Перекрестить
О том как провести последнюю неделю перед Великим Постом, на что обратить внимание – рассказывает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.

Я не считаю, что на Масленичной неделе надо как-то себя психически готовить к Великому Посту и к Прощеному воскресенью. На мой взгляд, наша Церковь сама через службу, уставы, обряды, а ещё и непосредственным действием благодати настраивает нас и на посты, и на праздники. Великим постом это особенно заметно: там и служба очень отличается от обыкновенной, и убранство храмов, и облачения духовенства, мелодия песнопений. И подготовка к Великому посту идёт несколько недель.

Что касается Масленицы, то, с одной стороны, делается послабление, нет поста в среду и пятницу, с другой стороны, уже мясо не едим. Какое-то особое масленичное веселье, я считаю… терпимым, но в меру. Пьянство же всегда греховно: и в пост, и в праздник, и на Масленицу. Поесть немного привольнее, чем обычно, есть смысл, но не до объедения, конечно. Умеренное послабление в пище помогает начать подвиг поста, как бывает человеку нужно замахнуться перед ударом молотком по гвоздю.

Помню, был забавный случай, когда мне как раз на Масленицу по какому-то вопросу позвонил наш митрополит Ювеналий и спросил: «Как вы там, справляете Масленицу?». Я не понял иронии и выжидательно промолчал,  а он воспринял молчание как некий намек, что я ее праздную. И тогда уже строго продолжил: «А что тут праздновать? Масленица – это не праздник».

В масленичную неделю надо почаще, как позволяет возможность, ходить в храм – вот и подготовка к великопостным службам.

Уже делаются поклоны, читается молитва Ефрема Сирина.

Некоторые прихожане заранее боятся поста, говорят: «Батюшка, я вот уже наперёд нервничаю, что настанет пост, мне будет тяжело». Я им объясняю, что до поста ещё надо дожить, а бояться тут совершенно нечего, потому что  пост не мука, которую Бог на нас возлагает, а Его помощь нам в борьбе с нашими страстями. Ведь страсти, в том числе чревоугодие и лень – цепи, которыми мы уже сейчас навеки связаны, но пока ещё есть время от этих смертельных пут освободиться.

Что касается Прощеного воскресенья, то лучше просить прощения и самому прощать сразу, не дожидаясь никаких сроков. Но, если не получается, то Прощёное воскресение – удобный повод.

Помню, когда я был ещё алтарником, поссорился с одной бабушкой-прихожанкой. Я сейчас даже не помню и неважно, кто из нас был больше неправ, но я как человек более пылкий раньше успокоился и пытался помириться, а она не хотела. Но на Прощеное воскресенье  я подошёл к ней, сказал: «Прости меня», и она меня простила. Все-таки в этот день все настраиваются на нужный лад.

Замечательно на эту тему высказался митрополит Антоний Сурожский, хотя сказал он про отношения с Богом, но это относится и к людям. Владыка Антоний сказал,  что, прежде чем просить прощения у Бога, нам надо сначала самим Его простить. Парадоксально, но понятно. Мы на Бога сильно обижены, Он нередко не по-нашему делает, порой не даёт того, чего мы просим. Так что сначала надо  простить Бога и принять то, что Он посылает, а потом уже просить прощения. Подобно и в человеческих отношениях. Если я сам не прощаю обидчика, моя просьба о прощении не будет искренней.

Почему всё же Церковь установила чин прощения непосредственно перед Великим постом? Всего, конечно, я не постигаю, но из опыта могу сказать, что тяжко на душе, если с кем-то находишься в ссоре. И конечно, хочется перед большим и трудным делом получить мир от своих ближних, да и ближним дать мир, то есть примириться со всеми.

Случаев, когда кто-то из церковных людей категорически отказывался простить кого-то, я не припомню: это все-таки редкость среди православных – грубый отказ от примирения. В житиях святых такие случаи описаны, и Бог очень сурово наказывал гордецов.

