Закончился крупнейший общественный форум — Всемирный Русский Народный Собор. Проанализировать его итоги мы попросили главу Отдела Взаимоотношений Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

— Уже опубликованы итоговые документы: Соборное слово и Резолюция XIV Всемирного Русского Народного Собора. В них подводятся итоги обсуждения самого широкого круга вопросов (нравственность, образование, защита семьи) и содержатся конкретные пожелания участников Собора государству и обществу.

Резолюция Собора во многом основывалась на предложениях, поступивших от членов Государственной Думы и Совета Федерации.

Основное внимание в Соборном слове было уделено проблемам образования. В частности, в Соборном слове зафиксирована позиция Собора относительно нового закона об образовании. По мнению участников Собора, этот закон должен обсуждаться максимально широко, в его разработке должно принимать участие все общество.

«2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя, что свидетельствует об особом внимании государства к вопросам образования. На протяжении XVIII, XIX и большей части XX века школа в России была не только фактором передачи знаний, но и ключевым инструментом нравственного воспитания. Благодаря энтузиазму и подвижническому труду российского учительства эта традиция продолжается и сейчас. Педагогическое наследие русской и советской школы, школы Магницкого, Ушинского и Макаренко, бережно хранится и приумножается лучшими учителями России. Во многом именно им мы должны быть признательны за то, что подрастающее поколение не до конца утратило способность к восприятию ценностей, накопленных за предыдущие эпохи.
Вместе с тем, общее состояние образовательной сферы по-прежнему  внушает чувство беспокойства и тревоги. Вот почему образовательная политика в нашем государстве требует перемен, особенно актуальных в свете разработки нового закона «Об образовании», участие в которой должно принимать все общество.
Каждодневный труд педагогов, их личные усилия и самоотверженная преданность своему делу порой не приносит должного плода из-за системных сбоев и концептуальных ошибок  в постановке образовательного процесса, уходящих корнями в 1990-е годы. Именно тогда был провозглашен принципиально ложный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний».

Не меньший интерес для участников Собора представляют проблемы нравственности в связи с образованием и воспитанием молодежи.

«Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.

Имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших  ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масс-культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовной ослабленной и нравственно дезориентированной.

В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.  В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура».

Во втором документе, вышедшем с подзаголовком «Опыт духовно-нравственной традиции – альтернатива тотальному контролю над семьей», дана жесткая оценка ювенальной юстиции.

«Участники Собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным,  и на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом.

В основе детской беспризорности, нарушений прав детей – идеология планомерного разрушения семьи. Институт ювенальной юстиции – институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней. Данный институт противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи. Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа над семьей».

По всем вопросам в ходе Русского Народного Собора велась очень серьезная и в то же время демократичная дискуссия. Таким образом, итоговые документы оказались весьма актуальными и злободневными.

— Отец Всеволод, Вы упомянули такую острую проблему как ювенальная юстиция. Была ли дискуссия по этому вопросу? Были ли среди участников Собора сторонники ювенальной юстиции?

Сторонников ювенальной юстиции вообще не так много. Жестким сторонником ювенальной юстиции является член Общественной палаты РФ Олег Зыков, но на Соборе он не выступал, поэтому дискуссии с ним не сложилось.

Вообще, необходимо понимать, что система ювенальной юстиции — это всего лишь частный случай попыток государства вмешательства в дела семьи, т.е. только вершина айсберга.

Материал подготовила Мария Сеньчукова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.