Протоиерей Всеволод Чаплин призвал давать нравственную оценку литературе и искусству
24 октября. ПРАВМИР. В эфире телеканала Союз протоиерей Всеволод Чаплин призвал давать нравственную оценку произведениям литературы и искусства.
Он напомнил, что после интервью на русской службе новостей и предложения подумать об оценке таких произведений как роман Владимира Набокова «Лолита» и роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», разгорелся спор. В нем отца Всеволода обвинили в желании запретить эти произведения, сжигать книги, наложить цензуру на литературу.
«Некоторые из критиков договорились даже до того, что художник живет по особым законам. Территория искусства, в частности, территория литературы не подвержена никакой регламентации со стороны общества, потому что общество может только благоговейно и молчаливо признать за художником и писателем право говорить все, что угодно…», — прокомментровал батюшка выступления в защиту Набокова и Маркеса. Он также заявил, что, несмотря на то, что случайно выбранные интервьюером романы, действительно являются самыми цитируемыми и популярными в конце 20 и начале 21 веков, это не значит, что они не могут быть подвержены критике общества, что священнослужители не могут поставить вопрос: «Кому полезно читать такие романы?».
Отец Всеволод считает, что есть нравственная и правовая проблема в том, что эти книги издаются государством за счет налогоплательщиков, распространяются через систему школьного образования и государственную библиотечную систему, в то время как некоторые граждане могут быть радикально несогласны с тем, что в них описывается.
Батюшка отметил, что некоторые его собеседники справедливо считают, что определенная мораль в романах есть: герои, предаваясь извращенной страсти, обычно плохо кончали. Тем не менее, почти всегда подобные сюжеты используются пропагандистами раскрепощенности в своих целях. Он также привел в пример появление в русской классической литературе произведений, романтизирующих и оправдывающих супружеские измены, герои которых воспевались в школьной системе образования как примеры свободы и противостояния «мрачным, заскорузлым сторонам человеческой жизни. В первую очередь, настоящей крепкой семье».
Отец Всеволод считает, что дискуссия относительно того, хорошему, или плохому учат те, или иные произведения искусства, необходима.
«Почему мы слышим вместо дискуссии окрик? Потому что люди понимают, что тот, кто считает половую разнузданность опасной, гибельной, убивающей человека, всегда говорят правду. А те, кто пытается утверждать, что именно полная разнузданность в половой жизни дает людям счасть — неправы. И жизнь показывает их неправоту», — считает он.
Читайте также:
Протоиерей Всеволод Чаплин о Г.Маркесе, В.Набокове и оценке художественной литературы