Далеко ли до сельской школы?

Зачем сантехнику знать «Илиаду» Гомера? Что важнее – быть специалистом в узкой области знаний или же разносторонне развитым эрудитом? Какие примеры решали ученики сельской школы в царской России? Обо всем этом рассказывает и размышляет протоиерей Александр Ильяшенко.

– Учитывая, что смысл жизни христианина лежит все-таки за пределами этой жизни, возникает вопрос, таким ли важным является образование?

– У святого Григория Богослова есть слова о том, что многие христиане по худому разумению гнушаются светскими науками, как опасными и уводящими от Бога. «Напротив, – продолжает он свою мысль, – надо признать глупыми и невеждами тех, кто, держась подобного мнения, хотели бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обвинения в невежестве». Подобная тенденция свойственна и для нашего времени, остерегаться ее призывал Григорий Богослов еще в IV веке.

Если обратиться к наследию древнегреческого философа Сократа, то у него есть такие слова: «Невежество тождественно злу».

– Как Вы думаете, что Сократ имел в виду под злом? То, что плохой специалист не может хорошо служить людям, не оправдывает их ожидания? Соответственно, хорошо учиться, чтобы стать хорошим специалистом – добро?

– Необразованный человек действительно не может послужить людям, а значит, не может служить и Богу. Что касается необходимости быть хорошим специалистом, то я бы сказал, что нужно быть, прежде всего, хорошо образованным человеком.

– Если слесарь-профессионал хорошо отремонтировал мою машину, и у меня на душе образуется мир и спокойствие, то можно ли считать, что он достиг цели служения людям? Зачем ему знать «Илиаду» Гомера и прочее? В чем смысл широкого образования?

– У Козьмы Пруткова, за чьей литературной маской стоит А.К. Толстой и братья Жемчужниковы, есть изречение: «Специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя».

Эта аллегория может быть понятнее, если, например, мы вспомним слова Суворова о том, что каждый солдат должен понимать свой маневр. Он должен понимать, что замыслил командир, и быть на его уровне. В противном случае тебя выключают из общего процесса, ты становишься шестеркой, не творческой личностью.

Невежественный человек часто творит чистую нелепицу, которая и есть зло. «А я не подумал… А я не знал… А мне не приказали…» Бывает, что от таких ошибок страдают очень многие, особенно когда невежественные люди занимают ответственные посты. Типичный пример – гибель теплохода «Булгария».

– Наверное, из этой же серии – нежелание изучать свою веру, невежественность в православии, из которой вырастают суеверия?

– Совершенно верно. Кроме того, невежественным человеком вообще легко манипулировать. А если ты позволяешь собой манипулировать, значит, ты отдаешь свою волю не тому, кто тебе служит, кто тебе помогает, а тому, кто тебя использует. И это, конечно, является злом.

В царской России было три класса образования, а теперь у нас всеобщее среднее образование, но разве зла стало меньше?

– Нужно понимать, что образование – это гигантская расходная строка бюджета. Для того чтобы дать всеобщее образование, в стране должен был накопиться соответствующий потенциал, который обеспечивался экономическим развитием.

К концу XIX – началу XX века развитие в России достигло того уровня, когда воплотить этот проект стало возможным. Если же говорить об уровне образования в царской России, то о нем в частности можно судить по картине «Урок устного счета в сельской школе». Что такое сельская школа? Это три-четыре класса образования, но каков был его уровень!

Я не поленился и посмотрел, что же за пример для сельских школьников написал учитель. А пример таков:

(10²+ 11² + 12² + 13² + 14²) / 365 = ?

Какая же должна быть память у ребят, какое внимание, какая концентрация, чтобы устно решить такой пример.

Об уровне высшего образования в царской России и говорить не приходится. Тогда каждый студент был на уровне нынешнего кандидата или доктора наук.

– Как родители могут мотивировать школьников к получению глубокого и широкого образования?

– Надо сначала задаться вопросом – зачем нам вообще образование, кого мы хотим получить на выходе? В этом плане мне показался интересным древнегреческий миф о Геракле, на который я наткнулся, разбирая детские книжки.

Царь Еврисфей направляет Геракла на совершение подвигов, а Геракл думает – послушаться царя или уйти куда-нибудь подальше? Во время этих размышлений к нему направляются Афина и Афродита.

«Одна была в простой белой одежде, гладко причесана. Глаза ее смотрели ясно и прямо, все движения были покойны и свободны. Неторопливо, с достоинством шла она к Гераклу и, остановившись, дружески приветствовала его.

Другая женщина была очень красива. Яркий, пестрый наряд подчеркивал ее красоту. Лицо ее было нарумянено, брови подведены, и губы подкрашены, волосы заплетены в множество мелких кос и хитро уложены на голове. На голых руках женщины звенели золотые браслеты, и шла она, точно танцевала.

