Главная Новости

Протоиерей Валериан Кречетов: В духовной жизни нет мелочей

Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна.

 Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна. На подступах к Церкви человека одолевают сомнения: а тот ли это путь, почему верующие и священники не являют собою идеал человека, и т.д. Преодолев первый эшелон препятствий и войдя в Церковную жизнь,  перед неофитом возникают новые проблемы: почему я не меняюсь в лучшую сторону, почему приходят периоды ослабления в вере,  нормально ли то, что прежнее окружение вдруг стало чужим? Иногда эти сомнения кажутся неразрешимыми, и тогда душа человеческая сходит с прямой дороги к своему Творцу и идет дальше по жизни тернистым и окольным путем. Но как сказал один из старейших духовников Московской епархии отец Валериан Кречетов, «набор сомнений, которые вводят людей в искушение, не так велик». Мы попросили отца Валериана разрешить некоторые из таких сомнений.

Отец Валериан решил стать священником еще в детстве, в школе он отказался вступить в пионеры и в комсомольцы, несмотря на все последовавшие за этим неприятности. Вернувшийся с войны и ставший священником отец, который в свое время прошел и Соловецкие лагеря, говорил ему: «Если хочешь быть священником, готовься к тюрьме». Потому закончив школу, Валериан поступил в Московский лесотехнический институт, — ведь в тюрьме на лесоразработки посылали в те времена. Но к счастью эта участь миновала о.Валериана. Он женился, стал отцом семерых детей (а сейчас уже дедушка 27 внуков) и с 1970 года служит в Покровском храме с. Акулово в Подмосковье. Он воспитал много священников, монахов и монахинь. Известный всей православной России старец о. Николай Гурьянов в последние годы принимал Причастие из рук о. Валериана и батюшка каждую неделю ездил к старцу из Москвы на остров Залита.  


 

Нравственный облик христианина 

В «Воспоминаниях…» архимандрита Спиридона (Кислякова) есть такой монолог буддийского ламы в ответ на проповедь о.Спиридона.

     «Господин миссионер, вы изложили нам вашу христианскую религию, и мы с большою любовью слушали вас и каждому вашему слову внимали. Теперь мы просим послушать и нас, язычников, некультурных людей. Да, господин миссионер, действительно, христианская религия есть религия самая высокая, общемировая. Если бы и на других планетах жили подобные нам разумные существа, то и они иной, лучшей религии не могли бы и иметь, чем христианская. Потому что христианская религия не от мира, но Божие откровение. <…> Но посмотрите сами, господин миссионер, посмотрите беспристрастно, живет ли мир так, как учил Христос? Христос проповедовал любовь к Богу и людям, мир, кротость, смирение, всепрощение. Он заповедал за зло платить добром, не собирать богатства, не только не убивать, но и не гневаться, хранить в чистоте брачную жизнь, а Бога любить больше отца, матери, сына, дочери, жены, даже больше себя самого. Так учил Христос, но не такие вы, христиане. Вы живете между собою, как звери какие-либо кровожадные. Вам стыдно должно было бы и говорить о Христе, у вас рот весь в крови. Среди нас нет никого по жизни хуже христиан…     Нет, господин миссионер, сначала пусть сами христиане поверят своему Богу и покажут нам, как они его любят. Тогда и мы, быть может, примем вас, миссионеров, как ангелов Божьих, и примем христианство».

Прокомментируйте, пожалуйста, эту цитату.

Представьте, приходит человек в больницу, и видит, что там полный кошмар: все продается и покупается, врачи только за деньги оперируют. Но из этой ситуации здравомыслящий человек не делает вывод, что медицина вообще не нужна, и только на этом основании к знахарям не идет. 

Так же я считаю, что сказанное в этой цитате про христиан — неправда. Я с этим не согласен. Утверждение, что вы все плохи, а мы все хорошие, это утверждение сектантского типа. На Руси столько святых было и столько блага творили! Даже само название Руси было — Святая Русь. У нас есть и Оптина Пустынь и новомученики. Да, спасающихся мало, но об этом еще Господь сказал: «Узок путь и тесны врата в Царство Небесное и мало тех, которые идут им». Но что же следует из того, что мало идут? Никому не идти?

Возможно, в процитированной речи имелись ввиду какие-то события, происходившие в Европе. Но население Европы — католики или протестанты, и их дела православным в упрек нельзя ставить, более мирной страны, чем Россия не было. 

В этом ламы вопросе есть еще один аспект, про который Иоанн Лествичник говорил: «один бес выгоняет другого». Некоторые сектанты   не признают Христа, за счет того, неправильно веруют и бесы их не трогают, поэтому многие из них, например, не пьют и не курят.  

И в мусульманских странах   распущенности намного меньше… 

Да, в мусульманских странах есть положительные моменты: старших почитают, устои семейные хранят. Конечно,   многоженство сюда не относится, но что хорошо, то хорошо. Однако источник этих положительных явлений вряд ли от духовной жизни происходит, скорее, — от сложившихся традиций. Когда же человек к духовной жизни приступает, тут то и начинаются искушения. Именно на того, кто стоит на верном пути, враг и нападает. Если же человек не на верном пути, то на него и нападать нечего. 

Где духовный рост? 

Обязательно ли есть связь между прижизненными переменами в человеке и его посмертной участью? Например, пришло время человеку умирать, а он понимает, что, несмотря на всю свою церковную жизнь, любви в нем как не было, так и нет, а гордыня и другие грехи как были, так и остались. 

Когда предаешься воле Божией, то Господь берет душу в наиболее лучший для человека момент в духовном смысле. Святитель Арсений (Ждановский) последний настоятель Чудова монастыря говорил что, когда человек готов, Господь ни мгновения не медлит, забирает душу в ее наиболее высшем здесь состоянии. Есть такая книга «Невероятное для многих, но истинное происшествие». В ней описывается как душа вышла из тела, увидела свое тело, потом увидела ангелов, бесов и последнее, что она услышала в том мире, когда она пришла на свет, было «не готов». Человека вернули в тело и сказали: «Иди и готовься». 

Любая ли перемена, происходящая с человеком, приходящим к вере, является правильной и здоровой? Есть ли здесь “болезни роста”? Например, часто задают вопрос,   насколько правильно желание сменить работу на более «богоугодную»?  

Без сомнения приход в Церковь меняет отношение человека к миру.

Есть, конечно, такие профессии, при которых мир духовный сохранять невозможно.  Например, торговая сеть, в которой процветает воровство. Если человек там не попался, то это не значит еще что, он не ворует. Но те, кто стремится к духовной жизни, в основном в такие сферы не идут. Но не нужно их осуждать, потому что на этих людях тяжелое бремя. Кто-то должен и продавать.  

Что касается отношения к людям, то если у вас правильное духовное руководство, правильное устроение, отношения всегда складываются хорошие. Когда я был инженером (а я 8 лет работал инженером), у меня было такое отношение к окружающим сотрудникам: мне было жалко всех, особенно женщин. Все носятся, причесываются на ходу, то дети им сюрприз преподнесут, то мужья, которые каждый «выкозюливает» по-своему. И вот напутает она в итоге какую-нибудь монтажную схему. Я возьму, переделаю, потому что, с одной стороны я старший, а  с другой стороны понимаю, что у них голова забита совершенно другим, как концы с концами свести, то ребенок заболел, и как тут выкрутиться или еще что-то. Если человек на правильном духовном пути, то отношение к людям становится лучше. Понимаешь, что этот несчастный мир крутится, люди живут без веры, как они живут вообще непонятно, такая их жизнь беспросветная.  Суетятся, завидуют, ревнуют, грешат, потом еще преступления совершают, аборты-убийства, потому что в их понимании: куда же столько детей? …

Чужой среди своих.

Почему родным человека, который начал свой путь в Православии, не становится от этого светлее и теплее, может быть, он что-то не так делает?  

Может быть и не так. Но то, что близким не становится теплее и светлее, это может быть и с другим связано. Поскольку «род сей [бесы] изгоняется только молитвою и постом», то враг и старается нападать, и не потому, что неправильно делаешь, а как раз потому, что правильно. Использует же он для этого всякие мелочи. Человек постится, начинает за общим столом другие блюда вкушать, а родных это начинает раздражать. Или верующий человек ходит в Церковь, а родные сердятся, ведь нужно ехать на дачу, нужно и то и другое. Иногда, конечно, нужно и сделать, что просят. А если даже ты не пойдешь в Церковь или съешь что-то не строго по уставу, то кому из-за этого станет неудобно? Как раз тому, кто тебя вынудил на такой поступок. Он может не сказать об этом, но ему будет неудобно, потому что он знает, что ты постишься, а он тебе помешал. Но конечно не сразу и не всякому такое понимание приходит, но и это может быть. 

Стоит ли общаться верующему  с неверующими или лучше устраняться? 

Есть такое изречение: с преподобным преподобен будешь, с избранным избран будешь, с неповинным неповинен будешь, со строптивым развратишься. Или еще проще: с кем поведешься от того и наберешься. Канонами запрещалась общаться с еретиками и иноверцами. Но если человек цепляется за вас, то отталкивать его не по-христиански, но и самому лезть не нужно. Необходимо рассудить, по силам ли тебе будет это общение, потому что если нет крепости в вере, то начнут смущать, и закатишься неизвестно куда.  

Стоит ли устраняться от общества или, утрированно говоря, «бежать в леса»? 

Нет. От мыслей не скроешься, они везде будут одолевать.  

Где найти искреннее чувство?

Во время домашней молитвы или службы бывает состояние, которое наверно лучше всего выражается словами «окаменное нечувствие». Иногда или даже постоянно, читая молитвы, чувствуешь себя просто магнитофоном, который прокручивает пленку. Если это состояние ненормально, то что делать, ведь искреннее чувство из кармана не достанешь?  

Конечно, это ненормально. В Евангелии сказано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим». Прежде всего, о сердце сказано.

В таком случае надо молиться, просить помощи Божией. Преподобный Серафим в беседах с Мотовиловым говорит, что молитва всегда нужна, во всем нужна и больше всего нужна. Схиигумен Пантелеймон по этому вопросу сказал, что слова в нашей власти, а сердце не в нашей. О том же говорит и поговорка «сердцу не прикажешь», и эта поговорка не только к любовным отношениям относится. Само чувство дается от Бога. По-моему, святитель Николай Велимирович сказал: «От человека подвиг веры, а от Бога дар любви». Бог даст молитву молящемуся.  

Иногда состояние «окамененного нечувствия» наступает из-за погруженности в житейские занятия. Например, посмотришь какой-нибудь фильм, и вдруг обнаруживаешь себя духовно опустошенным, как будто выпавшим из той реальности, в которой есть Бог. Что в таких случаях делать? Отстраниться от мира совсем не получается, тянет. 

Это состояние, когда отступает благодать. От фильма стоит и отказаться. Но уходить от мира необязательно, можно жить в мире премирно. Вы все сразу хотите, это слишком сложно, так же как новичку  одновременно и в ноты смотреть и на фортепиано играть. Сначала это кажется невозможным, но потом приходит. Мирская жизнь идет как бы механически, а духовная жизнь идет внутри своим чередом.  

А если «выпадение» из благодати происходит из-за совершенного греховного поступка, что делать? 

Каяться.

Когда я был на Афоне, один батюшка спросил афонского подвижника, почему мы исповедуемся, причащаемся, а потом опять начинаем грешить? А он говорит, потому что боль сердечная не пересилила грех. 

Как жить, чтобы не совершать тяжких грехов? 

Не пренебрегать мелочами. Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, подготовка. Сначала какая то мыслишка, потом компания, потом выпивка, блуд и так далее, еще какое-то падение.  Сначала человеку интересно, что там такое, потом начинает тянуться, потом хочет приобрести, потом начинает искать способ как приобрести, нечестность какая-то возникает при подходящей возможности. В духовной жизни, говорят — нет мелочей.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.