
Господа, ну если парламентские выборы превращены в фарс, президентские выборы предсказуемы, то хотя бы здесь разрешите родителям сделать выбор.
Про Кашпировского
Публицист Юрий Карякин однажды в тяжкую ночь, когда на выборах в Госдуму победил Жириновский, сказал: «Россия, ты одурела!». Вот то же самое скажу и я. Возрождение Мавроди, Кашпировского… Ну сколько раз нам надо по голове еще постучать, чтобы не наступать на те же самые хорошо знакомые и стертые до блеска грабли?
Про выходку панк-группы в Храме Христа Спасителя
В храме была пантомима, и если начнется гласный судебный процесс, то там будет очень трудно доказать вину, если суд будет честным. Но одно дело, что произошло в Храме, и другое — что потом. И это гораздо серьезнее — волна невероятной агрессии, прокатившейся по православной части интернета. Большей компрометации Церкви быть не может. Народ готов простить пьяного батюшку, гулящего батюшку, батюшку на «Мерседесе», в конце концов, но злой батюшка — это плохо. Злой христианин — это оксюморон, это горячий снег. И вот эти мегатонны злобы и ненависти были выброшены в интернет. Причем не просто анонимными пользователями, а вполне известными людьми. Тот же Александр Дугин вслух делится мечтами «сжечь бы этих ведьм на костре».
Про реакцию на агрессию мигрантов по отношению к русским в России
Есть замечательный плакат или фотожаба. Или он демотиватор называется. В стилистике США конца 19 века. Ковбой и надпись по-английски: «Your gun — your freedom», а сзади дорожный указать — Сагра. Вот так и здесь: ваше оружие — ваша свобода. Ходите вооруженными с газовым баллончиком, электрошокером, если нет возможности приобрести травматику. Если же рассуждать не на локальном уровне, а на более серьезном, то нужно немножко сворачивать пропаганду нашей личной виновности: «русские всем обязаны, но нам никто не обязан». Если бы Путиным был я, то ввел бы жесткие миграционные законы: человек, желающий приехать к нам на работу, а не в качестве туриста, должен сдать три экзамена. На знание русского языка, на знание российского законодательства, на знание основ православной культуры.
Про неоязычников
Однажды встретившись с такими ребятками на Сахалине, я сказал им английской поговоркой — любишь меня, люби мою собаку. Вы любите Россию? Тогда извольте полюбить то, что реально полюбил русский народ, с чем тысячу лет жил, шел в бой, трудился — то есть православную веру. Для чего вы выдумываете себе историю, выдумываете себе русский народ? Вы занимаетесь историческим онанизмом. Вы создаете себе свой предмет эротических мечтаний и с ним вступаете в ментальные отношения.
Про католицизм
Если мы где-то в Европе будем рассказывать католику про православие, то произойдет очень странная вещь — католик влюбится в православие. То, чему учит православие, есть в католической церкви. Но у католиков есть несколько лишних дополнительных догм. В частности догма о непогрешимости Римского папы. Очень многие люди симпатизируют православию, а когда они узнают, что в православии разрешается разводиться, то это все! Можно развестись и второй раз жениться? Вот она настоящая Христова церковь! В современной Европе это, кстати, главный аргумент перехода в православие.
Сергей Санников
Фото Александра Паниотова