Например, в древней Антиохии священник Саприкий и мирянин Никифор поссорились. Никифор раскаялся и не раз просил прощения у Саприкия, но тот наотрез отказывался. Тогда были гонения на христиан, Саприкия подвергли муке, он был твёрд в исповедании Христа, его уже вели на казнь. И тут к нему подбежал Никифор и стал со слезами умолять о примирении, однако Саприкий оказался непреклонным в своей злобе. Тогда благодать отступила от него, он внезапно пал духом и отрёкся от Христа. А Никифор, наоборот, исповедал себя христианином и стал мучеником.

Аналогичная история случилась в Киево-Печерской Лавре, где поссорились иеромонах Тит и иеродиакон Евагрий, и за отказ примириться Бог поразил иеродиакона внезапной смертью.

Но такие явления и в древности были редкостью среди церковных людей, и сейчас редкость. А вот злопамятность – иное дело. Совершенно очиститься от неё даже при всём желании бывает непросто, могут годы и чуть ли не вся жизнь уйти на это. Ну, что ж, надо бороться, каяться в своей гордыне, молиться за себя и за обидчика, главное – себя не оправдывать.

Чтобы простить, важно чётко разделять в обиде два разных момента: скорбь, которую мне человек причинил, и суд над человеком.

Источником всего, что со мной происходит, является Бог. Люди и бесы, и все обстоятельства – только орудия промысла Божьего. Поэтому всякую скорбь нужно со смирением принять как бы из рук Божиих.

А судить ближнего нам запрещено Сами Богом, это заповедь Господня. Человек-то, может быть, ещё хуже, чем мне кажется, но суд мне не вверен. Вот представьте. Скажем, иду я по улице и вижу, что кто-то грабит торговую палатку. Открываю уголовный кодекс, листаю, смотрю, что за такой поступок грабителю полагается три года заключения. Я его хватаю, тащу к себе в подвал, там держу три года, кормлю, вывожу гулять. Что я делаю? Я совершаю преступление. Меня  могут посадить за такие действия. Хотя вроде бы поступил правильно, наказал грабителя по уголовному кодексу. Только вот я не имею права этого делать. То же самое происходит, когда мы осуждаем других людей. Нам не вверено судить, нам вверено прощать, а судит Бог, которого следует благодарить за всё, что Он нам посылает, в том числе и через обидчика.

Как христианину показать окружающим, что он христианин? Конечно, никогда нельзя отрекаться от веры. Нужно ли проповедовать? Не всем это под силу, не все призваны. А проповедь без Божьего призвания не принесёт доброго плода.

Хорошо бы хотя бы не стесняться своей веры. Например, не побояться перекреститься при людях, перекрестить свою тарелочку в столовой на работе. Я обнаружил,  что для многих и это очень тяжело. Поэтому не настаиваю. А ведь такие простые действия могут иметь большое миссионерское значение. Потому, что тарелочку перекрестил, меня спросят: «Ты что, ненормальный?» А я им на это отвечаю, что нет, я человек верующий, для меня это естественно». «А зачем ты крестишь, это все фарисейство, все лицемерие?» — вероятно, последует дальше. Тут появляется возможность и про лицемерие рассказать, и про смысл и значение крестного знамения. Если чего-то не знаю, то очень хорошо сказать: «Извините, это вопрос сложный, я не могу сразу на него ответить, пойду, почитаю, поспрашиваю у более знающих, вам потом расскажу».

Возвращаясь к теме подготовки к Великому посту. Конечно, подвиг воздержания необходим, только нужно правильно понимать, что этот подвиг не наше приношение Богу, а Божия милость нам. И пост, и воздержание, и возможность прощать и просить прощения – это все дары Божии, которые вполне естественно желать и принимать из рук Божиих с благодарностью.

И последнее. Говорят, что во время поста нужно почаще заглядывать внутрь себя. Это так. А в другое-то время куда нужно заглядывать? В духовном трезвении нет разницы между постами, праздниками и буднями: как заметил, что мои мысли, чувства, желания разлетелись по вселенной, а то и в преисподнюю завалились, так и покаялся. Над внешней суетой мы (по крайней мере, миряне) не властны, но «всяким хранением блюди своё  сердце» сказано для всех.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.