Детей у отца Илии Зубрия и матушки Нины восемь. Старший поступил в институт, второй сын, Денис, учится в одиннадцатом классе, Ираида – в восьмом, Василиса – в седьмом, Серафим перешел во второй класс, Нике – шесть лет, Анфисе – два годика, а Матфей родился совсем недавно – в августе.

А при этом на батюшке, помимо дел на приходе храма Иоанна Богослова в селе Богословское-Могильцы, где он настоятель, – занятия и работа в православной школе-пансионе «Плесково», где он преподаватель Закона Божия и заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию, а также руководство детско-юношеским клубом «Подсолнух».

 О том, как успевать быть отцом, можно ли детям играть в компьютерные игры и ходить на концерты «System of a Down», о клубе «Подсолнух» и о самом важном в семье отец Илия рассказал «Бате».

«Учительские» дети

— Вам удается как-то участвовать в воспитании своих детей? Вы ведь и настоятель храма, и работаете в школе… А часто бывает, что «учительские» дети самые заброшенные.

— Если честно, я считаю себя не очень хорошим отцом. Мне навсегда запомнился момент рукоположения, когда епископ Филарет, ректор Московской Духовной академии и семинарии, снял обручальное кольцо с моего пальца и положил к Распятию на Престоле. С одной стороны, главное дело священника — это служение Богу и Церкви, но с другой стороны, никто не снимает ответственности со священника за его домашних. И если бы не дар Божий в виде свербящего чувства ответственности за семью, я был бы еще худшим папой.

Конечно, стараюсь помогать матушке, хотя не всегда получается так, как хотелось бы. Недавно услышал (случайно, это она не мне говорила): «Я не представляю, как бы я без бати детей воспитывала». Значит, что-то удается мне в этом направлении.

Сразу хочу сказать, что никаких теоретических советов по воспитанию давать не люблю, кроме «железных», выстраданных личным опытом. Наверное, когда у нас вырастут хорошие внуки, тогда я смогу с чистой совестью что-то советовать.

Первый отцовский страх

— Хорошо, а могли бы Вы просто поделиться опытом? Когда у вас только родился первенец, Вы помогали супруге или это все-таки немужское дело – возиться с младенцами?

— Мы с матушкой из многодетных семей, но я был первым ребенком (всего нас было пятеро), а супруга моя — последним, поэтому первые полгода, когда родился первенец, я был таким наставником у своей матушки – учил ее пеленать, купать и так далее…

Из Интернет-дневника отца Илии:

Если вам предстоит покормить ребятенка возрастом около года, я не знаю, что вам может помочь, если конечно, у вас в запасе нет волшебной маминой сиси)).

Никакая физическая подготовка не поможет вам предугадать, куда в очередную минуту будет направлен «удар цапли», который выбьет из рук ложку и расплескаает кашу по кофтам и брюкам. Высший пилотаж, это — отвлекающий маневр с улыбкой до ушей, с размякшим от нежности папашей и… обе руки в тарелке, сжимая и разжимая ладошки…

Люблю тебя, доча!!))

— Значит Вам повезло, у Вас был такой опыт, а многие отцы, когда у них рождается первый малыш, его боятся – маленький, хрупкий и все время плачет. Что же им делать? Может быть, не надо себя пересиливать и подождать, когда младенец подрастет?

— Можно и ждать, но не будет ли это твое упущенное время? Да и привыкнуть к такому бездействию можно. Дети очень быстро растут. Если изначально отворачиваться от своего ребенка, то не получится ли потом так, что ты сто причин найдешь, только бы не пойти с ним на рыбалку или выполнить данное обещание?

Да, сложно, он кричит иногда. Мы с первым ребенком впервые заснули нормально, только когда ему исполнилось семь месяцев. Да, мужчины так устроены, что им может быть сначала страшно взять младенца на руки. Но если себя пересиливать, настраивать на помощь супруге, на общение с младенцем, то увидишь маленькие минуты настоящей радости после усилий.

Вот помыл ты ребенка, поменял ему подгузник, вытер сопли, совсем не мужскую работу вроде бы сделал – а на душе хорошо.

Психология маленьких дел

— Есть ли в Вашей семье особенные традиции?

— Каких-то особенных, экзотических традиций нет. Стараемся всегда, каждый день ужинать вместе. Все садимся за стол, младшие друг друга перекрикивают, перебивают старших, а мы объясняем им, как себя вести, общаемся, новостями обмениваемся, а после ужина, пока народ не разбежался, стараемся все вместе сразу встать на молитву.

Малыши полное правило не выдерживают, а старшие читают. Если была всенощная, то не читаем полностью молитвы, а только Серафимово правило.

Летом каждый вечер ходим на пруд купаться. Ходим все вместе в походы. Вместе смотрим фильмы.

На Рождество — колядки. После ночной службы отдыхаем, а вечером едем по знакомым колядовать. На зимнего святителя Николая есть традиция сапожка. Дети готовят друг другу подарки и в ночь с восемнадцатого на девятнадцатое декабря, кладут их в ботинки, в валенки. Им это очень нравится.

— Когда у Вас есть свободное время, как вы его с детьми проводите?

— Когда прихожу после службы, стараюсь немного поиграть или почитать что-нибудь. В воскресенье вечером можно погонять в футбол иди поиграть в настольный теннис.

Думаю, ребенок не должен видеть отца, только когда он отдыхает. Получается, если отец трудится на работе, кормит и одевает ребенка, а дома только отдыхает, то ребенок и воспринимает потом отца как не имеющего отношения к его внутреннему миру человека.

В семье работает психология маленьких дел. Когда не один раз в полгода ты свозил ребенка в поход, на экскурсию, или на карусели, а каждый день, понемногу – поиграл, порисовал, сложил домик, да просто полежал с ним в одной комнате, не прогоняя. Такое простое общение создает у ребенка уверенность, что папа рядом, что он за надежной стеной, и на характере это сказывается.

Карлсон, компьютерные игры и «System of a Down»

— А что Вы детям сейчас читаете?

— В последнее время младшим читаю Евангелие, на русском языке, в Синодальном переводе. Я сначала опасался, что будет трудно, но слушают с большим интересом. Недавно читали Сетона-Томпсона. Мальчики любят военную тематику.

— А как относитесь, например, к Карлсону? Некоторые считают, что «нельзя такое читать».

— Я считаю, что читать можно все, кроме абсолютно безнравственного и бессмысленного. Можно же все с детьми обсудить, все объяснить. Надо с рассуждением подходить.

В прошлом году в Москве выступала группа «System of a Down», старший просил разрешения поехать на концерт с друзьями. Поначалу я очень не хотел его отпускать, но потом, помолившись, прослушал один альбом, почитал тексты, подумал, что сейчас все-таки рок-концерты проходят цивилизованней, чем раньше, поэтому отпустил. Человек был очень рад, вернулся благополучно, благодарил.

— И компьютерные игры тоже разрешаете?

— Не все, и достаточно редко. И если нет претензий к ним по учебе, обязанностям и поведению. Стратегии — «Казаки», «Война и мир», спортивные симуляторы, например.

По-хорошему, отец должен сам попробовать игры, в которые собирается играть ребенок, сесть и погонять немножко, а потом решить: вредно – не вредно.

Младший иногда играет один футбольный матч утром, один вечером, минут по пятнадцать. Старшие ему настраивают по его просьбе и за ним присматривают.

— Какой у вас стиль воспитания – демократичный или строгий?

— Не знаю, как самому об этом судить, но посторонние говорят, что строгий. Я так не считаю, мне кажется, что, скорее, демократично-требовательный. Очень важна последовательность этих требований.

Разделение обязанностей

— Как у вас в семье распределяются обязанности?

— Есть график, который дети соблюдают, утром один убирает со стола, подметает и моет полы на кухне, загружает посуду в посудомоечную машину, в обед — второй, вечером — третий. Сначала бывали сбои, даже случаи спекуляций, но хорошо, что вовремя заметил и поговорил.

Из Интернет-дневника отца Илии:

К Рождеству готовимся. Генеральная уборка в доме. После службы разбираю кабинетные завалы. Одна из операций очень привычная: выравнивание книг в одну линию на нижних полках всех шкафах. Это младшая доча, приходя к папе, первым делом проходится вдоль и ручонками задвигает книги во внутрь)). При этом оочень довольная))

В детский сад дети у нас не ходили. Помощников постоянных тоже никогда не было. Иногда помогала одна прихожанка, но редко. Поэтому сначала я помогал жене по дому, и мы особо не делили обязанности на мужские и женские. Потом старшие дети стали помогать. Сейчас вот двухлетней Анфисой по большому счету занимаются старшие сестры. Они ее моют, купают, кормят, одевают, выбирают наряды, делают прически.

Отец отвечает за уклад (или хотя бы за подобие уклада, имею в виду не армейские казарменные рамки, а скелет, на который все нанизывается). Он заботится о распорядке – когда подъем у детей, когда у них полезный труд, когда поход в церковь, как обустроить досуг.

А более тонкие материи – это уже мама. Девочками, мне кажется, вообще должна заниматься преимущественно мама, особенно лет с двенадцати.

— А когда только одна мама воспитывает мальчиков, это нехорошо?

— Это совершенно жуткое явление, когда отец считает, что он добытчик, а все остальное его не касается. Дома детей воспитывает мама, в саду воспитательница, в школе учительницы. Получается, что до самой женитьбы у молодого человека только женское воспитание. Поведение и характер тоже будут соответствующие.

Да вы на родительские собрания посмотрите, кто приходит – бабушки, дедушки, мамы. Отцов единицы.

«Крепкая рука»

— Как вы наказываете детей?

— Наказания – это очень сложная тема, но наказывать детей надо. Есть поступки непроизвольные, когда ребенок бежал, опрокинул вазу, разбил, сам ударился, значит, надо его пожалеть, а вазу убрать на другое место.

А если маленький ребенок сидит за столом и специально бросает ложку, вилку и смотрит на реакцию взрослых, несколько раз ему сказали перестать, слов не слышит – ну, значит, надо шлепнуть по попке.

Вообще, это сложная тема. Все зависит оттого, насколько отец уверен в себе, насколько он чувствует, будет ли от наказания польза.

Что применимо для детей всех возрастов – лишение каких-то удовольствий. Ребенок провинился, а он любит играть в футбол – забудь на время про футбол.

— А у вас дети дома дерутся?

— Всякое бывает. Идеализировать священническую семью и думать, что там ангелы поют, можно только от недостатка соприкосновения со священническим бытом. И дерутся, и все бывает.

Недавно старший сын сообщил, что младший матом поругивается, употребляя «к месту» одно словечко. Стали разбираться, оказалось, что пошел играть в футбол и услышал, как взрослые дяди ругались. Стали беседовать, двадцать минут разговаривали, надеюсь, что он что-то понял…

Господи, сохрани наших детей!

— В одном интервью с многодетной мамой я прочитала такую фразу: «Дети и собаки любят крепкую руку». Некоторых моих знакомых такие слова возмутили. А вы с таким утверждением согласны?

По одной фразе сложно понять, что именно она имела в виду. У каждого в семье свой порядок, и мы не знаем, как он работает, поэтому со стороны сложно судить, что правильно, а что нет.

Насчет «крепкой руки» — по своему опыту я вижу, что детям важно иметь поведенческие рамки, распорядок дня, график.

Например, недавно я выговаривал сыну за то, что он не успел сделать работу (старшие дети у меня каждое лето работают при храме), а он сказал: «В прошлом году у нас был четкий график, было ясно, когда подъем и отбой, какой фронт работ, мы больше успевали сделать, а сейчас без режима мне собраться сложно». А это уже была моя вина.

Дети любят понятность. И соответственно, когда они видят, где и на каком этапе нужно их участие, они к этому нормально относятся.

Вообще это важно — обсуждать планы на завтра. К разговору о традициях: можно сказать, что у нас есть еще одна традиция — обсуждать планы на ближайший день. Если дети просыпаются, и день не распланирован, то получается сумбур. А если с вечера все проговорить, они уже просыпаются с рабочим настроем.

Плата за работу

— Вы сказали, что нанимаете своих старших детей на работу? И деньги им платите? А что они делают?

— Делают все что угодно. Есть список работ, сейчас вот днище у лодки обрабатывают и красят. До этого ямы копали под столбы. А еще раньше мы с ними всю неделю дрова пилили. Работы полно.

Летом они работают с 10.00 до 15.00. Они ведут сами ведомости, что сделали за лето. В конце августа приходят и получают зарплату, расписываясь за полученные деньги.

— А посуду они не моют за деньги?

— Нет, это разные виды работы. Есть работа по дому, по долгу, есть работа по необходимости, есть работа в удовольствие, а есть труд, за который можно получить вознаграждение. Помыть посуду за собой и близкими – это твоя обязанность, ты же живешь в этом доме.

Также и за отметки я считаю нельзя платить. Насколько видно по некоторым детям в школе, плата родителей за отметки ни к чему хорошему не приводит.

Из Интернет-дневника отца Илии:

Из летней трудовой ведомости второклассника:

1. …

2. Работал в подполье.

4. …

5. Собирал бамбук.

6. …

7. По приказу начальника нянчил Анфису.

8. …

__________

Толкование:

*Работать в подполье — работать в подполе, разбирая прогнившие «черные» полы.

*Собирать бамбук — убирать после покоса странное высокое растение с твердым стеблем.

*Начальника — это папа резко менял запланированный фронт работ из-за производственной необходимости.

«Подсолнух»: Труд, молитва, радость

Детско-юношеский клуб «Подсолнух» существует с 1998 года и объединяет детей и родителей. Встречи проходят по воскресеньям. Деятельность условно разделена на четыре составляющих: Литургия, учебные занятия, спорт и походы.

— Отец Илия, чем занимаются ребята в клубе «Подсолнух»? И вообще, рядом с храмом всего один жилой пятиэтажный дом – откуда берутся в клубе дети?

— У нас были разные занятия: и основы компьютерной грамотности, когда компьютеры только пошли, и резьба по дереву, и плотницкое дело. После литургии завтрак, и старшие уходят на футбол. У девочек в это время домоводство, художественный труд. Есть театральная студия.

Все занятия ведут прихожане, они сами родители и хорошие педагоги с образованием. Наша община – это не только жители Могилец. Прихожане едут к нам из окрестных поселков и городов: Лесного, Красноармейска, Софрино, кто-то из Москвы.

В конце своих занятий все приходят ко мне на Закон Божий. Мы читаем Евангелие, смотрим фильмы, разбираем, хотя бывает непросто – так как собираются дети очень разного возраста.

Со старшими детьми, лет с пятнадцати, очень сложно, особенно в тех семьях, где родители в храм не ходят. Я вижу, что только благодаря костяку из детей нашей семьи что-то еще держится.

– Одно из направлений клуба – туризм…

— Скорее, не туризм, а реставрация памятников архитектуры – такова наша концептуальная задумка.

Начинали мы в 1998 году с тех храмов, что в нашей округе. Первые наши выезды были в храм великомученика Георгия в Алешино. Рано утром приезжали, поздно вечером уезжали, дети тогда были еще маленькие, до 10 лет.

— А что может делать ребенок до десяти лет? Только мешать, наверное?

— Нет, он может не так уж и мало, надо только работу правильную задавать. Дети тогда носили мусор, сметали его в кучи, чистили подсвечники. Кто что может делать, тот и делает – если маленький ребенок, можно носить маленькие кирпичики, кто покрепче – копать может. Уравниловки не было.

Потом в Софрино мы впервые организовали выезд с ночевкой, там были дети по 14-17 лет, расчищали парк в усадьбе, где стоял храм. Мы несколько раз туда ездили: жили на берегу озера, купались, ну, и труд с молитвой в первую очередь.

Много выезжали работать в храмы Пушкинского района – в село Пушкино, в Артемово. Несколько раз бывали в Орехово-Зуево, четыре раза в Переславле-Залесском, в Никитском монастыре. В Ярославле были, готовили к тысячелетию город, в Кашине в Николо-Клобуковском монастыре. В прошлом году ходили пешком в Лавру преподобного Сергия, в этом году пешком дошли до деревни Васюково, там освящали источник в честь великомученика и целителя Пантелеимона и устанавливали на лесном холме большой поклонный крест.

— А как возможно организовать такой большой коллектив?

— Любая поездка планируется заранее. Приезжаешь, разговариваешь с игуменьей, где жить, чем питаться. Если едет сорок детей, то с родителями это уже семьдесят человек. Родители объединяются в отдельный рабочий отряд. Все дети в разновозрастных отрядах, у каждого – свой воспитатель (у которого нет своих детей в этом отряде). Работаем, в течение смены проводим спартакиаду, обязательно есть культурная, краеведческая составляющая.

Но, конечно, сложно. Я ищу администратора-помощника, которого пока нет. Помощников искренних много, а вождей нет. А если есть, то по семейно-рабочим причинам работать системно не могут. Вот и ждут все батюшку, а у него не всегда все со временем ладно, из-за занятости по школе.

 

— А не жалуются дети, что каждый год вкалывать надо, опять таскать эти кирпичи?

— Да какие жалобы – они из квартиры вышли на воздух, радуются! Работу надо по силам подбирать, тогда им не будет тяжело.

Но одна проблема есть: детям важно потрогать результат своих трудов, а вот с этим в монастырях сложно. Поработал такой улей, много всего сделано, но результат не всегда виден. Вот весной мы делали скворечники – сколотили, к вечеру повесили. Дети ходят радостные, в восторге. А когда большой объем работы, то увидеть результат сложно.

— И как, получается удержать подростков в Церкви? Или с началом переходного возраста они из клуба уходят?

— Наш опыт показывает, что остаются те дети, родители которых вместе с ними ходят в храм, вместе ездят в поездки. Многие уходят. Но утешаю себя словами Иоанна Златоуста, что бесследно ничего не проходит, надеюсь, что у них в душе осталось что-то от наших поездок, бесед, и оно со временем прорастет.

Жить семьей

— Отец Илия, в самом начале разговора Вы сказали, что советовать не считаете себя в праве. Можно попросить Вас не советовать, а пожелать. Что бы Вы хотели пожелать молодым отцам или молодым людям, которые в будущем станут отцами?

— Жить семьей.

Есть такая история про священника, который после семинарии был назначен настоятелем, и надо было ему разрушенный храм восстанавливать. Матушка у него молодая, красивая, а он ушел весь в стройку. Она обед готовит, он не приезжает домой, времени нет. Несколько месяцев прошло, год, ребенок родился. Батюшки дома почти никогда нет. Дело дошло почти до развода.

Матушка говорит: «Поехали к духовнику». Батюшка с готовностью согласился, он же благое дело делает. Поехали они к старцу Иоанну Крестьянкину. Ну, и батюшка там хорошо получил. Отец Иоанн объяснил ему, что никакие высокие цели не оправданы, если семья запущена. А если семье уделять время и внимание, то Господь даст то, чего недостает. В том числе и материальный достаток.

А иногда и материальным надо пожертвовать, чтобы больше времени отдать семье. Потому что, ну, что такое достаток — его же никогда не будет хватать. А там посмотришь, годы прошли, здоровье подорвано, достаток есть, но душу не радует, в тупике человек.

Поэтому желаю всем отцам жить своей семьей, не отдаляться и всей душой в свою семью вкладываться.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.