Легко подбежала она к Гераклу, взяла его нежно за руки и сказала, заглядывая в глаза:

– Ты сомневаешься и раздумываешь, лицо твое мрачно, брови нахмурены… Брось, не утруждай себя думами, посмотри на меня и улыбнись скорее! Жизнь прекрасна, и в ней столько радостей! Живи для себя. Жизнь – веселый праздник, и единственная забота – получить как можно больше удовольствия; вкусно есть, сладко спать и ничем не утомлять себя. Счастлив тот, кто может прожить всю жизнь, как гость на пиру: без трудов и забот! Идем со мной, и ты будешь счастлив!

Так говорила женщина и тянула Геракла за собой.

Очарованный, смущенный, он уже готов был последовать за нею, но другая женщина остановила его.

– Стыдись! – сказала она презрительно. – Боги дали тебе могучую силу, а ты хочешь бездельничать и пировать, пользуясь трудами других, как беспомощное дитя. Сильный распоряжается жизнью, как хозяин, он сам делает ее прекрасной – он борется со злом и очищает землю от чудовищ и врагов. Чем сильнее человек, тем труднее его жизнь.

– Слышишь? – сказала Гераклу, смеясь, красавица. – Пойди за нею, и ты не узнаешь радости, не будешь иметь ни покоя, ни отдыха.

– Отдых хорош после работы, – возразила первая женщина, – покой дает человеку спокойная совесть. А самая большая радость для героя – знать, что ты сделал что-то доброе и не зря жил на земле. Послушай меня, друг! Сегодня праздник, завтра пир – и душа человека опустошается, скука бродит по дому. От обильной еды пропадает желание есть, от лишнего сна человек становится расслабленным и вялым. Печальна судьба человека, который всю жизнь только гость на чужом пиру. Когда-нибудь окончится пир, слуги выгонят засидевшихся, и он останется один на пустой улице. Кому он будет нужен, кто позаботится о нем? Лишь тот, кто потрудился в молодые годы, заслужит почет и беззаботную старость. В битвах, в походах, в единоборстве с чудовищами, в сражениях с врагами счастье героя!

При этих словах лицо женщины засияло необыкновенным светом, и Геракл, оставив красавицу, воскликнул:

– Богиня, я иду за тобой!

Мгновенно исчезли из глаз обе женщины, даже следов не осталось на пыльной дороге, словно все это привиделось Гераклу. Но теперь весело и решительно он поспешил домой – он знал, что ему делать.

– Я иду в Микены, – сказал он наутро родным и друзьям. Я должен исполнить волю богов и совершить двенадцать подвигов, которые потребует от меня Еврисфей».

Афродита озвучила тот образ жизни, который в настоящее время является идеалом. Сейчас люди в массе своей воспитываются такими, как изобразила в своем монологе Афродита. Эта психология ярко проявилась в трагедии на норвежском острове. Там не оказалось никого, кто был готов сопротивляться. Перед одним единственным бандитом оказались беспомощны сотни людей. Говорят, что там были два мальчишки-чеченца, которые начали кидать в преступника камнями, но поскольку их никто не поддержал, они вынуждены были скрыться, и помогали вытаскивать кого-то из воды.

То есть задача образования заключается не в том, чтобы напичкать ребенка знаниями, а в том, чтобы на основе продуманных, гармонизированных знаний, которые давали бы ребенку объемное представление о мире, природе, обществе, сформировать нравственную, свободную и активную личность. Личность, которую нельзя запугать, которой невозможно манипулировать, и которая слушает голос своей совести.

– Как верующему ребенку поставить себя в школе, среди неверующего окружения, если это даже взрослым тяжело?

– Очень трудная задача. Нужно формировать среду, в которой у него будет возможность найти друзей, а для этого желательно, чтобы у родителей был широкий круг общения.

Как правило, круг единомысленных людей можно найти в Церкви. В этом отношении родителям нужно проявлять грамотную активность. Важную роль играет убежденность школьника в своей правоте, в данном случае – в правоте своей веры.

Гораздо меньше проблем у тех детей, которые имеют чувство юмора, потому что нелегко доставать того, кто не достается. Если ребенок с улыбкой отвечает на подкалывание, то подкалывать его вскоре надоест. Так же надо учитывать, что человека уважают за его душевные качества и за его дела. В том числе, если школьник хорошо учится – это тоже вызывает уважение.

– Скажите несколько слов учителям перед началом учебного года.

– Учителям я могу выразить только свое глубочайшее уважение и преклонение перед их подвижническими трудами. Педагогика – это исключительно творческая сфера деятельности, которая требует большого запаса душевных и физических сил, здравого смысла и чувства юмора. Всем учителям я хотел бы пожелать, чтобы они получали радость от своей работы и видели в учениках благие плоды своих трудов.

Читайте также:

Протоиерей Максим Первозванский: Родитель должен держать руку на пульсе

Минобру не хватает идеологов, или Какие сюрпризы готовит нам школа в 2011 году?

1 сентября: «Как я потерялся» и другие истории

Что сказать детям 1 сентября о Боге?

Родителям будущего первоклассника

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Если праздник Успения – это радость, почему мы готовимся к нему постом
Почему организация «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки оказалась в центре скандала и уголовного дела
Внутрицерковный разговор о насилии уже неизбежен, считает Ирина Лукьянова

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: