Протоиерей Александр Авдюгин: О том, что не смог и не успел сказать…

Каждый из нас задумывался: какими мы будем после собственного воскресения? Именно внешне, как будем выглядеть? Как и не раз задавали мы себе вопрос о том, сможем ли узнать после личного воскресения тех, кого любили и кем дорожили?

Мы все воскреснем!

Именно с таким интригующим названием прошла моя очередная встреча (славу Богу, уже третья) в Духовном центре строящегося в Киеве кафедрального собора в честь Воскресения Христова.

Почему интригующим?

Да ведь в теме этой – все наши надежды, наша вера и, в тоже время, естественные и вполне оправданные страхи о том, каково будет это воскресение для меня лично?

Пришлось даже к друзьям в ЖЖ и Фейсбуке обращаться с вопросом: что бы они желали услышать о нашем с Вами грядущем и обязательном воскресении? Пожеланий было предостаточно, но с чего начать, я практически до самой встречи так и не определил. Решение пришло практически перед самым началом нашего общения. Первыми словами после “доброго вечера” были:

– Обычно говорят “начал за здравие, а закончил за упокой”, я же начну изначально за упокой, чтобы завершить именно о здравии. Итак, все мы обязательно умрем, причем неизвестно когда и обычно раньше, чем надеемся и предполагаем. Есть и еще одна обязательность, которая предстоит каждому – все мы воскреснем.

Далее говорить было проще, так как еще ветхозаветный пророк Исаия сказал: “Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле” (Ис.25:8), а Своим искуплением наших грехов и воскресением в измененной плоти, Господь утвердил нашу грядущую будущность.

Трудно сказать насколько слушателям были полезны и понятны мои рассуждения, это им вопрос задавать надобно, но судя, по многочисленным запискам, на которые пришлось отвечать, тема была нужной.

И как всегда, любой священник это может подтвердить, после беседы или проповеди выясняются не только ошибки в сказанном, но и с сожалением понимаешь, что многое не смог, упустил или не успел преподать из того, что было бы очень нужным, более понятным и образным.

Попытаюсь здесь дополнить упущенное.

Вербное воскресеньеВеликий Пост стремителен. Уже скоро – суббота акафиста, Благовещение, воскресение праведного Лазаря, радостный и трагичный праздник Входа Господнего в Иерусалим и Страстная седмица.

Духовный центр Четыредесятницы выделить невозможно, для каждого, для кого эти дни не только голодание и ограничения, он сугубо свой и зависит от уровня собственного покаяния и любви, но все же перед нами именно то время, где о грядущем нашем воскресении можно не только думать, но и опытно его познать.

Восклицание апостола: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (1Кор.15:55), было бы невозможно, если бы сами апостолы говорили и свидетельствовали только о духовном воскресении Спасителя.

Воскресение было иным, оно было и телесным. Да, в ином теле, в ином состоянии, которое мы земными определениями передать не можем.

Естественно, новое тело Христа поражало всех. С одной стороны – дух, но тут же разрешение: потрогайте меня. Господь просит пищи, а затем  проходит через закрытые двери. Это выходит за границы нашего понимания, нашей с вами обыденной жизни.

Господь не просто воскресает, Он реально показывает, что происходит изменение человеческой природы. И не что-то новое, доселе неизвестное нам открывается, а возвращается  наше нормальное человеческое состояние, которое мы утеряли со времен прародителей. Перед нами: Воскресение человеческой природы во всей полноте, поэтому и называют Христа вторым Адамом.

Каждый из нас задумывался: какими мы будем после собственного воскресения? Именно внешне, как будем выглядеть? Как и не раз задавали мы себе вопрос о том, сможем ли узнать после личного воскресения тех, кого любили и кем дорожили? И хотя вера сама по себе – не логична с точки зрения материалистической логики, Христос еще до Своего Воскресения нам показал, что всех узнаем, всех увидим, причем в их и нашей полноценной сущности.

Вспомните Преображения Господне. Каким способом апостолы на горе Фавор узнали Моисея и Илию, если те умерли за много столетий до их рождения, а изображать лица в ветхозаветном Израиле было запрещено? Апостолы без сомнения узнают древних праведников, как и осознают, что время в земном его понимании уже отсутствует.

Эти рассуждения на основе Евангельской истории имеют свое многочисленное подтверждение в нашем Святом Предании. Вот только есть большая сегодняшняя беда в нашем православном исповедании веры, что, поддавшись протестантским нападкам, мы редко вспоминаем об этих свидетельствах.

Есть еще одно преткновение дня нынешнего, перекочевавшее нам оттуда, куда сегодня так усиленно многие стремятся. По опросам, в европейских государствах большинство уверены, что они попадают только в рай или, по крайней мере, имеют возможность, пройдя некое “чистилище”, все едино в нем оказаться. Не в этих ли утверждениях кроется наша непоследовательность в вере, отрицание духовных подвигов и соблюдение церковных установлений?

Воскресение ХристовоПуть от Воскресения Христова к собственному Воскресению возможен лишь тогда, когда сердцем своим мы стараемся соединить земное и небесное, а это лишь при главном условии исполняется: душа наша обязана быть “паче снега убеленной”. Сложно, трудно, невозможно? Но ведь “Бог намерения целует”! Стремись, старайся и Господь, видя даже малую к Себе любовь даст недостающее. Уверенность же, что если Бог есть Любовь, то Он не допустит, чтобы Его творение страдало в преисподней – хитрая уловка врага рода человеческого.

Мы преображаемся в свете Христова Воскресения лишь при наличии веры в это Воскресение. Собственного воскресения и будущей жизни с Богом может не состояться, если не будет духовного труда  и стремления выполнять Заповеди Божьи.

Мы можем стать святыми и нет ничего гордого в нашем стремлении к святости, к тому, что делает смерть собственную лишь необходимым эпизодом в нашей жизни.

Смерть лишь двери.

Все народы знают и даже отрицающие Бога понимают, что человек бессмертен. Отрицание этого – признак времен последних, как говорит протоиерей Андрей Ткачев это “признак отупения человеческого”.

Личное бессмертие – это то, во что верили и верят всегда. Отсюда и понимание, что Бога можно умолить, если к Нему стремиться.  Любой грешник может все изменить, и тогда Пасха Христова станет Пасхой каждого из нас.

Пред нами заключительные дни Великого Поста и Страстная. Время еще есть. Поэтому нужно стремиться к своему воскресению, причем – не только на миг частного и страшного Суда, а в жизнь вечную.

Вот этого я не успел сказать на встрече в Духовном центре. Слава Богу, что есть возможность исправиться.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии -…
Как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы в Греции
Русская художница о вышивке гладью, мечте стать криминалистом и неуверенности в себе

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: