Предложив восстановить кремлевские храмы и монастыри, российская власть возобновила дискуссию о необходимости других изменений в архитектуре столицы, в частности о судьбе мавзолея Ленина. О том, как надо относиться и как надо поступить с мавзолеем с точки зрения православного христианина размышляет настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков.

— Я не считаю, что мавзолей нужно сносить. Получается, что одни строят, другие — сносят. Потом приходят новые люди, сносят строения-символы этих; затем опять приходят другие, опять сносят прежних… Древние христиане не считали, что непременно нужно сносить языческие храмы, а приспосабливали их под христианские храмы. В «Кадашевских чтениях» (сборник № 14) опубликованы две статьи на тему судьбы мавзолея. В них дана разумная, по моему мнению, историко-культурная постановка вопроса. Я во вступительной статье сборника также высказался на эту тему. Я думаю, что зиккурат, поставленный на Красной площади и называемый мавзолеем, является символом Вавилона. Об этом мало кто говорит.

В Библии Вавилон был символом высшего, последнего нечестия и дважды отмечен в Апокалипсисе Иоанна Богослова, как город всемирного нечестия и как символ Всемирной блудницы. Но сегодня ни в каком другом городе на планете нет символов Вавилона, несмотря даже на нравственное разложение, идущее по всему миру. Только в России и именно в Москве стоит вавилонский храм у Кремля на месте христианских святынь. Его строительство было попыткой коммунистической власти уже в самом ее начале установить торжество Вавилона и Вавилонской блудницы во всем мире, начиная с России и начиная с маленького «скромного» зиккурата, призванного стать символом второй Вавилонской башни. В России Бог разрушил замысел всемирного Вавилона и в Москве, слава Богу, этот план провалился. Этот замысел не осуществился ни в виде коммунистической мировой державы, ни — пока – в современных формах, которые распространяются сегодня по всему миру.

Что хотели бы видеть здесь люди традиционной христианской культуры? Мы бы хотели здесь видеть трансформацию форм, свойственную ранне-христианскому сознанию. Древние христиане не разрушали все языческие храмы, а перестраивали их под христианские церкви. Ярчайший пример тому – афинский Парфенон, который до XVI века был православным храмом, пока захватившие Грецию турки не устроили в нем склад боеприпасов: туда попал снаряд, взорвал его, и с тех пор он стоит в развалинах.

На Красной площади складывается удивительное противостояние символов: собор Василия Блаженного – восстановленный Казанский собор – восстанавливаемый Чудов монастырь за стеной Кремля – иконы на Спасской и Никольской башнях с одной стороны; и между ними вавилонский зиккурат с остатками тела Ленина — с другой. Истинно апокалиптичекая картина в знаках! Мне кажется, что такое острое, взаимоисключающее противостояние не может продолжаться долго: победит дух истинной веры. А на мавзолее надо поставить крест, как символ Апокалипсиса, Страшного суда и Второго пришествия Христова. Разумно будет превратить это место нечестия в поминальный храм о жертвах коммунистических гонений против русского народа и Православной Церкви.

А Ленина нужно отдать коммунистам и пусть они делают с ним, что хотят. Лучше всего остатки тела предать земле.

Записал Александр Филиппов

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: