Протоиерей Александр Салтыков: защитникам Кадашей предстоит очень ответственный суд

12 сентября 2011 г., состоится судебное заседание в Девятом Арбитражном аппеляционном суде между Федеральным агентством по управлению госимуществом (Росимуществом) и ООО «Торгпродуктсервис» о праве собственности на здание, известное как Дом диакона в Кадашах. В чем суть иска, и что сегодня происходит в Кадашах, рассказывает настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков.

Государство против неизвестного бизнесмена

В понедельник 12 сентября состоится суд между Росимуществом и фирмой Торгпродуктсервис, которая незаконно захватила церковную землю. Имя настоящего владельца фирмы до сих пор точно не известно. Суть иска в том, чтобы признать приватизацию упомянутой фирмой Дома диакона, расположенного по адресу Кадашевский тупик, дом 3, незаконной и вернуть эту собственность государству. Приход храма Воскресения Христова в Кадашах выступает в суде в качестве третьего лица.

Дело здесь не в материальных интересах, хотя земля приходу нужна. Дело в том, что человек, который жил в XIX веке и давно умер, выразил свою волю в том, что он навечно отдает свою землю Церкви. Это его воля и его право. Исполнить его волю он завещал нам. Мы преемники и обязаны исполнять волю тех людей, которые жили до нас. Если человек делает завещание, мы должны его выполнить. Поэтому мы считаем эту землю церковной, а поскольку она незаконно захвачена (в соответствии законом, принятым в 1992 г. Первым президентом России Б.Н. Ельциным, вся церковная собственность, насильно отторгнутая у Церкви коммунистами, должна быть возвращена законному владельцу), мы обязаны ее вернуть любыми законными средствами. Народ должен требовать соблюдения законности.

Сейчас мы подготовили профессиональную экспертизу, с которой мы обратимся в суд и в Москомнаследие, с просьбой признать Дом диакона памятником, (чего они никак не хотят делать). Если мы вернем этот дом, то мы там устроим какое-то церковное учреждение – школу, институт, или благотворительное учреждение. Это нужно нам не для своего удовольствия, это нужно для пользы Церкви и людей. А враг рода человеческого не дает нам этого сделать. Надо противостоять ему. Как в прошлом году люди, собравшиеся со всех концов Москвы, встали и не пустили разрушителей памятников. Вот, мужественные люди, настоящие герои. Этого невозможно забыть! Мы столько лет за это боремся, ведем такую тяжелую борьбу, неужели на последнем этапе мы провалим свое дело?

Суд предстоит очень ответственный. Дом диакона – это собственность, которая была навечно завещана приходу в 1892 г. купцом Павлом Пироговым. Сохранились документы, подтверждающие этот факт. Ко мне неоднократно приходили люди, которые предлагали купить у меня этот дом, заменить его чем-то, предлагали какие-то деньги, дачи, предметы. Я на это согласиться не мог, потому что это ерунда какая-то, вздор. Я объяснял им, что ничего сделать не могу, ничего не могу принять, даже если они мне миллиард пожертвуют, потому что Дом диакона завещан Церкви навечно. «Навечно». Все. Точка. Поэтому мы до конца будем бороться за Дом диакона. На Страшном суде купец Пирогов спросит: «Почему вы отдали то, что я завещал Церкви навечно»? Он спросит в первую очередь меня, но я думаю, что он спросит и других людей. Что я буду ему отвечать? Только безбожники могут думать, что этого не будет. Нет! Страшный суд будет. И на нем мы должны будем дать полное объяснение, почему мы поступали не так, как должно, а иначе? Нам будет очень сложно отвечать. Кончено, мы надеемся на милосердие Божие, но мы должны будем объяснить свои поступки.

Страшный суд есть суд. Слово «суд» к Страшному суду относится в самой полной мере. Я могу объяснить, как этот суд будет происходить. Этот Суд описан в 3 гл. книги Бытия в Библии. Как Бог судил Адама и Еву, так Он будет судить каждого из нас. Господь спросил Адама и Еву: «Почему вы поступили не так, как Я Вам повелел, а по-другому?» Адам дерзко отвечает Богу, он сваливает вину на жену, а она на змея. Они не каются. Их вина установлена и виновные были изгнаны из рая. На Страшном суде тоже Господь спросит каждого из нас: «Почему вы поступали не так, как вам было сказано? Вы знали об ответственности за свои поступки». Придут иудеи, протестанты и скажут: «Мы не знали, как правильно поступать, нас учили по-другому». Их ересиархи за это ответят. А мы знаем, как поступать. Мы должны серьезно думать, как мы будем отвечать за каждый свой поступок.

Кадашам снова нужна помощь, и чем можно помочь

Я бесконечно благодарю Бога за то, что Он помогает в борьбе и посылает нам помощников. Но сегодня нам снова нужна помощь прихожан нашего и других храмов. В данном случае каждый должен помочь. Чем можно помочь? Прежде всего – молитвой. Не каждый может что-то сделать, не каждый – специалист, но каждый может молиться. Я много раз просил прихожан молиться. В день суда по делу о Доме диакона 12 сентября, совершаются памяти святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. Я очень прошу всех молиться этим святым, молиться Господу Иисусу Христу, Матери Божией. Молитва двигает горами и совершает чудеса. Если мы все будем молиться, то я уверен, что Бог нас услышит. Но также нужно пойти на суд.

Я говорю прихожанам, что можно придти в храм помолиться в нем и больше в нем никогда не появиться, а пойти в другой храм. Пожалуйста, в России много храмов! Но если вы избрали храм местом своей постоянной молитвы, если вы считаете, что вы соединились с этим престолом, если вы здесь постоянно получаете от Бога прощение грехов (священник здесь только посредник), то вы несете свою долю ответственности за храм. Вы включились в жизнь прихода.

