Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает новую модель сосуществования разных культур
Многонациональной и многорелигиозной России необходимо опираться на обновленные модели прошлого: Древней Руси, Российской империи или стран Ближнего Востока «до того, как туда пришли западные страны со своими рецептами». Такое мнение высказал 17 февраля председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин на круглом столе в РИА Новости, посвященном истории межнациональных отношений в России, по сообщению Благовест-инфо.
Согласно о. Всеволоду, мультикультурность, основанная на унификации, на «приведении всех к одному знаменателю», сегодня потерпела крах в европейских странах. «Думаю, именно об этом, о крахе мультикультурности с надеждой на унификацию, говорили Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, президент Франции Николя Саркози».
В современном обществе мультикультурализма не избежать, но он не должен быть связан с «идеологическим проектом унификации», будь то православная или гуманистическая идеология, подчеркнул священник. Напротив, нужна такая модель, которая основана на «стремлении иметь в одном обществе возможности для самореализации разных религиозных и этнических групп», причем эти особенности не связаны только с внешними проявлениями — «не просто с балалайками или национальной одеждой, а с теми правилами, по которым живет социум или субсоциум». Такой мультикультурализм – это вызов, т.к. «в одном обществе люди могут считать ценностью совершенно разные вещи», но положительный опыт такого рода в истории есть – например, в Российской империи или в древнем мире, а также в Древней Руси и на Ближнем Востоке до вторжения туда европейцев в позапрошлом веке. «Эти модели нужно обновить и предложить современному миру… Это гораздо более работающая модель, чем все, что построил до сих пор безбожный мир и в том числе — Запад», – продолжил председатель ОВЦО.
Суть этой модели проста: «Мы должны принять, что каждый живет по-своему, что люди, полностью верные своему этническому и религиозному идентитету, должны учиться мирно жить с другими людьми, также верными своему идентитету». В этой модели нет места «оскорблению религиозных чувств и насильственным действиям». У этой модели нет альтернативы: «Эта модель ждет нас в будущем — или в будущем нас ничего не ждет», подчеркнул о.Всеволод.
Он добавил также, что в России необходимо найти «тонкое» сочетание реализации прав этнического большинства и национальных меньшинств. «Не получится ничего в России, если мы не сможем услышать голос большинства – русского народа, который многим не доволен: отсутствием экономических и социальных перспектив, униженным положением в ряде мест; не доволен в том числе поведением некоторых этнических меньшинств. Но у нас ничего не выйдет, если и национальные меньшинства, которые являются органичной частью нашей страны, не получат полной возможности для саморазвития, в том числе – в отстаивании своего образа жизни. Не только на Северном Кавказе, но и в тех местах, где разные народы соприкасаются, в частности, в Москве. Должны быть возможности для культурной и религиозной самореализации разных меньшинств, в том числе – чтобы свободно потанцевать лезгинку; чтобы мусульмане могли свободно молиться, должно быть достаточное количество молитвенных помещений. Но все это должно быть тонко настроено в сочетании со всеми правами, которые должны иметь жители Москвы».
Есть еще одно важное условие межнационального мира, сказал далее о. Всеволод: «У нас ничего не получится, если получат влияние в обществе… а тем более придут к власти представители неонацистских или неоязыческих организаций. Их деятельность должна быть вынесена за рамки приличий и за рамки законности».
О. Всеволод не принял участие в полемике на круглом столе, но некоторые участники после ухода священника готовы были поспорить с ним. Так, директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин отметил, что о кризисе западной мультикультурности как таковой говорить рано, и привел успешные примеры (Канада). По его словам, только французская модель была основана на принципе ассимиляции, о британской же такого сказать нельзя. Он призвал мыслителей и общественных деятелей «не ругать других, а учиться у всех, руководствуясь своими ценностями», тем более, учитывая, что «кризис межнациональных и межрелигиозных отношений, хоть и в смягченной форме, есть и в России».