Каждый храм – место благодати Божией. Когда мы сюда приходим, то мы ничего здесь материального не получаем. Более того, мы многое здесь жертвуем: мы отдаем Богу время, силы, деньги. И уходим довольные. Почему? Потому что мы получаем в сердце свое что-то очень важное, что-то очень нужное, что-то главное. Ради чего мы готовы отдать и деньги, и время, и силы, и, иногда, и даже жизни. Это знает каждый. Мы приходим в храм и говорим: «Господи, хорошо нам здесь быть. Построим кущи и будем здесь жить», как сказал апостол Петр на вершине Фаворской горы. Евангелист замечает, что Петр не знал, о чем говорил. Христос ведь преобразился на горе не для того, чтобы там строить кущи, а для того, чтобы научить людей почитать Бога. И каждый храм, в некотором роде, Фаворская гора, где пребывает Божественный свет и где, поэтому, нам хорошо, как хорошо было со Христом апостолу Петру. Мы хотим здесь жить. Вот, например, мы собираемся в общине, и приходит новый человек. Мне говорят: «У этого человека дурной характер, он не очень приятен». Как будто у нас какой-то санаторий. Нет, здесь дом Божий и каждый человек может сюда придти и получить благодать. Нужно носить тяготы друг друга и так исполнить закон Христов.

Но мы должны что-то делать: прославлять Бога и исполнять свой долг. Сейчас мы тоже должны стать такой же стеной. Мы должны придти в суд, чтобы он видел, что народу это нужно. Иначе мы будем виноваты. Если вы не придете на суд, виноваты будете вы, дорогие браться и сестры. Потому что присутствие прихожан необходимо в таком деле. Мы собираемся здесь не только для того чтобы петь псалмы и славословия Богу, но также для того, чтобы защищать дело Божие. Это дело всех христиан.

Приход храма Воскресения Христова в Кадашах просит молитв Св. Александру Невскому и Св. Даниилу Московскому об успешном и справедливом решении вопроса. Все, кто имеет желание знать, как ведется судебное заседание по Дому дьякона, могут прибыть заблаговременно в Девятый Арбитражный аппеляционный суд по адресу: г. Москва, ГСП-4, проезд Соломенной сторожки, 12 (м. Тимирязевская). С собой необходимо иметь паспорт. Начало заседания 12.09.11 в 14:30.

Справка:

По материалам историко-архитектурного обследования, выполненного мастерской № 17 «Моспроекта-2» в 1990 г.

Дом диакона является примером главного дома небольшой городской усадьбы, перестроенного в конце XIX в. под доходные квартиры. Дом сохранил значение доминанты застройки владения. Входит в комплекс дворовой застройки владения.

По состоянию на март 1990 г. здание стоит на государственной охране, оно включено в дополнительный список памятников архитектуры как элемент исторической застройки, входящий в охранную зону церкви Воскресения Христова в Кадашах.

Впервые о Доме диакона упоминается в Переписных книгах города Москвы 1738–1742 гг. участок состоял из двух владений, принадлежавших «кожевницкой полусотни тяглецу Борису Герасимову» и «дворцовых волостей управителю Федору Щитирову».

С конца XVIII в. участок принадлежал московскому купцу 3-й гильдии Кадашевской слободы Герасиму Федоровичу Веревкину. К 1790-м гг. строится купеческая усадьба из двух деревянных жилых домов, хозяйственных строений и сада.

С 1802 по 1820-е гг. владельцем усадьбы был московский купец Барашской слободы 1-й гильдии Илья Якимович Екимов.

Здание, которое, хоть и в руинированном состоянии, сохранилось до сих пор, построено в 1817 г. Следующей владелицей стала купчиха 3-й гильдии Кошельной слободы Елизавета Ильинична Ряпчевская (1840-е – 1850-е гг.).

В 1892 г. дом по духовному завещанию московского купца Павла Борисовича Пирогова перешел в собственность церкви Воскресения Христова в Кадашах (источник: указ Московской Духовной Консистории № 9199 от 31 августа 1892 г., согласно определению Святейшего Синода от 8 августа 1892 г. (ЦИАМ, ф. 2121, оп. 1, д. 99, л. 325 об.)

С разрешения епархиального начальства дом был сдан в аренду потомственной почетной гражданке Елизавете Калашниковой на десятилетний срок с 1 июня 1893 г. В 1890-е гг. здание теряет роль частного жилого дома и становится доходным. Оно перестраивается под недорогие квартиры («диакона Богословского, Лебедева, Торопова, Гончарова»).

В 1901 г. участок значится как «земля церковного старосты церкви Воскресения Христова почетного гражданина Петра Михайловича Калашникова». Первый этаж дома занимают квартиры приказчиков и кухня Калашникова, на втором этаже находится часовая мастерская. П.М. Калашников – купец 2-й гильдии, из старинного купеческого рода, потомственный почетный гражданин и кавалер. Владел фирмою «М.П.Калашников и сын», торговал часами на Ильинке, был членом-попечителем нескольких благотворительных обществ, гласным Московской Городской Думы, директором правления по перестройке Верхних торговых рядов, выборным московского купечества, с 1891 г. – церковным старостой храма Воскресения Христова в Кадашах. Владел еще одним участком в квартале.

В июне 2010 г. здание памятника было незаконно почти полностью разрушено.

Специалисты мастерской № 17 «Моспроекта-2» рекомендуют провести реставрацию фасадов и реконструкцию внутренней планировки с возможной заменой деревянной части второго этажа на каменную, привлечь специалистов-реставраторов для определения либо первоначальной композиции фасадов, либо восстановления их по аналогам.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Тяжелая, но вдохновляющая история о прозрении и прощении

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: